издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Балетный эксперимент

Бурятский театр оперы и балета открыл новый сезон в Иркутске

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ, для «Восточно-Сибирской правды»

Бурятский государственный академический театр оперы и балета вновь приехал в Иркутск с большими месячными гастролями, и удивительное ощущение испытываешь от того, что, хотя немного времени прошло с предыдущей встречи, уже успел соскучиться по операм и балетам, по замечательным артистам этого театра.

Прошёл всего один театральный сезон. Думается, ощущение это от того, что театр всегда представляет при каждом новом свидании новые имена солистов оперы и балета, новые спектакли, новые постановочные решения, что свидетельствует о постоянном поиске и росте творческого потенциала, о системном формировании труппы национальными и интернациональными кадрами, о неустанном стремлении пополнять репертуар яркими и неоднозначными музыкальными произведениями. Так, в прошлые гастроли большой зрительский резонанс вызвала постановка балета – мистерии Карла Орфа «Кармина Бурана», теперь театр вновь привёз этот удивительный спектакль, но уже в ранге лауреата Государственной премии Бурятии. Театр покажет балет на музыку Г. Доницетти «Арлекинада», но уже в качестве дипломанта десятого Международного фестиваля балетного искусства в г. Киеве, и, конечно, бессмертную «Красавицу Ангару» Л. Книппера и Б. Ямпилова – лауреата Государственной премии РФ им. М. Глинки.

Нынешние гастроли театр оперы и балета построил по прошлогоднему плану: в первую половину насытит иркутян балетными спектаклями, а вторую полностью посвятит оперному искусству. И здесь зрителей также ожидают новые музыкальные открытия. Это оперы К. Молчанова «Зори здесь тихие», Дж. Пуччини «Чио-чио-сан», Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Каскад балетного гастрольного репертуара Бурятский академический открыл весьма своеобразным и неожиданным балетом – «Юки». Он родился в стенах театра по инициативе балетмейстера Анастасии Кадрулевой по мотивам романа М. Фермина «Снег». Целое созвездие композиторов – А. Пярт, К. Манселл, Дж. Кейдж, Ф. Гласс, К. Саариахо – невольно презентовало свои музыкальные сочинения, украшенные традиционной японской и буддийской музыкой и соответственно инструментованные, которые составили музыкальную партитуру балета на японскую тему.

Сюжет балета внешне незамысловат. Молодому поэту Юки в моменты медитаций было видение Белой Канатоходки, и он влюбился в свою мечту. Ничто не может остановить его на пути к ней: ни любовь Весенней Снежинки, ни посвящение в самураи, и Юки отправляется на поиски. Однако встреча с Белой Канатоходкой не привела к радости: девушка-мечта гибнет, а проснувшийся Юки вновь увидел рядом с собой верную Весеннюю Снежинку и самурайский меч, и «шагали они рука об руку, сохраняя баланс двух сердец в той капле реальности, что всё ещё витала в воздухе».

Таков драматизм сюжета, однако решение балетмейстера Анастасии Кадрулевой выходит за рамки любовной коллизии либретто. Она рассматривает события как отдельные детали японской хроники, которые лишь в некоторой степени определяют национальный колорит: да, есть сакура, есть маски, закрывающие лица мужчин и символизирующие тенденции японского театра; да, в балетных позах вдруг проявятся намётки традиционных национальных танцевальных поз; да, есть и самурайский меч, но, строго говоря, нет традиционных японских одежд, не тянет герой Юки на самурая, в мелодике самого балета нет узнаваемой японской фактуры и, по большому счёту, новый балет Бурятского театра перешагивает национальные черты и границы, становясь современным произведением с современной хореографией и стилистикой. Балетмейстер, тем не менее, умело вплетает в структуру танца хореографические элементы классического балета, красоту классической параллели и поддержки, в то же время добиваясь, чтобы каждое движение, каждая поза несли глубокий смысловой подтекст, уходящий от наивной конкретики к серьёзным философским обобщениям. 

Порой эти танцевальные поэмы вообще лишены явно звучащей музыки, либо вся она заложена в ритмику звучащего барабана, но не прерывается состояние реально существующей мелодии, и драматизм, и лирика, и поющий снег, и торт из белого рафинада вдруг обретают эту мелодию, как бы интимно поющую в душе каждого зрителя. И в этом смысле в балете есть что-то гипнотическое. Нет, конечно, зритель не впадает в медитативное состояние, но до некоторой степени испытывает определённое тревожное ощущение, если безоглядно отдаётся музыке и действию. Однако мне представляется, что этот балет не для широкого зрителя, – он требует особого эмоционального настроя, культурологической зрелости, определённой элитарности аудитории.

Театр имеет талантливую балетную труппу, где солистам и кордебалету по силам любой сложности эксперимент, все считают за счастье быть активными творцами композиторских и постановочных замыслов, не боящимися привносить в сценическое решение своё видение сюжета и индивидуальную творческую интер-

претацию. Вот и балет «Юки» стал для артистов балета концентрацией хореографического символизма, где балетмейстер практически лишила их чрезмерной выразительности танца, а жёсткость звучащего музыкального сопровождения потребовала от артистов особой внутренней насыщенности, чтобы сначала привлечь внимание, а потом поглотить ум и чувства зрительного зала.

В балете «Юки» заняты ведущие солисты Бурятского академического театра: это дипломант Всероссийского конкурса артистов балета им. Г. Улановой Булыт Раднаев (Юки), Евгения Мижитова (Весенняя Снежинка), Баярма Цыбикова (Нэж или Белая Канатоходка). Пусть простят меня уважаемые артисты, но мне бы не хотелось разъединять искусственно коллективный образ балета, в который каждый артист достойно внёс максимум таланта, увлечённости, зрелости мастерства и умения философски размышлять и обобщать. Именно такой подход в создании балета и обеспечивает ему неординарность восприятия.

Художник-постановщик Александр Ишигенов создал для балета аллегорическую сценографию, которую в зависимости от действия можно воспринимать многопланово. Единственное неудобство, на мой взгляд, создают многочисленные решётки декорации, которые скрадывают значительную часть хореографии, но, быть может, это в большей степени упрёк балетмейстеру Анастасии Кадрулевой. Очень удачно вписывается в структуру балета небольшой по объёму, но выразительный видеоряд.

Быть может, следует ещё раз подумать о партитуре света. Сегодня спектакль в основном окрашен тёмными тонами и красок, и света, но лирические сцены Юки и Снежинки могут быть более яркими и светлыми. Это внесёт дополнительные черты оптимизма, который в полной мере проявится в финале балета.

Итак, Бурятский академический театр оперы и балета открыл в нашем городе свой очередной гастрольный сезон, начал с серьёзной, нестандартной и высокохудожественной заявки на творческую зрелость, с предельно выразительной способности создавать современные спектакли. Пусть же эта высокая творческая планка, продемонстрированная балетом «Юки», олицетворяет весь гастрольный репертуар любимого театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры