издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мини-фонд капремонта

  • Автор: Татьяна Артамонова

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области не может приводить в порядок 500 зданий ежегодно. Ведомству не хватает сотрудников, нанять служащих не позволяет ограниченный бюджет. Чтобы не провалить программу, муниципалитетам предлагают создавать собственные казённые учреждения – своеобразные мини-фонды.

Такую перспективу обрисовал депутатам городской Думы Иркутска исполняющий обязанности директора регионального Фонда капремонта Денис Быков. Он рассказал, что в этом году в областном центре планируется привести в порядок 45 многоквартирных домов. Работы по всем объектам уже начались, они завершатся до начала отопительного сезона. Напомним, в прошлом году удалось отремонтировать 25 жилых зданий. Всего же в региональной программе числится 5069 адресов. 

Не всех народных избранников порадовали озвученные Денисом Быковым цифры. «По моим оценкам, уже есть отставание ремонта, – сказал депутат Владимир Потапов. – В среднем в Иркутске должны ремонтировать 140 домов в год. Мы катастрофически отстаём, процентов на 50–70 от той программы, которую должны были выполнить. Я правильно понимаю?»

По словам Быкова, основное препятствие в выполнении всех планов кроется не в недостатке средств. В Иркутске в январе-апреле 2016 года собираемость взносов в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов выросла до 79%. В прошлом году средняя собираемость по городу была 63,5%. Показатель Иркутска сейчас выше среднеобластного более чем на 10%. На 20 мая собственники жилья в городе внесли в Фонд более 790 млн рублей. 

По оценке Дениса Быкова, определённую роль сыграло и начало начислений с 1 апреля пени на долги по кап­ремонту. Хотя в денежном исчислении сумма пеней по обычной квартире небольшая, определённый психологический эффект это дало. Кроме того, весной Конституционный суд России вынес окончательное решение о правомерности сбора взносов на так называемый котловой счёт. «Собственники жилья осознали, что платить всё равно придётся, повысилась ответственность», – сказал Быков. Кроме того, город платит за неприватизированное жильё в объёме 100%.

Мешают реализации грандиозных планов (ремонт 500 домов в год по всей области, в среднем 138 зданий в Иркутске) организационные проблемы. В Фонде не хватает работников. «Нужно понимать, что такое ремонт 500 домов: это в первую очередь содержание Фонда. Эмпирическим путём выяснено: на реализацию программы в 10–15 миллионов требуется один специалист фонда. Но финансирование фонда на сегодняшний момент таково, что нет возможности нанять необходимое количество сотрудников», – пояснил Быков.

По его словам, выходом из ситуации может стать принятие поправки в областной закон, которая позволит функции технического заказчика передать непосредственно в муниципалитеты. Это разгрузит работу регионального оператора. Но тогда муниципалитет должен будет создать своё муниципальное учреждение – своеобразный мини-фонд. Средства в своей казне смогут найти далеко не все города.

Есть и ещё один реальный способ улучшить показатели: сократить количество домов в программе. «Формируют краткосрочный план сами муниципалитеты. У них есть возможности сбалансировать систему. В программе около 440 аварийных домов. Часть их будет из программы исключена. Также не войдут в программу все дома 335-й серии. Они большей частью нуждаются в реконструкции или даже демонтаже», – пояснил Быков.

Чтобы аварийные дома не вошли в трёхлетнюю программу с 1 января 2017 года, муниципалитет сам должен признать их нуждающимися в сносе, а потом подать заявку в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на исключение этих зданий из программы. Средства, которые до этого времени собственники успеют накопить, пойдут на снос дома.

Дома, чьи жильцы недавно произвели собственными силами капремонт, программу покинуть не могут. «В моём округе есть дом двухподъездный, четырёхэтажный. Капитальный ремонт в течение шести лет разными видами работ был произведён, – рассказал депутат Сергей Юдин. – Собственники больше не хотят никакого капитального ремонта. Что им делать?» Как по­яснил Денис Быков, для собственников таких домов целесообразней всего сменить способ накопления взносов – уйти с котлового счёта на индивидуальный спецсчёт.

В Иркутске сегодня 281 дом копит средства на специальном счёте, в том числе 137 – на спецсчёте, владельцем которого является Фонд. В пяти домах собственники уже отказались от спецсчёта и перешли на общий котловой счёт. Они не справились с организацией рассылок квитанций или вовремя не отчитались о состоянии счетов. В прошлом году в Фонд поступило 70 протоколов общего собрания собственников жилья о переходе на спецсчёт. Как и предписывает Жилищный кодекс РФ, это произойдёт через два года, домам вернут все накопленные средства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры