По оценке специалистов комитета по управлению госимуществом области
По оценке специалистов комитета по управлению госимуществом области, проект, представленный администрацией области, имеет своей целью пополнение доходной части бюджетов, что дает возможность направить дополнительные денежные средства на социальные нужды Иркутского региона, что особенно актуально для муниципальных образований Иркутской области. Поправки депутата Сергея Шишкина о применении минимальных коэффициентов выкупной цены земли, которые легли в основу принятого закона, не имеют под собой никакого экономического обоснования и создают возможности для открытой спекуляции при перепродаже земельных участков. Примеры этого уже известны и были доведены до сведения депутатов на октябрьской сессии Законодательного собрания.
Не соответствуют действительности доводы сторонников
минимальных коэффициентов о том, что в случае увеличения цены земли
население будет вынуждено увеличить расходы на приобретение
производимой в области продукции, потребление услуг. Приобретение в
собственность земельных участков не относится на себестоимость,
источником для покупки земли является чистая прибыль организаций.
Экономической взаимосвязи между покупкой земли и затратами на
производство не существует.
Нельзя забывать и тот факт, что земельные участки предоставляются в
собственность со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Права
собственника детально защищены действующим законодательством. Так, в
случае изъятия у собственника земельного участка для государственных или
муниципальных нужд (проведение дороги, строительство промышленного
или иного объекта и т.д.) собственнику выплачивается равноценная
стоимость земельного участка, которая определяется на основании рыночных
показателей. Таким образом, складывается следующая ситуация: сегодня
организации выкупают землю по минимальным расценкам, завтра, в случае
изъятия участка для государственных нужд, из бюджета выплачивается
сумма, в десятки раз превышающая изначальную. Это чревато большими
расходами бюджета, свертыванием финансирования социальных программ,
негативно скажется на выплате заработной платы в бюджетной сфере и
пособий различным слоям населения. При минимальных коэффициентах
появляется большой соблазн спекуляции землей. Так, в прессе появилась
информация о достаточно показательном факте: в пригороде Иркутска
участок размером 4 га был куплен по минимальным ставкам за 30 тыс.
рублей, а затем продан, но уже за 4 млн. рублей, т.е. в 133 раза дороже.
Опыт соседних регионов (в Якутии, Хакасии, Бурятии установлены
только максимальные коэффициенты, в Читинской области выкупная цена
земли различна, но применены преимущественно максимальные размеры),
учет интересов землепользователя и бюджета, проведение экономических
расчетов — все это должно являться основанием для выработки того
компромиссного решения о размере выкупной цены земельных участков,
которое устроило бы все заинтересованные стороны.