издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Люди не должны мучиться!

Беседа политического обозревателя "Восточно-Сибирской правды" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— Борис Александрович, сентябрь для Иркутской
области — месяц крупного события, которое, может
быть, внешне касается не каждого, но на самом деле
значимость имеет большую. Я имею в виду Байкальский
экономический форум. Смысл его понимают не все. Речь
идет о проблемах достаточно высоких, серьезных, не
только регионального развития, но и экономического
движения России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Как
губернатор Иркутской области, инициатор Байкальского
экономического форума, что вы могли бы рассказать
населению о предстоящем БЭФе?

— Байкальский экономический форум — это в первую очередь возможность для нашего
региона продемонстрировать свои потенциалы и предстать перед широкой
экономической аудиторией площадкой для достаточно выгодного взаимодействия. Мы
усматриваем здесь и некую политическую компоненту. Хотим или не хотим, среди 89
субъектов Российской Федерации идет негласное соревнование по многим параметрам.
Мы сегодня с удовлетворением говорим о том, что темпы роста объемов
промышленного производства у нас в Иркутской области выше почти в три раза
национальных. Мы недавно провели теннисный турнир на призы губернатора, и, по
мнению президентов международной федерации и нашей национальной, этот турнир
не имеет аналогов в России. И здесь мы тоже демонстрируем свои амбиции и свои
возможности. Как и в нашем экономическом взаимодействии со странами Азиатско-
Тихоокеанского региона — на три с половиной миллиарда долларов экспортного
производства продукции. Мы работаем с самыми крупными компаниями Японии,
Кореи, Монголии, Китая, Малайзии и других стран.
Мы должны очень четко и ясно понимать, что есть способы, включение которых
позволяет катализировать экономическое и социальное развитие, и одним из механизмов
такого ускоренного развития является, конечно, Байкальский экономический форум. Мы
демонстрируем свое устремление к интеграции в мировую экономику, желание
иметь свои выгоды, связанные с модернизацией основных фондов, повышением конкурентоспособности
наших предприятий, нашей продукции и совершенствованием всей нашей экономической
жизни. Байкальский экономический форум по структуре
достаточно сложен.

С одной стороны на пленарных заседаниях будет позиционирование федеральной власти в лице Совета Федерации,
Минэкономразвития и торговли, администрации Иркутской области, Российского союза
промышленников и предпринимателей и будет оценено, в каком состоянии сегодня находится экономика
России, что нужно для наполнения ее новым содержанием, для того, чтобы она была эффективной и
работала на все общество.
С другой стороны, четыре секции, 18 «круглых столов», которые будут рассматривать самые
прагматичные вопросы, например, развитие малого предпринимательства.

Тема очень актуальна, и мы изучим мнение не только
российских экспертов, но и
представителей зарубежных стран, которые имеют выдающийся опыт,
позволяющий их экономикам быть доминирующими в мире (японская, китайская,
американская, немецкая). Следовательно, мы можем побыстрее найти ответы на вопросы,
которые нас волнуют: вопросы развития местного самоуправления, вопросы,
связанные с созданием межгосударственных систем в энергетике, в газификации.

Это все темы, которые включены в повестку не только форума, но и самой жизни..
Вопрос, который напрямую внесен в повестку Байкальского форума, уже являлся
предметом работы лично главы государства. Это вопрос
воссоединения Транскорейской железнодорожной магистрали с Транссибирской,
создание транспортных коридоров. Восточная Сибирь, наша область может
быть своеобразным мостиком между странами дальневосточными: Японией, Китаем,
Монголией, Кореей и Западной Европой.

Это наше преимущество. И мы можем здесь иметь очень большую выгоду. Поэтому я достаточно спокойно
отношусь к тому, что Байкальский экономический форум —
это удел сравнительно небольшого круга
специалистов. И население Иркутской области должно верить тому, что мы этот инструмент используем для
обеспечения потребностей граждан Иркутской области, для того чтобы они более уверенно чувствовали
себя в этом мире, достаточно непростом, динамично развивающемся.

— Насколько я понимаю, предприятия региона имеют
серьезный интерес к работе БЭФа.

— Власть не занимается коммерческой деятельностью,
мы создаем условия для того, чтобы продвигать
интересы наших предприятий на внешнем рынке, и,
понятно, что, проводя такие международные форумы, мы
даем возможность продвигать интересы наших
товаропроизводителей в мировой экономике. Это
принципиально важно. Почему мы и говорим, что это
достаточно затратное мероприятие, на это идет много
ресурсов, но эти ресурсы мы не берем из бюджета, эти
средства дают нам предприятия, потому что они стоят
рядом с нами и говорят: администрация, мы вас
поддерживаем, и ваш курс со стороны
товаропроизводителей одобряется.

— Борис Александрович, скоро первое сентября, и, к
сожалению, не только у нас в области, но и в стране
впервые за последние годы мы получили странный
довольно результат повышения зарплаты работникам
бюджетной сферы. У нас вновь поползла задолженность
по заработной плате, в том числе по заработной плате
учителям.

Нельзя все деньги, которые есть в бюджете, отдать на
зарплату, потому что тогда встанет вся
инфраструктура. Но в то же время людям надо жить.
Каково видение проблемы у губернатора? Вы
неоднократно говорили уже об этом, но до тех, пор
пока проблема будет, будем спрашивать.

— Я согласен с тем, что эта тема очень актуальна и
мы не может от нее уходить. Во-первых, если в общем
плане говорить, то мы сегодня пытаемся исправлять
ошибки правительства и Государственной Думы.
Понятно, что процесс формирования бюджета 2002 г. и
заложенных в него межбюджетных отношений был далек
от тех задач, которые ставил президент в связи с
принятием решений о кардинальном повышении
заработной платы работникам бюджетной сферы.

На протяжении последних лет этой проблемы
не существовало у нас в регионе, и мы обеспечивали стабильную, своевременную,
ежемесячную выплату заработной платы и выплату отпускных. Это касалось не
только работников образования, это касалось работников и здравоохранения, и
культуры, социального обеспечения, всех тех, кого мы объединяем в социальный
блок. Сейчас проблемы существуют, у нас лишь на 9 территориях из
37 не имеется
задолженности по выплате заработной платы. Естественно, это напрямую
сказывается на умонастроениях огромной армии работников бюджетной сферы. Мы
не раз обсуждали эту проблему с министром финансов, вице-премьером г-ном
Кудриным, обсуждали эту проблему в Минфине, выходили на президента Российской
Федерации. Выход заключается в том, чтобы были внесены соответствующие
изменения, дополнения в федеральный бюджет, что позволило бы адекватно
реагировать на сложившуюся ситуацию. В декабре 2001 г., когда только
обсуждался действующий сегодня бюджет, мы говорили президенту о том, что, по
нашим расчетам, в 40 регионах Российской Федерации в результате тех подходов,
которые правительство и Государственная Дума пропагандировали и говорили,
что они безошибочны, будет очень серьезная ситуация.
Результат — в 54 территориях имеется задолженность по заработной плате. Я думаю,
что это, мягко говоря, «свинья», которую подложили правительство и
Государственная Дума президенту Российской Федерации.

Мы находимся на пороге крупных федеральных политических программ — выборов
депутатов Государственной Думы, выборов президента в 2004 году, и понятно, что
определенные силы хотели бы использовать случившееся для ослабления позиций
исполнительной власти, лично президента и создать некий беспорядок. И поэтому
абсолютно справедливо, что президент пригласил руководителей правительства,
Министерства финансов и потребовал от них безусловного включения всех ресурсов
исполнительной власти для ликвидации этой задолженности.

Мы, со своей стороны, тоже работаем в рамках бюджета, который был
принят нами вместе с Законодательным собранием на 2002
год. Все обязательства перед территориями мы исполнили, кроме этого мы отдали органам
местного самоуправления ссуды почти на 500 млн. рублей, для того, чтобы они могли
ликвидировать прорехи, которые возникают. Вы абсолютно правильно подметили,
что можно все деньги бросить на заработную плату и оказаться в серьезнейшей
ситуации, серьезных проблемах, связанных с отсутствием тепла и воды в школах,
неубранным урожаем, незавершенным летним отдыхом детей.

Когда я недавно посещал два района — Усольский и Черемховский, знакомился с тем,
как идут работы по уборке выращенного урожая, я увидел, что своевременное
включение финансовой помощи со стороны областной администрации позволяет
сегодня работникам аграрного комплекса иметь достаточно хорошие результаты как в
заготовке кормов на предстоящую зиму, так и в уборке урожая. Я хотел бы
воспользоваться предоставленной вами возможностью и от имени всех жителей
Иркутской области поздравить коллектив ЗАО «Большееланское», который уже
завершил уборку урожая, хороший результат получили —
по 30 центнеров с гектара.
Мы были на полях и видели, что в Большееланском наши механизаторы работают на
старой, изношенной технике. К сожалению, наше сельскохозяйственное
машиностроение выпускает некачественную технику, комбайн «Енисей» в лучшем
случае выдерживает 3 года работы. Там перелатанные машины, на которых работают
по 6-8 лет, собранный из 3-4 комбайнов один, но даже на такой технике люди делают
выдающиеся дела. И, кстати, Байкальский экономический форум в этом плане — это
поиск тех инвестиций, которые можно направить на техническое перевооружение
аграрного комплекса.

По заработной плате мы уже демонстрировали наш профессионализм и
ответственность, когда в конце 90-х годов провели достаточно серьезную работу по
ликвидации долгов по выплате заработной платы, по созданию тех уже привычных
условий, когда люди своевременно и в полном объеме получали заработную плату,
отпускные.
Я убежден, что мы изыщем все ресурсы, и здесь очень важно, как федеральные
органы власти отреагируют на очевидную уже для всех собственную ошибку при
принятии бюджета.
В связи с этим мы выделили очередные кредиты нашим органам местного самоуправления, и я
убежден, что на 1 сентября не будет задолженности по выплате заработной платы для всех
работников образования Иркутской области, у нас такие решения приняты, и они
были подкреплены финансовой помощью, которую мы оказываем
территориям. Но не должно быть иллюзий, что у нас есть ресурсы, с помощью
которых мы окончательно преодолеем эти проблемы. Нет, если не будут внесены изменения в
федеральный бюджет, в Федеральный закон «О бюджете на
2002 год», сами справиться с этой проблемой
мы не сможем. Вдобавок ко всему, я тоже считаю это важным
подметить, нам Минфин заявляет о необходимости
приведения системы оплаты труда работников бюджетной
сферы Иркутской области в соответствие с федеральными
стандартами. Вы знаете, что в сентябре прошлого года администрация области, губернатор приняли
решение о повышении заработной платы, не дожидаясь действий федеральных властей, и мы на 20%
ее повысили. Почему? Мы исходили из того, что экономическая наша работа создала условия
для наполнения бюджета необходимыми финансовыми ресурсами, которые позволяют исполнить эту задачу
без всяких ограничений.

Когда государство в 1,89 раза увеличило оплату труда работникам бюджетной сферы,
оно обязано было под свое решение дать соответствующие финансовые ресурсы — оно
этого не сделало. Почему и возникают эти коллизии. На задачи
по завозу энергоресурсов на северные территории, которые
мы должны решить, нужно около 1 млрд. рублей, в
федеральном бюджете предусмотрено всего 12 млн. рублей:
Поэтому перед уходом в отпуск я направил обращение к президенту Российской
Федерации, в котором, может, несколько резковато, но по содержанию абсолютно
справедливо задал ему вопрос следующего содержания: что еще нужно от Иркутской
области? Мы за 1 полугодие имеем темпы роста объемов промышленного
производства 9,5%, мы перечислили в федеральный бюджет 5 млрд. 999 млн. рублей , что еще нужно
от Иркутской области для того, чтобы люди, которые это все заработали, люди, которые все это
осуществили, жили достойно, не искали причин невыплат заработной платы из-за задолженности?
Что еще нужно от Иркутской области? Если вы считаете, что область исполняет
все поставленные задачи, то почему люди должны мучиться,
почему люди должны быть недовольны? Это неправильно, когда депрессивные, неразвитые территории
сегодня получили преференции от правительства и, не мудрствуя лукаво, своевременно в полном объеме
выплачивают заработную плату, а регионы-работяги, регионы-труженики находятся в такой сложной
ситуации. Это неприемлемая форма поведения. Поэтому мы ждем адекватных шагов со
стороны правительства. Президент абсолютно правильно сегодня ориентирован, и я твердо убежден, что он
заставит правительство и Государственную Думу принять адекватные
в существующей ситуации решения.

— Борис Александрович, а проект бюджета 2003 года, который
сейчас поступил в Думу, насколько он
соответствует потребностям будущего года?

— Правительство да и федеральная власть пока очень осторожно готовят общество к тому, что год
будет очень тяжелым. Предстоят глобальные выплаты внешнего долга. Финансовых ресурсов нет, и идет как
бы позиционирование, чтобы успокоить общественное мнение, сказать: да, мы держим ситуацию под
контролем, не волнуйтесь, но, тем не менее, надо выполнять свои обязательства. Я
убежден, что президент понимает всю степень ответственности и правильно оценивает ситуацию.
Нам нельзя за счет ухудшения условий жизни людей, российского народа обеспечивать
выплату долгов, которые порой абсолютно бездарно были взяты, и непонятно, куда эти
средства потом направлялись, по крайней мере в Сибири мы этих денег не ощущали.
Поэтому я убежден, что президент здесь своего слова еще не сказал.

— Борис Александрович, вы уже упомянули тему, связанную
с подготовкой к зиме. Зима в Сибири длинная, практически
вся жизнь в Сибири — это зима с небольшими летними каникулами.
Есть проблемы, связанные с закупками топлива, федеральным финансированием по
«северам» . Какова ситуация на сегодняшний день и какой вы видите ритм этой работы?

— Вы затронули очень важный вопрос, и я хотел бы вначале рассказать о той системе,
которая существует у нас в Иркутской области. У нас муниципальное жилищное хозяйство,
расположенное в северных пунктах — в городах и районах Иркутской области. Есть
областное жилищно-коммунальное хозяйство, которое находится на содержании областного
бюджета. Мы знаем,
что жилищно-коммунальное хозяйство — отрасль, которой не уделялось никогда внимания, в
т.ч. и в Советском Союзе, и она находится в ситуации, требующей ежедневной
заботы.
Поэтому мы в рамках формирования бюджета на каждый год учитываем потребности
территорий, в рамках имеющихся финансовых ресурсов стараемся максимально предусмотреть
средства на эту
работу. Плюс в бюджете области мы предусматриваем программу
подготовки к зиме, которая дает возможность из областного бюджета получать особо
кризисным, проблемным территориям финансовые ресурсы из нашего областного бюджета.
Как и методологическую и организационную помощь. Петр Александрович Воронин в
течение всего межотопительного сезона выезжает во все территории, как
и губернатор и заместители главы администрации, и мы постоянно эти вопросы
держим на контроле. Вторая компонента: есть территории, где уже никакими стандартными действиями
исправить ситуацию просто невозможно. В 2001 г. мы специально выезжали в Усть-Кут и принимали
решения, направленные на то, чтобы спасти крупный город от катастрофы, и вложили более 100 млн. рублей
в жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Кута . Вы знаете, что были вложения в Бодайбинский, Чунский,
Иркутский районы и т.д. На сегодняшний день есть проблемные территории.
Это по-прежнему Чунский район. В Тулуне мы вынуждены были с новым мэром
обсуждать ситуацию о том, что существующая котельная полностью изношена, требует
абсолютной модернизации, 100-процентной замены. Мы выделили из областного
бюджета 12 млн. рублей на эту проблему. Мы представляем сложности, с которыми
сталкивается глава администрации Черемховского района в Михайловке. При
встречах с Александром Михайловичем Скворцовым мы, еще раз оценив ситуацию,
признали необходимым тоже изыскать финансовые ресурсы в размере 10 млн.
руб. для того, чтобы оказать содействие в подготовке Черемховского
района к работе в зимних условиях. Сложная ситуация в городе Черемхово, там мы
осуществляем ряд мер, направленных на модернизацию системы как
теплоснабжения, так и водоснабжения. Потому что там не только тепловые сети изношены, но и
водопроводные. Во многих домах нет нормального стабильного холодного
водоснабжения.
Мы все эти проблемы систематизировали и оказываем всяческое содействие органам
местного самоуправления. Бюджеты нагрузили таким образом, что заработная плата по
некоторым территориям занимает 100%, весь доход этой территории идет только на
выплату зарплаты. На все остальные многообразные проблемы, которые должны решать
органы местного самоуправления, денег нет. И наша поддержка все равно не
компенсирует этот недостаток средств.

Есть проблемы по заготовке топлива. У нас есть да же
проблема по заготовке топлива на «Иркутскэнерго». На
13% запасы топлива на угольных складах крупных
станций Иркутской энергосистемы сегодня меньше, чем
на соответствующий период прошлого года. Мы
осуществляем контроль, оказываем поддержку и
практическую помощь через тот штаб, который у нас
создан. У нас есть территории, на которых
своевременно запуск тепла произведен не будет,
потому что слишком глубока деградация
жилищно-коммунального хозяйства. Но сегодня у нас
есть и знания, и необходимые навыки для того, чтобы
проблемы решить.

— А по северному завозу?

— По северному завозу мы тоже идем с небольшим отставанием. Северный завоз
осуществляется в два этапа. Первый этап — это весенне-летний, и второй этап — по
зимнику. Мы имеем запасы топлива, необходимые для северных территорий, а у нас их
пять. Остальные проблемы будем решать уже по зимникам, для того чтобы обеспечить
жизнедеятельность этих территорий. Программа реализуется, она находится в поле
нашего зрения и под контролем.

— Видимо, в сентябре мы сумеем уже посмотреть и ситуацию по запуску тепла,
и то, что произойдет с
задолженностью по заработной плате.

— Да. Коль скоро эти темы являются актуальными, нам
не следовало бы от них уходить. Я думаю, что ответы, которые
люди получают от губернатора, для них важны, потому что они позволяют им правильно
сориентироваться в предстоящих перипетиях жизни и понимать, как областная власть и лично
губернатор владеет ситуацией по тем или иным проблемам и влияет на их решение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры