издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тайна «подснежника»

Произошло, казалось бы, непоправимое. Во всяком случае так казалось самому потерпевшему. Экономиста из Ворошиловградской области, некоего В. Кравченко, в гостинице Иркутска обворовали. Все денежки пропали. Без малейшей надежды на результативную помощь всё же сообщил о пропаже в Кировский РОВД. И, к великому изумлению потерпевшего, уже назавтра ему была возвращена половина похищенного. Вторую половину вор успел истратить, но, без сомнения, после суда возвратит всё до копеечки. Обрадованный и потрясённый таким оборотом дела, гость Иркутска написал благодарственное письмо — и не куда-нибудь, а в «Восточно-Сибирскую правду», дескать, зря грешат на нашу милицию — вон как сработали. Редакцию, конечно, заинтересовало, а кто они, эти молодцы. Узнали. И сопроводили письмо автора припиской, в которой сообщались имена членов оперативной группы, работавшей по заявлению гр. Кравченко. Первой значилась фамилия оперуполномоченного уголовного розыска лейтенанта милиции Андрея Либе. Дата публикации — четвёртое апреля 1989 года…

И вот я держу в руках книгу из серии «Байкальский детектив» с интригующим названием «Вернуть за вознаграждение…» И фамилия автора: Андрей Либе. Оказалось, это тот самый оперуполномоченный, слова благодарности которому были высказаны через нашу газету. Чуть ли не двадцать лет прошло с того самого памятного дня, и мог ли подумать тогда молоденький лейтенант, что со временем вместо табельного пистолета он возьмёт в руки перо.

Признаться, я не любитель детективного чтива, поэтому никогда не задерживаюсь возле книжных развалов, сияющих глянцевыми обложками изданий криминального толка. Но этот случай особый — иркутянин, сам бывший опер, выпустил в свет свою первую книгу. А поскольку в планах у Андрея Либе ещё одна, очередная повесть, то можно уже говорить о рождении упомянутой серии.

О чём же повесть «Вернуть за вознаграждение…»? Пересказывать сюжет, лихо и весьма остроумно закрученный, — дело неблагодарное да и ненужное. Скажем только, что в центре повествования автор вывел журналиста одной из ведущих телекомпаний Иркутска. Случайно (или не-случайно) он оказывается на месте обнаружения трупа молодой женщины и начинает самостоятельное расследование, позабыв давно известную истину: любопытство сгубило не только кошку.

Надо сказать, что автору удалось, как говорится, поймать читателя, в том числе и меня, «на крючок». Ничего не скажешь, пролог выписан и стилистически, и психологически тонко, точно: на двух-трёх страницах перед нами проходят миг и вечность — последние минуты жизни затравленной, но несломленной жертвы преступников.

Невольно после такого зачина окунаешься в неторопливое течение повести, любопытно всё-таки, где и когда «выстрелит ружьё» — помните Чехова, который говорил, что если в первом акте пьесы на стенке висит ружьё, то в последнем оно обязательно должно выстрелить? Замечу, к слову, что эпизод, столь удачно выписанный в прологе, так и остался лишь аппетитной «наживкой», но благодаря именно ей мы смогли стать свидетелями целого ряда обстоятельств — обыденных и чрезвычайных, окунуться в стихию бандитского сходняка, поучаствовать в погонях, убедиться в том, что милицейская служба не только опасна и трудна, подчас это крайне утомительная и рутинная работа. Есть в повести и случайная связь, переросшая в самую что ни на есть страстную любовь, но это проходит этаким фоном, «рисунком на обоях», а всё же в центре — несколько сюжетных линий, в скрещении которых кроется разгадка событий — необычных, противоречивых, поначалу как бы совершенно автономных, не связанных друг с другом. К концу повести, разумеется, торжествуют закон и справедливость. У главного героя — журналиста — явно кружится голова. И не только от дедуктивных размышлений и умозаключений, погонь, выпитого пива и кое-чего покрепче, но и от внезапно нахлынувшего чувства…

Короче говоря, читатель благополучно добирается до развязки — для одних действующих лиц счастливой, для других, как говорится, антиподов нашей морали, не очень. Время закрыть книгу и задуматься, состоялась ли повесть. Думаю, со мной согласятся те, кто уже успел прочитать первую книгу из обещанной серии, — да, состоялась. Но ряд замечаний высказать всё же необходимо. Удручает, скажем, наличие эпизодов сугубо натуралистического свойства — постельные сцены, тюремный быт с присущим ему духом «параши» и пр. Мне могут возразить: а разве можно найти другие краски для описания, скажем, воровского дна, его обитателей, которые кроме как «по фене» и выражаться-то не умеют? Допустим. Ну а как быть с так называемым «ментовским» фольклором, жаргонизмами? Мне опять могут возразить: детектив, дескать, чтение для настоящих мужчин, сильных парней, а не для каких-то там маменькиных сынков и желторотиков. Не знаю, не знаю…

И ещё одно замечание. Повесть явно страдает длиннотами, переизбытком ненужных деталей. Открываю наугад одну из страниц. …Увязавшись за ментовской машиной, выехавшей на место преступления, наш герой-журналист колесит по родимому Иркутску, причём маршрут выписан столь подробно, что даже мне, коренному иркутянину, приходится включать всё своё внимание и воображение — голова идёт кругом… Читаем: «Но вопреки его (героя повести. — О.Б.) предположениям, обе машины благополучно миновали перекрёсток с улицей Трилиссера, оставили позади и кинотеатр «Баргузин», миновали спуск к Лисихе, слева промелькнул Байкальский микрорайон. С кольцевой развязки до плотины Иркутской ГЭС машины потянули вверх, на подъём по Байкальскому тракту. Проехали поворот к Сибэкспоцентру и последний, нижний, поворот в микрорайон Солнечный. «Не иначе как в Молодёжный собрались», — подумал Евгений…» И т.д. Что ж, автору не откажешь в скрупулёзном знании схемы движения по любезному ему и нам городу.

Прошу читателей извинить за столь пространную выдержку. Очень уж не хочется, чтобы в последующих книгах задуманной серии (а я уверен, что они последуют) автор допустил подобного рода перечисления, многословие. Да и желательно, чтобы к великому и могучему он отнёсся с большим почтением. Ну а в целом — в целом я считаю, что первая книга удалась Андрею Либе. Подкупает его взгляд — острый, незатёртый, чуточку ироничный.

И ещё. Автор вместе с президентом холдинга «Авангард» Канагатом Рамазановым, с помощью которого издана книга, сделали в День милиции щедрый подарок — презентовали личному составу иркутской милиции тысячу экземпляров издания, где в занимательной форме отражён их труд — нелёгкий и благодарный.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры