издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Изнанка "ресурсного бума"

  • Автор: Росбизнесконсалтинг

Тяга к увеличению государственных расходов может привести к кризису Инфляция в России в текущем году будет достаточно высокой, в случае если приток капитала в страну сохранится на текущем уровне. С такой оценкой выступил главный экономист представительства Всемирного банка в Москве Джон Литвак.

Отметив, что Всемирный банк не занимается самостоятельным прогнозированием российской инфляции, он,
тем не менее, высказал мнение, что инфляция в 2005 г. будет больше 10%. «Инфляция составит в этом году
10% и, возможно, выше, хотя мы точных прогнозов не делаем», — заметил Дж. Литвак. Он также указал, что
основным фактором укрепления рубля остается высокая цена на нефть. «Эластичность цен на нефть
сохраняется достаточно высокой в краткосрочной перспективе», в связи с этим представитель Всемирного
банка подчеркнул важность Стабилизационного фонда РФ как инструмента стерилизации дополнительных
денежных средств, притекающих в российскую экономику благодаря высоким ценам на энергоносители.

«При цене отсечения нефти 27 долл. за барр. в 2006 г. в бюджет поступит больше дополнительных средств в
случае, если цена на нефть не упадет; поэтому доходы, которые поступят в бюджет сверх плана, должны
быть перечислены в Стабфонд», — сказал Дж. Литвак. Представитель Всемирного банка указал на
необходимость воздержания от большой фискальной экспансии при «ресурсном буме», то есть в ситуации,
когда экономика получает сверхприбыль от экспорта энергоносителей.

Заметим, что в опубликованном во вторник отчете ВБ говорится, что «неуверенное начало реализации
социальных реформ в 2005 г. увеличит политические препятствия на пути к осуществлению грандиозной
среднесрочной программы развития в социальной сфере РФ».

В начале 2005 г. в РФ была проведена монетизация натуральных социальных льгот. Способ осуществления
реформы вызвал массовые социальные протесты среди пенсионеров и других категорий населения, которые
были лишены натуральных льгот. После этого в программу монетизации, проводившуюся на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях, были внесены различные изменения, включая меры,
предусматривавшие в некоторых случаях возможность выбора по сохранению натуральных льгот, а также
обязательство федерального правительства ускорить процесс повышения пенсий.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что сложившаяся в РФ система социальной поддержки отличается
крайне низким уровнем адресности. И хотя монетизация льгот — первый шаг вперед на пути повышения
эффективности системы социального обеспечения, в ближайшее время она может иметь совершенно
противоположные последствия. «Вполне возможно, что в регионах работа, связанная с монетизацией льгот, и
последующие социальные волнения отвлекли внимание от разработки других социальных программ,
обеспечивающих больше выгод бедному населению», — говорится в отчете ВБ.

Также в отчете отмечается, что в сложившейся в России макроэкономической ситуации любое резкое
увеличение государственных расходов может оказать сильное негативное воздействие на уровень инфляции
и повышение реального курса рубля. Резкое увеличение доходов федерального бюджета создало сильное
давление с тем, чтобы государство либо увеличило объем расходов, либо снизило налоговое бремя для
российских предприятий. Правительство РФ планирует значительно увеличить социальные расходы в
среднесрочной перспективе, включая удвоение заработной платы в бюджетной сфере и пенсий в течение трех
лет.

Для удовлетворения возросших потребностей в расходах начиная с 2006 г. необходимо увеличить долю
избыточных нефтяных доходов, которые направляются в бюджет. В этих целях будет повышена цена
отсечения нефти для формирования Стабилизационного фонда: с 20 долл. за барр. до 25 или 27 долл. за барр.
Если цена отсечения для Стабилизационного фонда будет повышена до указанных уровней, а цена на нефть
значительно превысит 34 долл. за барр. (исходя из которой рассчитывается бюджет на 2006г.), то
«федеральный бюджет получит дополнительные доходы, которые будут переведены в Стабилизационный
фонд в конце года», отмечают эксперты ВБ.

Сохранение и закрепление последних достижений в области стабилизации макроэкономики и контроля
инфляции имеет большое значение с точки зрения условий предпринимательства. В этой связи в той
степени, в какой российское правительство собирается использовать часть избыточных доходов от продажи
нефти не для пополнения Стабфонда, а для альтернативных нужд, необходимо действовать «очень осторожно
и не спеша» во избежание резких неблагоприятных изменений в макроэкономике.

Эксперты банка признают, что в инфраструктурных и социальных секторах есть области, где дополнительное
государственное финансирование могло бы принести большую пользу. Однако, как показывает практика,
многие страны с богатыми запасами природных ресурсов «безответственно увеличивали государственные
расходы в период бума цен на сырье», что впоследствии приводило к кризисным ситуациям.

Напомним, что в ходе заседания бюджетной комиссии 1 апреля 2005 г. было принято решение, что расчетная
цена на нефть марки Urals в 2006г. составит 34 долл. за барр., цена отсечения нефти для формирования
Стабилизационного фонда — 27 долл. Одобренный бюджетной комиссией сценарий развития экономики РФ
предусматривает реализацию готовящегося пакета налоговых новаций, существенное увеличение пенсий и
зарплат работникам бюджетной сферы к середине 2008г., а также финансирование инфраструктурных
проектов.

В отчете также говорится, что правительство РФ в течение ближайшего времени может существенно
улучшить инвестиционный климат страны в случае завоевания репутации активного защитника прав
собственности, сторонника стабильного режима регулирования и противника дискреционного, по своему
усмотрению, вмешательства государства в экономику. Вместе с тем эксперты банка подчеркивают наличие в
РФ ряда проблем, касающихся условий предпринимательства, решить которые можно только в процессе
длительного институционального развития и осуществления структурных реформ. Среди них — отсутствие
независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративной культуры.

В начале 2005г. было несколько положительных сигналов для инвесторов. «Похоже,
что Кремль признал наличие проблем, связанных с условиями предпринимательства, и обозначил свои
намерения принять вспомогательные меры, которые ограничат дискреционную власть налоговых органов и
сократят срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет», — отмечается в отчете.

Положительное воздействие на ожидания инвесторов окажет, как полагает ВБ, программа социально-
экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, но в том случае, если ее окончательный
вариант «будет похож на те варианты, которые распространялись в последнее время». В проекте программы
подтверждается базовое обязательство правительства улучшить условия для частного сектора как основного
фактора роста и привлечения инвестиций. Однако тот факт, что программа до сих пор не утверждена, по
мнению ВБ, свидетельствует о сохранении определенных разногласий в самом правительстве.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры