издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Застывший бензин

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Цены на автозаправках Иркутска замерли почти на месяц. В то же время оптовые цены из-за летнего дефицита бензина некоторых марок, вызванного плановыми ремонтами на заводах, продолжают ползти вверх. Владельцы независимых АЗС и хотели бы поднять стоимость, да не могут – у крупнейшего игрока розничного рынка, компании «Иркутскнефтепродукт», цены стабильны. Чего ждать автомобилистам от заправщиков в июне, выяснял «Сибирский энергетик».

Последний раз цены на автозаправочных станциях «Иркутскнефтепродукта» менялись 29 апреля, сообщили в компании. «Крайснефть» последний раз меняла ценник 14 мая, да и то только на газ (его цена подросла на 30 копеек, до 12,10 рубля). Никакого движения цен на бензин и дизель не было замечено в мае и в розничной сети компании «Омни». Данные официальной статистики лишь подтверждают: в конце апреля средняя цена за литр бензина АИ-92 равнялась 23,54 рубля, а в конце мая – 23,56 рубля. Согласно последней сводке Росстата о средних ценах на топливо в Иркутске на 31 мая, АИ-80 стоил 21,32 рубля, высокооктановые бензины АИ-95 и другие – 26 рублей, дизельное топливо – 22,24 рубля. 

В то же время ситуация в оптовом секторе иная. По словам собеседника «Сибирского энергетика» из компании «Омни», за месяц высокооктановые бензины на биржах подорожали примерно на 10%. Регуляр-92 производства Ангарской НХК «маленькими шажками» наценился за месяц примерно на 1000 рублей за тонну, сокрушается представитель «Крайснефти». Рост цен вызван дефицитом нефтепродуктов: «В день продаётся 500–600 тонн 92-го бензина, а потребность в нём больше», – отметил один из собеседников «СЭ». Иркутская область, по его мнению, уже ощущает этот дефицит. Ачинский нефтезавод в Красноярском крае до 5 июня был на ремонте, поэтому главный производитель топлива в регионе – Ангарская НХК – отправляла большие объёмы на запад. Летом происходит и сезонное повышение спроса на бензин – с началом огородного сезона люди начинают чаще ездить на дачи, за город, на Байкал, считают в «Крайснефти». 

По данным аналитического отчёта компании «Кортес»,  недельный объём торговли нефтепродуктами на биржах рос последние две недели подряд. Значительный прирост обеспечили, с одной стороны, крупные сделки по нефтепродуктам, а с другой – увеличение торговой активности. За первую неделю месяца на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса с АНХК реализовано 15,3 тыс. тонн нефтепродуктов, с Ачинского НПЗ – 7,8 тыс. тонн.

Если за неделю, завершившуюся 28 мая, нефтепродукты на биржах значительно подешевели, то на прошедшей неделе ситуация на биржевом рынке отличалась. Некоторые продавцы повышали цены на нефтепродукты, причём подорожал как автобензин, так и дизельное топливо. Повышению цен способствовали сезонно высокий спрос, активное контрактование объёмов нефтепродуктов с поставкой в июне и отскок мировых котировок нефти к уровню 75 долларов за баррель в минувший четверг. «С другой стороны, повышение цен не носило повсеместного характера, поэтому пока можно говорить лишь о стабилизации на рынке и коррекции в сторону повышения, которая, главным образом, была связана с активными закупками июньских объёмов нефтепродуктов», – считают аналитики «Кортес».

Нефтепродукты производства АНХК на бирже преимущественно дорожали. Цены сделок по бензину Нормаль-80 за прошедшую неделю повысились на 250 рублей за тонну – до 20,2 тыс. рублей. Регуляр-92 подорожал на 900 рублей – до 25 тысяч. Премиум-95 Ангарской НХК «Роснефть» не предлагает на биржах с 25 мая. 

Подорожало и летнее дизельное топливо Ангарской НХК: за неделю его цена повысилась на 300–500 рублей в зависимости от марки. На торгах 3-4 июня сделки по летнему дизельному топливу и евро заключались по цене 17,8–17,9 тыс. рублей за тонну.

Из-за роста в оптовом секторе, несмотря на увеличение розничных продаж и апрельское повышение цен «Иркутскнефтепродуктом» до уровня чуть выше среднего по рынку, независимые заправочные сети, по словам их представителей, работают «в ноль». Впрочем, это лучше, чем месяцем раньше, когда представители «Омни», «Крайснефти», АЗС «Энергис» и других сетей говорили об отрицательной рентабельности.

В том случае, если объёмы топлива с АНХК, выставляемые на биржу «Роснефтью», в июне не увеличатся, заправщики будут вынуждены поднимать цены для потребителей, считают эксперты, и напротив, при увеличении объёмов и снижении оптовых цен, возможно, топливо подешевеет и на АЗС. Ожидают ли иркутян отсутствие бензина на заправках, как в прежние годы, собеседники «СЭ» затруднились ответить однозначно.

Ситуацию на региональном рынке нефтепродуктов комментирует Вадим Новиков, научный сотрудник Института экономики переходного периода и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, научный редактор журнала «Экономическая политика»:

– Мне кажется, что к теме нужно подходить с большой осторожностью, поскольку она сейчас чересчур политизирована. Прежде чем отвечать на вопрос о сложившейся ситуации на региональном рынке нефтепродуктов, хотелось бы обсудить то, что скорее всего здесь предполагается. 

Дискуссия о том, что происходит на этих рынках, ведётся с начала кризиса. Мы привыкли к тому, что сравнивается динамика мировой цены на нефть, американской цены бензина и российской цены нефтепродуктов. Как свидетельство монополизма часто приводится такой довод: российский бензин дешевеет медленнее, чем американский, и ещё более медленно, чем падает мировая цена на нефть. А другие свидетельства монополизма пока найти сложно. Это наблюдение верное, оно подтверждается статистикой, проблема в том, что это не вся правда, а только некоторая её часть. Изучать нужно не только то, что происходило с лета 2008 года, но и всю предшествующую динамику начиная с нефтяного бума 2002 года. 

А с 2002 по 2008 год с обратным знаком происходило то же самое, что сейчас обсуждается как монополистические явления. Из трёх показателей быстрее всего росла мировая цена на нефть, на втором месте было удорожание бензина в США, на третьем – увеличение стоимости бензина в России. Если поправить сравнительные данные по росту цены бензина в Штатах и в нашей стране, очистить их от инфляции, то окажется, что за период с 2002 по 2008 год американский бензин подорожал более чем на 150%, а российский – всего на 40%. Таким образом, никакое, в том числе монополистическое, объяснение происходящего не может касаться только того, что происходило с начала кризиса. То есть любое объяснение процессов, влияющих на цены, должно касаться обоих периодов.

Антимонопольная служба предпочитает действовать по-другому. По мнению её специалистов, медленное падение цены бензина – свидетельство монополизма, тогда как медленный рост цены бензина в предыдущий период ФАС записывает в свои заслуги. Но не может быть, чтобы замедленный рост был явлением конкурентным, а когда эта динамика пошла в обратную сторону, замедленное падение объясняется совершенно другими факторами. На мой взгляд, объяснения тут не настолько сложные, и в основном они сводятся к особенностям российской налоговой системы. А более конкретно – к особенностям  экспортного налогообложения. Именно прогрессивная шкала пошлины на нефть объясняет, почему стоимость экспортной альтернативы колеблется далеко не так сильно, как изменяется в целом цена нефти на мировых рынках. 

Но если мы говорим, что обычно приводимые свидетельства монополизации неубедительны, это совершенно не означает, что монополизации нет. Она лишь не является надёжно доказанной. Предполагаю, что во многих регионах могут существовать какие-то примеры особого отношения региональных властей с нефтяными компаниями, препятствия к доступу на те или иные региональные рынки, и, разумеется, имеет смысл с ними бороться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры