издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особенности национальной хирургии

  • Автор: Ольга МУТОВИНА, «Восточно-Сибирская правда»

Около 400 хирургов из России и стран СНГ соберутся завтра в Иркутске, чтобы обсудить проблемы лечения печени, желчных путей и поджелудочной железы. Международный конгресс хирургов-гепатологов продлится три дня – с 19 по 21 сентября. В нынешнем году научно-практический форум посвящён памяти нашей землячки – профессора Марии Пациора. О том, чем знаменита уроженка Иркутской области, кто приедет на форум в Иркутск и вызывает ли хирург, который занимается операциями на печени, трепет у пациента, мы беседуем с директором Научного центра реконструктивной и восстановительной хирургии, членом-корреспондентом РАМН, председателем оргкомитета конгресса Евгением Григорьевым.

– Евгений Георгиевич, расскажите, пожалуйста, почему местом проведения конгресса в 2012 году выбран Иркутск.

– Иркутские школы хирургов-гепатологов хорошо известны в России. Профессора Всеволод Астафьев, Сергей Чикотеев, Николай Корнилов – признанные специалисты в хирургии печени и поджелудочной железы. Я тоже имею отношение к этой проблеме. Профессионально мы вполне терпимые люди, поэтому нам предложили провести конгресс в Иркутске. Безусловно, определённое значение имел бренд Байкала. Последний конгресс проходил в Москве, он был посвящён памяти академика Владимира Фёдорова, который скоропостижно умер в 2010 году. 

Форум в Иркутске приурочен к 100-летию со дня рождения Марии Пациора, она родилась в селе Куйтун Иркутской губернии. Закончила Иркутский медицинский институт, потом работала в Читинской области. Там занималась вопросами организации переливания крови. В Научном центре хирургии в Москве, который сейчас носит имя академика Бориса Васильевича Петровского, в 60-х годах прошлого века она первая в стране создала специализированное отделение портальной гипертензии. Если говорить по-русски, она занималась болезнями печени, которые приводят к нарушению кровообращения. По существу наша землячка основала новое направление хирургии. Ученики Марии Демьяновны стали крупными специалистами в этом разделе клинической хирургии. Кстати, из Москвы на конгресс приезжает один из её учеников – профессор Александр Шерцингер, он будет читать мемориальную лекцию.

– Какие вопросы будут в центре внимания на конгрессе? Кто приедет на это мероприятие?

– Длительное время в России и СНГ работает Ассоциация хирургов-гепатологов, она объединяет около тысячи человек. Каждый год мы собираемся на конгресс, чтобы обсудить проблемы патологии печени, поджелудочной железы, желчных протоков, двенадцатиперстной кишки. Специалисты также рассматривают вопросы трансплантологии, онкологии и воспалительных заболеваний, анатомические аномалии названных органов. 

Состав конгресса довольно приличный и по количеству гостей, и по значимости в нашей специальности. Участие в форуме уже подтвердили более 330 специалистов из Казахстана, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Прибалтики и практически всех регионов России. Мы не считаем хирургов из Иркутской области, которые тоже будут на конгрессе. Предпоследний форум проходил в Уфе, там собралось около 500 человек. Учитывая отдалённость нашего города, достаточно трудные коммуникации (вы знаете, как трудно добраться до Иркутска, например, из Томска или Омска), мы ожидаем приезд около 400 человек. Главное – крупнейшие представители этой специальности в Иркутске будут. Организация конгресса – очень ответственное дело, поэтому я, несмотря на определённый опыт проведения конференций общероссийского масштаба, немного взволнован и сильно нервничаю. 

– Скажите, медицинский форум такого масштаба пройдёт в Иркутске впервые?

– По масштабам, возможно, впервые. В 1999 году у нас проходило достаточно крупное собрание – Международная конференция по колопроктологии. С тех пор, пожалуй, такого представительства не было. 

– С какими темами выступят на конгрессе специалисты из вашей клиники?

– Наша клиника представит шесть докладов. Профессора Николай Корнилов и Сергей Чекотеев будут говорить об осложнениях в хирургии печени и поджелудочной железы. Доклад, который буду делать я, связан с наиболее драматичной ситуацией – некрозом поджелудочной железы. Будут также обсуждаться вопросы, которыми занималась Мария Демьяновна Пациора. Наши молодые учёные выступят с докладом о печёночной портальной гипертензии. Будут представлены серьёзные работы, связанные с диагностикой заболеваний печени и поджелудочной железы. Заявлен также доклад об, я бы сказал, уникальных операциях по лечению рака головки поджелудочной железы.

– Можете оценить, насколько сейчас изменились методы хирургии по сравнению с теми, которыми пользовалась, например, профессор Мария Пациора?

– Очень серьёзно. В том и заключается уникальность Марии Демьяновны, что в очень сложных технологических условиях, без хорошего диагностического оборудования она идеологически сформулировала перспективу развития нового направления. В её время не было трансплантологии, сейчас при заболеваниях печени есть возможность пересаживать печень, поджелудочную железу. То есть изменения в этой специальности просто революционные. Ведь хирургия – это не только руки, это, безусловно, ещё и технологии, приборы, диагностика.

– Как изменился размер разреза за последние десятилетия?

– Он зависит от ситуации. Сейчас мы стремимся к миниинвазивным способам хирургии, когда через небольшие отверстия хирург вводит приборы и выполняет операцию. Но и классическая хирургия с большими разрезами, с широким уровнем доступа не ушла в прошлое, например при пересадке печени. Хотя через некоторое время миниинвазивная хирургия будет применяться и здесь. 

– У нас в городе проводится пересадка органов?

– Да. В нашей клинике группу возглавляет Николай Корнилов. Сделано больше 80 пересадок почек, идёт очень активная подготовка к пересадке печени. Нужно отметить, что в этой сфере очень много трудностей, прежде всего законодательного плана. В первую очередь нужны законы, позволяющие брать орган у погибшего, к сожалению, человека на этапе мозговой, а не биологической смерти. Потому что при мозговой смерти сердце ещё бьётся, органы снабжаются кровью, чего нет при биологической смерти, значит, их потенциальная способность к приживлению очень плохая.

– У человека, который не связан с медициной, упоминание о хирурге, который проводит операции на головном мозге, на сердце, вызывает трепет. В то же время кажется, что печень или двенадцатиперстная кишка не такие важные органы. Следовательно, и отношение к врачам, оперирующим их, немного другое. Вы это чувствуете? 

– Действительно, в нашем социуме определённый трепет существует, но я вам скажу: больному безразлично, по какому поводу и на каком органе его оперируют – на сердце, лёгких или головном мозге. Ему важно выздороветь. Казалось бы, простая вещь  аппендицит, а ведь до сих пор по этому заболеванию сохраняется летальность – 1 децепроцент по России. Есть операции более сложные, чем пересадка сердца, например при заболеваниях кишечника. Но вообще к хирургам люди всегда относятся довольно прилично. 

– Можно ли сказать, что вы специализируетесь на патологиях печени и сопутствующих органов?

– Нет, мне приходится заниматься и хирургией лёгких, толстой кишки, тонкой кишки, и осложнениями со стороны живота. Гепатология – это одно из направлений работы, оно актуально. Есть заказ: к нам обращаются люди, мы им помогаем. У нас госпитальная хирургическая клиника. Это клиника жизни, у нас учат студентов. К нам попадают разные больные, поэтому наши сотрудники занимаются самыми разнообразными проблемами. Как, впрочем, и по всей России.

– Вам приходится иметь дело с больными, когда консервативные методы лечения уже не помогают. Все вредные привычки и пороки у вас перед глазами. Не возникает чувства досады, почему люди себя так запускают?

– Есть две категории пациентов. Одни очень внимательно относятся к своему здоровью. Но болезни были, есть и будут. Вне зависимости от того, как бы человек ни занимался физкультурой, ни берёг себя, рано или поздно ему придётся обратиться за помощью к хирургу. С этим ничего не поделаешь. Вторая категория больных рассуждает: «А, пройдёт», «А, ничего». Терпят, пока дело не доходит до серьёзного заболевания. В этом случае, конечно, приходится упрекать, почему раньше не обратились. Ещё одна проблема: часто люди из отдалённых сёл и хотели бы вовремя попасть на приём к врачу, но для этого нужно далеко добираться. Зачастую у сельских жителей и денег таких нет, чтобы доехать до ближайшего специалиста. 

– Как обычно пациенты попадают в вашу клинику?

– У нас областная клиника, к нам приезжают люди по направлению из всех районов области. Кроме того, семь дней в неделю наша больница дежурит по травмам «грудь и живот», людей привозит «скорая» после ДТП, с ножевыми и огнестрельными ранениями. Также семь дней в неделю по «скорой» к нам доставляют пациентов с любыми заболеваниями. На базе клиники работают кафедра госпитальной хирургии Иркутского медуниверситета и институт хирургии. 

– Актуальна для вас проблема нехватки оборудования, специалистов?

– Безусловно. Учитывая изменения в системе медицинского образования, в хирургию идут не так охотно, как в моё время или чуть позднее. Я сорок лет работаю хирургом. Когда учился в институте, это была популярная специальность, был большой конкурс. Сейчас этого не стало: условия труда в районах области не так хороши, как хотелось бы, зарплаты невысокие, оборудование не всегда соответствует требованиям времени. Хирургия – хлопотная специальность. 

Если говорить об оборудовании, технический прогресс настолько мощный, что уже через 3-4 года техника, которая ещё недавно считалась современной, не отвечает потребностям медицины. Быть постоянно на гребне, иметь современную технику – это достаточно затратное дело, такие деньги нам не дают. Хотя в последнее время ситуация меняется, Центр хирургии получил неплохое финансирование – это разовая акция. 

[title=»Уважаемые участники конгресса!» width=»100%»]

Особую гордость иркутян вызывает не только то, что такой широкомасштабный медицинский форум проходит в столице Приангарья, но и то, что этот международный конгресс посвящён 100-летию со дня рождения профессора Марии Пациора, уроженки села Куйтун Иркутской губернии, одной из основательниц такого сложного раздела медицины, как гепатология. Гордимся мы и нашими современниками, которые каждый день  консультируют сотни пациентов, проводят наисложнейшие операции и диагностику с использованием компьютерных технологий. 

Болезни печени выходят на одно из первых мест по распространённости и в настоящее время являются пятой по частоте причиной смертности населения во многих развитых странах. Рост уровня хронических заболеваний печени называют второй эпидемией нашего века после эпидемии сердечно-сосудистой патологии.

Каждый год на конгрессе хирургов-гепатологов обсуждаются вопросы и инновационные технологии в диагностике и хирургическом лечении заболеваний печени. Такое представительное собрание учёных и врачей, как практикующих докторов, так и исследователей, даёт возможность выработать общие принципы ведения пациентов, представить коллегам свои научные достижения и разработки, обсудить сложные клинические случаи и способствует нахождению общих путей для решения вопросов лечения, терапии и профилактики.

Хотелось бы отметить не только традиции Международного конгресса гепатологов, но и стабильность его проведения, обеспечиваемую и поддерживаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российской академией медицинских наук, Ассоциацией хирургов-гепатологов России и стран СНГ, областным министерством здравоохранения, другими медицинскими организациями. Это сохраняет надежду на то, что в недалёком будущем будет решён вопрос с расширением профиля медицинской специальности «гепатология». 

От имени депутатов Законодательного Собрания Иркутской области желаю конгрессу успешной и плодотворной работы!

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила БЕРЛИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры