издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Иркутска на литературной карте мало, а хотелось бы больше…»

Хорошая книга не всегда лежит на видном месте в книжном магазине. Не всегда отмечена «Нобелевкой», Букеровской премией или «Большой книгой». Хорошую книгу написать можете вы сами, если будете внимательнее к жизни и людям родного города. Редактор отдела культуры журнала «Русский репортёр» Константин Мильчин на минувшей неделе рассказал иркутским книгоманам об издательской кухне, литературных премиях и книжных новинках. Подробности – в «Сибирском энергетике».

Год литературы привлёк в Иркутск целый ряд тематических проектов. В рамках одного из них, «Пространство Библио», фондом Олега Дерипаски «Вольное дело», компанией Еn+ при поддержке группы компаний «ЕвроСиб-Энерго» и ОАО «Иркутскэнерго», а также редколлегией проекта «Библиотека «Добрый свет» в Иркутске организованы литературные встречи с известными московскими публицистами.

«Сибирский энергетик» побывал на лекции одного из них – редактора отдела культуры журнала «Русский репортёр» Константина Мильчина, который рассказал о том, где брать информацию о книжных новинках – как профессионалам-библиотекарям, так и просто книголюбам, начинающим и со стажем.

Первое слово – за издательствами и писателями, считает эксперт. Собственные сайты, блоги для них – уже необходимость, а не милое увлечение. Именно здесь читателю можно почерпнуть массу интересного – о том, что написано, что готовится в печать или ещё только задумывается автором. «Есть писатели, которые комментируют каждый свой чих, каждое своё интервью, выход книжки на разных языках. Есть авторы, которые, как Захар Прилепин, любят писать рецензии на произведения своих коллег и выставлять их в соцсетях, на собственных страничках и т.д.», – рассказывает публицист. 

У большинства российских издательств существуют собственные рассылки для партнёров, клиентов и т.д. о книжных новинках. Подписаться на них тоже не составит большого труда. Однако если читатель решил взять для себя за основу именно эту рассылку от книжных издательств, надо учитывать и некоторые нюансы её составления. В каждом бизнесе среди деловых партнёров есть «кухня»: своя политика со своими интригами. Если, например, издатель по какой-то причине уже в последний момент, когда книга на выпуске и гонорар автору выдан, обиделся вдруг на автора, то книга в продвижение не попадает. И всё. О ней никто не узнает. Она не включается в рассылку, пиарщики и маркетологи издательства просто её игнорируют.

В то же время при такой возможной необъективности о «профильной» информации для настоящих книгоманов рассылка будет все-таки любопытной. Ведь через неё порой «утекает» и внутренняя информация, та, что не предназначена для рядового читателя. 

– Это тоже очень интересно: узнать, как издательства пытаются придумать разные комбинации, чтобы заманить, привлечь покупателя, – замечает эксперт.

Второй уровень получения полезной информации о новинках на рынке – книжные магазины. Сегодня нет нужды стаптывать башмаки, чтобы обежать их все в погоне за информацией. У каждой крупной книготорговой организации также существуют сайты в интернете. Просматривать хотя бы раз в пару недель стартовые страницы крупнейших московских магазинов – «Москва», «Библиоглобус», «Московский дом книги», а также книжный интернет-магазин «Озон» – это полезно, считает эксперт: «Надо заметить, что отдельные магазины, например, «Москва», гонятся за тем, чтобы у них постоянно появлялись новинки. Далеко не у всех магазинов такая бизнес-стратегия. Для кого-то важно, чтобы книжки появлялись вообще».

Рекомендует Константин Мильчин обращать внимание на этих сайтах прежде всего на такие разделы, как «Книга месяца» и «Рейтинг продаж». 

– Как-то я писал рейтинг по 30 странам мира на тему, что и где читают. Больше всего меня поразил тогда венесуэльский книжный рынок. В одной из статей, размещённой на иностранном сайте, говорилось: «Как странно, что на этой неделе самой продаваемой книгой в Венесуэле не стала «Сто лет одиночества». В стране перевод этого романа вышел 30 лет назад, но по-прежнему оставался вечным бестселлером. Однако почему-то в ту несчастную неделю лидером продаж стала книжка про танцы. Или ещё похожий случай. На пике популярности президента Франции Николя Саркози в Греции вышла книга, занявшая лидирующие позиции по продаже, в ней доказывалось, что Саркози якобы является греком. Видите, сколько интересного можно узнать, изучая рейтинги, – говорит Мильчин.

Третий уровень источников информации о книгах – это собственно СМИ, т.е. рецензии, которые в них публикуются. Но с этим в России всё плохо, сразу оговаривается эксперт. По его словам, на телевидении нет книжных программ, на радио практически нет, в Интернете, газетах и журналах рецензии становятся всё короче и короче: «Если в 90-х рецензии были по пол-авторского листа, сегодня – в лучшем случае половина газетного. В толстых журналах это пара страниц, а в еженедельниках если и есть что-то про книжки, то максимум – на три тысячи знаков. Скоро, наверное, рецензенты перейдут в формат Твитта, а читатели будут отвечать смайлами. Это будет очень информативная рецензия: пара смайлов, и всё, в общем-то, понятно…». Таким образом, если раньше пресса давала более-менее объективную картину о книжных новинках, то сейчас её всё-таки нужно искать самому.

Помочь в этих поисках и разобраться в качественном наполнении бестселлеров могут литературные премии. В России самая старая независимая литературная премия Андрея Белого, где победителю вручают рубль, водку и яблоко. Самая большая денежная премия в 3 млн рублей за «Большую книгу». Есть также премия «Ясная поляна», отличающаяся консерватизмом. «Национальный бестселлер» – питерская премия, которая так или иначе остаётся в Питере, но выбор победителя происходит публично. «Нос» вручается за новейшую словесность и новейшую социальность, но были идеи вручать за новейшую сексуальность, когда на конкурс поступило очень много работ на тему личной жизни, шутит Мильчин. Российская премия «Дебют» открывает новые имена, её победители так или иначе потом остаются, закрепляют за собой место в литературном пространстве. 

Но следить полезнее не столько за победителями, сколько за шорт-листами конкурсов. Без сомнения, победитель Букеровской премии – персона важная и значимая, но самое интересное – кто же остальные, его соперники? Ведь механизм многих российских и зарубежных премий таков, что далеко не всегда лучший из лучших оказывается в победителях, считает критик.

– В чём механизм литературной премии? Как известно, есть три вещи, на которые люди больше всего обращают внимание – секс, деньги и смерть. Ну, убивать писателя всякий раз, когда у него вышла книжка, не гуманно, а главное – одноразово (хотя, как только автор умирает, все его неудачные произведения становятся удачными). С сексом тоже не очень всё получается. Писатель в России, как правило, асексуальный пожилой мужчина. Красавчиков вроде Прилепина, Глуховского (а последний к тому же знает ещё пять языков) крайне мало. Остаются только деньги. Ведь когда неизвестно кто неизвестно за что получает денежную премию, это сразу привлекает внимание. Возникает вопрос: «Почему не мне?», и неважно, что ты ничего не писал. Поэтому одна из главных премий в литературе – Нобелевская, сумма которой с шестью нулями всегда будет интересна читателям, – рассказывает Константин Мильчин.

При этом каждый год, когда вручается Нобелевская премия, появляется мнение – она же вручена не за литературные достоинства, а за что-то другое… Например, за то, что автор – преследуемый, гонимый, или за то, что он вообще женщина, не он, а она. Такие предположения имеют под собой основания, отмечает эксперт. Премии (в том числе и Нобелевская) действительно имеют совершенно разные критерии оценки.

– Я всегда привожу в этом случае пример. Первая в мире литературная премия, о которой сохранилось письменное свидетельство (но случай, видимо, всё-таки никогда не имевший место) – поединок между Гомером и Гесиодом. Оба якобы состязались перед пастухами, пытаясь доказать, кто из них действительно великий древнегреческий поэт. Но даже мудрые пастухи не смогли этого решить и присудили премию Гесиоду просто потому, что он воспевал мирный труд, а Гомер – войну. А мир, как мы знаем, победит войну. То есть уже в те давние времена премией отмечались не литературные достоинства, а, например, борьба за мир, – делится выводом Мильчин.

Что же говорить про наше время? Вопрос о том, что круче – роман «Анна Каренина» или любой женский роман в мягком переплёте, который читается в маршрутке по дороге на работу, пожалуй, не столь сложен. В первом случае есть сюжет, потрясающе прописанная главная героиня, другие герои, в том числе второплановые, тоже очень хорошо показанные автором. А вот если сравнить «Каренину» с «Госпожой Бовари»? Поэтому, по замечанию лектора, даже Нобелевская премия в какой-то степени не объективна: она вручается не за конкретные произведения конкретного автора. Здесь, скорее, жюри, пользуясь славой людей, которые раздают миллионы, пытается обратить внимание читателя на какую-то тенденцию, на страну или литературную стратегию, уверен Константин Мильчин: «Три года назад была вручена премия китайскому писателю Мо Яню. В одной из частей его романа сцена показана глазами рыбы, которая летит по небу после того, как в реку попала и взорвалась граната. Рыба, выброшенная из воды, увидела часть сражения. Здесь шведские академики, вручившие премию, обращают внимание на целый пласт китайской литературы, которую мы знаем на самом деле плохо. В позапрошлом году премию получила Элис Монро – так отметили всю канадскую литературу, обратили внимание на то, что есть Канада, но она зажата между американской и английской литературой. Шведы обратили внимание и на то, что есть автор, который всю жизнь оставался верным одной и той же теме, одному и тому же жанру. Монро пишет рассказы о женщинах своего родного региона. Это очень важно для России. У нас все пишут про Москву, а питерцы пишут про Питер, есть Иванов, который пишет про Пермь, есть Вася Авченко, который пишет про Владивосток, а, например, Иркутска на литературной карте мало. А хотелось бы больше. Получается, в основном, если не пишут про столицу, то пишут про условную провинцию, вместо того чтобы писать о родном городе. На это намекают шведские академики». 

У другой крупной премии, Букеровской, тоже есть свои особенности – её никогда не дают за те книги, которые уже получили в текущем году какую-либо награду. Если, например, произведение удостоено награды «Национальный бестселлер» или получило «Большую книгу», то Букера оно никогда не получит. «Это забавно, но когда я стал членом жюри премии «Нос», то сам рассуждал так же: одна книжка уже премию получила, а у меня есть шанс рассказать читателю о другой», – говорит Мильчин. Все эти особенности эксперт тоже предлагает принимать во внимание при подборе литературы, которую планируете прочитать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры