издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вынужденное «перепрофилирование»

Как трудоустроить бывших работников Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?

Иркутская область вспоминает особенности жизни в режиме экономии. Приходится «резать по живому» социальные программы и «делать себе больно», искать «скорее интенсивные, а не экстенсивные меры», и вообще учиться работать без финансирования. «Потому что его не будет в этом году, а скорее всего и в следующем». Всё это очень трудно. На заседании правительства в понедельник первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол методом «кнута и пряника» пытался убедить подчинённых извлечь из кладовых памяти подзабытые навыки выживания в трудных условиях.

Чиновники вняли. Надо полагать, труднее будет убедить жителей области, потерявших работу. В частности, на заседании речь шла о бывших работниках БЦБК, которым предстоит  перейти с  зарплаты в 25 тысяч на пособие по безработице в 5 тысяч рублей. Как справедливо признал глава службы занятости Иркутской области Виктор Макаров, «этого никому не хочется».

Из его доклада следует, что в филиале центра занятости в Байкальске за последнее время было создано пять дополнительных рабочих мест для специалистов по приёму населения. Консультационный пункт  работает прямо на комбинате. Начиная с января в город дополнительно направлено 24 специалиста. Специалисты службы занятости должны выполнить стратегическую задачу – снять в городе социальную напряжённость.

Пока  трудоустроено 200 наиболее мобильных работников, которые согласились переехать в другую местность. Всего с БЦБК уволено 1390 человек. Пик увольнений пришёлся на 24-26 февраля, когда за три дня с комбината было уволено около 700 человек. «Люди старались встать на учёт в первый день после увольнения, из-за этого образовались огромные очереди, – говорит Виктор Макаров. – Но мы справились, хотя работать пришлось по принципу «до последнего обратившегося». Ежедневно регистрировалось по 100 – 120 безработных. Сегодня обращаются по 10 – 15 человек.   

Из уволенных и поставленных на учёт – 258  пенсионеров, которые, по выражению Виктора Макарова, «социально защищены и имеют возможность выйти на пенсию». Ещё 115 человек – предпенсионного возраста, которым служба занятости могла бы помочь оформить пенсию досрочно. Есть и социально незащищённые семьи, многодетные, неполные, с малолетними детьми, их насчитали 66.

Перечислив предпринимаемые меры, такие как разработка программ переквалификации, переговоры с работодателями, Виктор Макаров заключил: «Обязуемся в течение месяца создать временные рабочие места для 320 человек по городу Байкальску». Основная трудность, по его словам, заключается в том, что из всех поставленных на учёт статус безработного имеют только 50 человек. Остальные ждут компенсационных выплат от БЦБК. Это ожидание продлится ещё не один месяц, примерно до конца мая – начала июня. Вот тогда люди получат реальный статус безработных.

Однако около 700 работников в ближайшем будущем останутся нетрудоустроенными. Что делать с ними?

– У нас есть программа, в соответствии с которой мы планировали израсходовать 223 миллиона федеральных  рублей и трудоустроить порядка 800 человек. Предполагается профобучение, общественные работы, временные рабочие места, самозанятость, то есть создание собственного дела, – отчитался Виктор Макаров.

– Как вы сами, Виктор Викторович, оцениваете свою деятельность? Что нужно, чтобы трудоустроить всех? – выслушав этот ответ, поинтересовался Сергей Сокол.

– Если говорить о всей территории, нужно открывать какие-то предприятия, потому что силами одной службы занятости тут не управиться. В рамках наших программ мы по-максимуму займём 80% высвобождаемого населения. И регулярно будем платить пособие по безработице, – пообещал Виктор Макаров.

Сергей Сокол заверил, что когда-нибудь в Байкальске будут «нормальные производства, которые позволят платить людям такую же зарплату, как была, и даже лучше». Главное – пережить трудные времена без социальных взрывов.

Второй темой для обсуждения правительства стали пожары, которые случаются в области с завидной регулярностью. За неполных три месяца этого года их уже произошло 830, погибло 92 человека. По мнению Сергея Сокола, необходимо создать рабочую группу, провести ревизию «пожарного» направления и выяснить наконец, «где у нас сбой».

А пока рабочая группа не создана, о ситуации отчитывался главный государственный инспектор Иркутской области по пожарной безопасности Владимир Дубровин. Он рассказал о том, что рост гибели людей отмечается в 18 муниципальных образованиях. Не лучшим образом область выглядит среди других регионов СФО. В частности, у нас самые высокие показатели по гибели детей на пожарах (в этом году погибло 7 ребятишек), по травмированию людей на пожарах.

Согласно нормативам, время реагирования на сигнал бедствия для пожарных подразделений составляет 10 минут в городах и 20 – на селе. Однако, как правило, за такое короткое время подразделения не успевают доехать до места трагедии в силу того, что подразделений мало, а расстояния им приходится охватывать большие. 80% всех пожаров регистрируются в сельской местности.

«Обязательства федерального центра выполняются полностью, были выделены трансферты в размере 1 млрд. 419 млн. рублей. Обязательства бюджета Иркутской области выполняются не в полном объёме, – заявил Владимир Дубровин. – В прошлом году они составляли 732 млн., а профинансировано всего 46 млн. рублей». По федеральной целевой программе в прошлом году планировалось выделить 307 млн. на оснащение пожарных подразделений, а реализовано всего 76 млн.

В этом году на территории области создана региональная противопожарная служба, в которой насчитывается 48 пожарных частей. Отделения  не полностью обеспечены техникой, не укомплектованы. «Для функционирования службы были  утверждены бюджетные ассигнования  в размере 394 млн., но сокращены до 41 млн., – говорит Владимир Дубровин. – Исходя из этого зарплата в «субъектовой» пожарной службе ниже, чем у «федералов», на 5 – 8 тысяч рублей».

«Это больше похоже на заявку в бюджетный комитет, – констатировал Сергей Сокол, выслушав докладчика. – Точно так же здесь могла бы выступить любая другая служба. Скажите, что будет делать МЧС, чтобы в условиях отсутствия денег предпринимать какие-то шаги, чтобы улучшить ситуацию? Денег больше не дадим, потому что их объективно нет». После этой горькой пилюли Сергей Сокол сделал дипломатический реверанс, оценив МЧС как «бравую структуру, которая всегда умела решать проблемы».

[dme:cats/]

После этого диалог пошёл в другом ключе. Оказалось, что основной всплеск пожаров регистрируется в праздничные дни. Зная это, МЧС проводит профилактическую работу с населением, совместно с министерством социальной защиты и муниципалитетами.  Кроме того, идёт совместная работа с милицией и прокуратурой по работе с неблагополучными слоями населения. Именно представители этих слоёв, как правило, становятся  и  виновниками, и жертвами пожаров.

«Нужно более конкретно прописать, какие шаги необходимо сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, – подвёл итог Сергей Сокол. – Поднять руки и сказать: мы этого не сделали, потому что денег не было, – это неправильно. Меры должны носить не экстенсивный, а интенсивный характер».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры