издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выбран маршрут: Ковыкта -- Монголия -- Китай

  • Автор: Ким БОЛДОХОНОВ, соб.корр. "Восточно-Сибирской правда" в Улан-Баторе

Выбран
маршрут: Ковыкта — Монголия — Китай

"Вопросы
поставки природного газа в
Северо-Восточную Азию" — таково
официальное название
международной конференции,
состоявшейся в Улан-Баторе. Еще
несколько лет назад такая тема не
затрагивалась вообще, потому что
считалось невозможным сооружать
газопроводы на такие расстояния. Но
технический прогресс и
производственная практика
последних лет делают реальным
осуществление столь глобальных
проектов. 120 ученых,
производственников, бизнесменов,
представляющих
неправительственные организаций
из России, Китая, КНДР, Монголии,
Республики Корея, Японии,
Сингапура, США, Великобритании,
Италии, делились своими идеями и
исследованиями, как лучше,
рентабельно, взаимовыгодно для
всех участников воплотить в жизнь
настоящую программу XXI века.
Выступил на конференции и
представитель Азиатского банка
развития.

Форум в
монгольской столице — четвертый по
счету, на которой функции
координатора взяла на себя
Японская исследовательская
ассоциация, занимающаяся
проблемами поставки газа в Страну
восходящего солнца и в АТР в целом.
Кстати, на форуме японская
делегация была самой
многочисленной — 30 человек. Россиян
было вдвое меньше, а представляли
страну специалисты солидных фирм —
Газпрома, СИДАНКО, ученые из
Иркутска и Якутска. 26 докладов и
сообщений охватили широкий спектр
вопросов, связанных с
исследованием газовых
месторождений, разработкой
технико-экономических обоснований
планируемых газопроводов и
инфраструктуры, которая будет
создана вокруг магистральных трасс
новых технологий. И, конечно же,
экологические аспекты, потому как
широкое применение голубого
топлива, более чистого, чем
каменный уголь, открывает людям
возможность обитать в менее
загрязненной природной среде.

Россияне,
говоря на коммерческом языке,
выступили в роли богатых продавцов,
предложивших состоятельным
покупателям из стран АТР широкий
выбор товаров в виде месторождений
голубого топлива, различные
маршруты их доставки, идеи создания
рентабельных производств.

В их докладах
фигурировал ряд весьма заманчивых
предложений. Проект первый:
Большехетское месторождение газа в
Западной Сибири (южнее знаменитого
Уренгоя) с запасом 3 триллиона
кубометров. Газопровод можно
проложить из России прямо в Китай.
Его длина составит 6500 км.
Магистраль такой протяженности мы
еще не сооружали.

Проект
второй: Ковыкта в Иркутской области
с запасом 1,5 триллиона кубометров
голубого топлива. Оппоненты
данного проекта утверждают, что там
пробурено недостаточно скважин и
запасы нужно будет подтвердить.
Газовая трасса пройдет по
территории России, Монголии и Китая
протяженностью 3070 км. Это самый
короткий путь в сравнении с
остальными. Есть третий маршрут: из
Ковыкты в Китай, минуя Монголию.
Проект четвертый предусматривает
подключение к ковыктинской
магистрали газовой трубы из Якутии.
Это на тот случай, если Ковыкта не
покроет полностью потребности
Китая. А китайцы хотят получать в
течение четверти века по 30 млрд.
кубометров газа в год. Большие
аппетиты на голубое топливо и у
Японии, у других партнеров. Пятый,
северный вариант: Якутия
поставляет свой газ через Харбин в
Пекин и Шанхай. Если якутского газа
не хватит, то поставки можно
пополнить с Сахалина.

Вот таков
спектр вариантов, по которым
состоялась дискуссия между
поставщиками и потенциальными
потребителями.

Представители
стран Северо-Восточной Азии держат
во внимании также и такие
газодобывающие страны, как
Туркмения и Казахстан.

Из того, что
было предложено, наши азиатские
партнеры отдают предпочтение
Ковыктинскому месторождению.

Форум
официальных документов не принял.
Его цель на данном этапе —
продолжить "газовый
маркетинг", чтобы шаг за шагом
основательно изучить все аспекты
предстоящих сделок, ибо их объемы
весьма внушительны и имеют
глобальный характер.

На что, на ваш
взгляд, особенно важно уделять
внимание в дальнейшей работе по
реализации проектируемых программ?
С таким вопросом я обратился к
некоторым участникам форума.

Виктор
Хитрый, заведующий отделом
холдинга СИДАНКО:

— В
соответствии с договоренностями на
высшем уровне в Пекине СИДАНКО и
Китайская национальная нефтяная
корпорация (КННК) приступили к
разработке технико-экономического
обоснования газопровода Ковыкта —
Монголия — Китай. Работы ведутся с
таким расчетом, чтобы завершить ТЭО
к 2000 году. Мы проинформировали
участников конференции о
проделанной работе. Было интересно
ознакомиться с разработками других
российских организаций, услышать
мнения партнеров. Удовлетворены,
что именно наш проект вызвал
наибольший интерес покупателей,
так как он менее дорогостоящий в
сравнении с остальными. Покупатели,
естественно, в первую очередь
учитывают рентабельность,
эффективность, экологичность
проекта. Планируемый нами
газопровод, в частности, оздоровит
экологию вокруг Байкала, так как в
этот регион будет направлено в
первую очередь 10 млрд. более
чистого, чем уголь, топлива.

Треть трассы
в 3070 км пройдет по территории
Монголии. В этом она сильно
заинтересована. Очень важно, чтобы
уже сейчас, на этапе разработки ТЭО,
монгольская сторона определилась
относительно того, в каких
экономических, технических,
правовых условиях, в каких
экологических параметрах на ее
территории будет функционировать
газопровод.

Галсангийн
Ганболд, — начальник управления по
делам нефти Монголии:

Реализация
Ковыктинского проекта с
прохождением газопровода по нашей
территории имеет важное значение
со всех точек зрения. Во-первых,
создаются новые рабочие места.
Во-вторых, открывается возможность
использовать новый вид энергетики,
что в свою очередь послужит
рождению газовой отрасли.
В-третьих, в прилегающих к
магистрали регионах получит
развитие инфраструктура.
В-четвертых, плата за аренду земли и
другие налоги дадут дополнительные
поступления в госбюджет.

Функционирование
этой магистрали послужит усилению
торгово-экономической интеграции
между тремя соседями — Монголией,
Россией и Китаем. А это укрепляет их
политические отношения.

Чтобы
активнее подключиться к реализации
проекта, мы взаимодействуем с
соответствующими организациями
России, Китая, Южной Кореи, Японии.

Борис Санеев,
заместитель директора Сибирского
энергетического института
(Иркутск):

— Форум
показал, что страны северо-востока
Азии активно ищут возможности
импорта газа, Россия предлагает
различные варианты его поставок. Но
четкой, единой концепции пока нет
ни у продавца, ни у потребителя.
Через какое-то время покупатели
выработают свою концепцию. И если
мы не займемся этим сейчас, то можем
оказаться в стороне, несмотря на то,
что газ у нас. Для России важно
определиться, как разумно
распорядиться своими ресурсами, в
каком объеме, кому и по каким ценам
продавать сырье. Мы должны
координировать эти вопросы прежде
всего между собой, выходить на
внешний рынок с общей стратегией.
Газопровод пройдет по территории
ряда стран. Где-то будет оказана
поддержка со стороны центральных
органов государства, где-то —
региональных властей. Мы слабо
владеем политическими,
экономическими, финансовыми
условиями, законодательной базой в
странах-партнерах. Одним словом, мы
должны выходить на внешний рынок с
общей стратегией.

Игорь
Жученко, генеральный директор НИИ
газэкономики при Газпроме (Москва):

— Думаю, что у
нас нет различия в стратегии. Но она
не сформулирована в виде концепции.
А стратегия такова: АТР — это
регион, в который Россия может и
должна идти с газом. Никто этого не
отрицает. Мы знает, какие у нас
запасы, как их поставлять. Но нам
неизвестно, где и сколько этого
газа хотят купить и по какой цене.
Мы, конечно, имеем свои прогнозы, но
хотелось бы услышать это от самих
покупателей. Поэтому я и некоторые
другие ораторы настаивали на том,
чтобы следующая конференция была
посвящена вопросам изучения рынка
голубого топлива в АТР. Мы должны
хорошо знать, сколько и в какие
точки нужно доставлять газ в Китай,
Японию, Корею… С учетом всего этого
и нужно проектировать газопроводы.
Тогда всем будет ясно, есть
эффективность или ее нет.
Минимизация затрат — общая задача
всех участников программы.

Важно
проблему решить так, чтобы проекты
были выгодны и продавцу и
покупателю. Здесь нельзя исходить
из того, что кто-то на этом нагреет
руки, а другой — проиграет.
Добросовестное, уважительное
отношение ко всем партнерам,
выполняющим общую задачу, является
непременным условием.

Следующий
такой форум решено провести в одном
из сибирских городов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры