издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как заткнуть черную дыру

Как заткнуть
черную дыру

Мы уже
сообщали об утверждении на
административном комитете
программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
области. После устранения
высказанных членами комитета
замечаний и пожеланий она была
подписана губернатором Борисом
Говориным и рекомендована главам
администраций городов и районов,
руководителям ЖКХ. Таким образом,
реформа как бы вышла на следующий
этап, обрела конкретные, осязаемые
черты.

Однако, судя по
откликам, последовавшим за
сообщениями с административного
комитета, присоединяться к
"бурным аплодисментам" по
поводу планов на региональном
уровне охотников не много.

— Вы хотите, чтобы
люди вообще перестали платить за
жилье? — вопрошают одни.

— Ваша программа
отнимает у 80 процентов граждан
последний кусок хлеба, —
констатируют другие.

— Наведите
порядок в коммунальных
предприятиях, потом беритесь за
реформы, — советуют третьи.

Эти и подобные
высказывания и пожелания наших
читателей привели меня к одному из
разработчиков программы —
заместителю главы областной
администрации Сергею Брилке.

— Сергей
Фатеевич, не возникает ли у вас
ощущение, что вы торопитесь со
сроками реализации столь сложной,
ответственной и дорогостоящей
реформы?

— У меня ощущение,
что мы с ней безнадежно отстаем.
"Коммуналка" уже давно стала
этакой черной дырой, куда
проваливаются сотни миллиардов
бюджетных средств. Тратятся они
весьма не эффективно. Коммунальное
хозяйство области находится в
крайне запущенном состоянии. Жилой
фонд ветшает, между тем как площадь
капитально ремонтируемых домов
снижается. К примеру, в прошлом году
она составила не многим более 180
тысяч квадратных метров против 530
тысяч в 90-м. Для сохранения жилфонда
надо ремонтировать как минимум 1,5–2
млн. квадратных метров в год.

Снижается
надежность и экологическая
безопасность инженерных систем.
Протяженность водопроводных сетей
сокращается, приостановлено
развитие магистральных тепловых
сетей под закрытие мелких угольных
котельных, я уже не говорю о замене
сгнивших трубопроводов.

Ну а причины
снижения объемов капитального
ремонта известны — нехватка
средств, резкое удорожание
стройматериалов, отсутствие
ремонтно-строительных баз.

— Поэтому, не
мудрствуя лукаво разработчики
решили поправить положение дел за
счет потребителя?

— Пятилетний опыт
реализации реформы показал, что
путь достижения безубыточности ЖКХ
за счет простого повышения тарифов
себя исчерпал. Расходы населения на
оплату жилищно-коммунальных услуг
в расчете на одного человека в
месяц возросли по области с 1991 по 1996
год в 5500 раз, меж тем как доля
бюджетных дотаций на покрытие
убытков снизилась с 99 процентов от
стоимости услуг в 92-м году до 60 в 97-м.
В результате в Иркутске, Братске,
Усолье-Сибирском доля просроченной
задолженности населения за
квартирную плату не поднимается
выше 35 процентов, то есть, треть
населения уже не в состоянии
оплачивать свое жилье по ставкам,
составляющим всего четверть их
фактической стоимости.

Так что, простите,
не готовы наши люди ни материально,
ни морально к резкому повышению
квартплаты, как бы их к этому ни
подгоняли.

— Что же
делать? Ведь необходимость
проведения реформ в принципе никто
не отрицает?

— В нашей
программе имеется комплекс
предложений и конкретных мер,
которые будут способствовать
смягчению фискальной
направленности реформы. Мы считаем,
что прежде всего необходимо
изменить существующий порядок, при
котором дотации ЖКХ являются
безадресными, предоставляются
производителю, а не потребителю
услуг, что дискредитирует
беднейшие категории населения. То
есть фактически субсидируется
наиболее состоятельная часть
граждан, занимающая, как правило,
большие жилые площади и
потребляющая больше
электроэнергии, тепла, воды и т.д.

Во-вторых, реформа
будет проводиться с одновременным
принятием мер по обеспечению
социальной защиты населения. При
этом темпы роста покрытия
гражданами затрат будут
согласовываться с темпами роста их
доходов.

В-третьих,
снижение издержек и,
соответственно, тарифов на
коммунальные услуги будет
осуществляться на основе
коммерческого учета потребляемых
тепла, воды, газа, внедрения
ресурсосберегающих технологий, а
также развития конкуренции в ЖКХ,
становления товариществ
собственников жилья и т.д. На все
это, естественно, потребуется
время.

— Отсюда и три
этапа реализации программы? Каковы
особенности каждого из них?

— На первом
этапе (1997-1998 гг.) предлагается
обеспечить перевод на
самоокупаемость отдельных видов
жилищно-коммунальных услуг —
уборка мусора, обслуживание лифтов,
уборка лестничных площадок жилых
домов.

В наступающем
году мы должны продолжить
внедрение мероприятий по
ресурсосбережению, установке
приборов учета и регулирования
энергоресурсов, перевод на
договорные отношения между
предприятиями-поставщиками и
потребителями
жилищно-коммунальных услуг,
организацию товариществ
собственников жилья и служб по
представлению гражданам
компенсаций (субсидий), обучение
кадров работников администраций и
ЖКХ, другие мероприятия.

Второй этап
(1999–2000 гг.). Он ознаменует собой
полную оплату населением затрат на
содержание жилья, а также
значительное повышение доли оплаты
коммунальных услуг для граждан,
имеющих большие площади жилья и,
соответственно доходы, не
затрагивая интересов малоимущих
слоев населения.

В этот период
обслуживание муниципального
жилфонда будет полностью
переведено на конкурсную основу и
созданы все условия для
привлечения кредитных ресурсов на
развитие объектов
жилищно-коммунального хозяйства
области.

На
заключительном, третьем этапе
(2001–2003 гг.) предусматривается
введение тарифов для населения,
покрывающих все расходы по
содержанию, капитальному ремонту
жилья и коммунальных услуг.

К этому хотелось
бы добавить: реформа не должна быть
унифицированной, а привязанной к
отдельному городу или поселку, где
свое жилье, своя инфраструктура,
своя демография.

— Сергей
Фатеевич, а каков региональный
стандарт максимально допустимой
доли собственных расходов граждан
на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном семейном доходе?
От чего он зависит и как будет
меняться в процессе
реформирования?

— Такой стандарт
рассчитывается исходя из
социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления
коммунальных услуг. В 1997 году он
составлял 16 процентов. Это значит,
что максимально допустимая доля
собственных расходов семьи
(одиноко проживающих граждан) на
оплату коммунальных услуг не
должна превышать 16 процентов от
совокупного дохода. В дальнейшем
этот стандарт будет повышаться в
следующих размерах:

1998 г. — 18; 1999 г. — 19;
2000 г. — 20; 2001 г. — 22; 2002 г. — 23; 2003 г. — 25
процентов.

Так что каждая
семья уже сегодня может прикинуть,
нужно ли ей будет обращаться за
субсидией или нет.

Начиная с нового
года в области будет организован
мониторинг ставок, расценок и
тарифов в ЖКХ, а также социальный
мониторинг доходов и расходов
населения городов и районов,
который и даст оценку
платежеспособности граждан,
предприятий и организаций.

— Подведем
итоги. Лично вы чего ждете от
реализации программы
реформирования ЖКХ?

— Для меня реформа
в жилищно-коммунальном хозяйстве
звучит следующим образом: резкое
улучшение качества услуг, оценка
этих услуг самим населением и
оплата за них непосредственно
потребителем. Лишь в таком
контексте у реформы появится
поддержка самого населения.

Но это случится не
раньше чем мы реформируем
сложившуюся систему управления
ЖКХ, создадим товарищества
собственников жилья (ТСЖ), внедрим
современные энергосберегающие
технологии и другое, о чем мы вели
речь выше.

То есть прежде чем
приблизить оплату за жилье и
коммунальные услуги к их реальной
стоимости и снять таким образом
бремя расходов на дотирование этой
сферы, надо обеспечить строгий учет
расходования энергоресурсов и
возможность их регулирования самим
потребителем. Я уже не говорю о
повсеместном внедрении новых
энергосберегающих технологий,
которые сами по себе способны
сэкономить нам 30-40 процентов
средств. Но это уже особый разговор,
к которому мы еще будем
возвращаться в процессе
реформирования ЖКХ.

Опыт уже
действующих ТСЖ свидетельствует,
что новые образования добываются
безубыточного обслуживания. При
этом жильцы платят за коммунальные
услуги на 30 (!) процентов меньше.

Повторяю, суть
реформы не в повышении квартплаты и
коммунальных услуг, а прежде всего
в сокращении издержек при
эксплуатации жилья.

И последнее. По
решению губернатора Бориса
Говорина программа будет
опубликована в печати для широкого
обсуждения общественностью.

Беседу вел
Александр АНТОНЕНКО.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector