издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стратегия банкротства. Руководство Киренской РЭБ флота добилось признания собственного предприятия несостоятельным

  • Автор: Максим СТРЕЛЬЦОВ

Иркутская область получила нового градообразующего банкрота. Областной арбитражный суд начал процесс о признании несостоятельным ОАО "Киренская РЭБ флота". Решение суда было принято, несмотря на поступившее в московский арбитраж обращение заместителя генерального прокурора РФ Валентина Симученкова с требованием к Федеральной налоговой службе, Минэкономразвития и входящему в его структуру Федеральному агентству по управлению имуществом провести во внесудебном порядке санацию Киренской и Алексеевской баз флота, 51% акций которых принадлежит государству. Но, похоже, в случае с КРЭБ это будет невозможно сделать. Здесь был применён редкий механизм банкротства по заявлению руководства общества. Его подписал генеральный директор компании Сергей Паульзен.

Заявление гендиректора поступило в суд 2 февраля, а уже 7 февраля было принято решение суда о начале процедуры банкротства на одном из градообразующих предприятий. Иркутский арбитраж принял во внимание, что по представленным в суд данным руководства Киренской РЭБ предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность в сумме 530 млн. рублей, которая увеличилась в течение года почти на 100 млн. Финансовое состояние предприятия признано критическим.

И если с долгами КРЭБ всё понятно, то судить о доходах предприятия, полученных в течение года, не представляется возможным. В заявлении должника эти данные не содержатся, а в иных источниках называются разные цифры. Например, ещё в середине декабря на совещании с участием представителей Госинспекции по труду Сергей Паульзен говорил, что в течение года компания заработала 140 млн. рублей. Причём на предприятии для решения финансовых проблем «добывание средств ведётся за счёт продажи основных средств» (прошу прощения за каламбур, цитирую газету «Ленские зори» от 20 декабря. — Прим авт.). В 2005 году, по признанию директора, были проданы две баржи, есть принципиальная договорённость о приобретении Якутией двух пассажирских судов. Ведутся переговоры о продаже нескольких единиц буксирного флота. Причём в той же газете только уже от 17 января со ссылкой на не менее авторитетных сотрудников КРЭБ говорится, что финансовый результат прошлого года составляет 219 млн. рублей.

Такой разнобой в цифрах можно объяснить. Публикация то одной, то другой зависит от ситуации. Когда надо показать, что не всё так плохо, называется цифра побольше. А чтобы подчеркнуть драматичность положения дел на РЭБ — цифра поменьше.

В конце декабря прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Сергея Паульзена по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ (невыплата заработной платы). Задолженность персоналу на тот момент достигла 34 млн. рублей. В защиту первого лица компании выступили председатель профкома предприятия Владимир Демкин, председатель совета командиров Владимир Вольский и депутат районной Думы Георгий Дуб. В их письме говорится, что действия прокуратуры, вставшей, по сути, на сторону трудового коллектива, в отношении Сергея Паульзена могут привести к срыву мероприятий по выходу общества из кризиса.

Причём на том этапе во всех смертных грехах ими обвинялись судебные приставы. Именно они наложили арест на имущество Киренской РЭБ, что, конечно же, сделало невозможным их продажу без ведома власти и государства, которое является собственником 51% акций. Хотя именно реализация «основных средств» видится руководству компании единственным способом погашения задолженности по заработной плате. «Арестовав имущество, приставы создают напряжённую обстановку в коллективе», — пишут в открытых письмах Вольский, Демкин и Дуб. Миссия предприятия неожиданно меняется: не зарабатывать, а продавать. А затем проедать вырученные деньги. В последние годы торговля активами стала бизнесом Киренской РЭБ.

Возможно, тех, кто наблюдает за ситуацией на предприятии, может удивить то обстоятельство, что трудовой коллектив сегодня поддерживает распродажу флота. Хотя в мае 2004 года те же самые люди начали забастовку и перекрыли фарватер Лены, препятствуя планам руководства компании реализовать часть неиспользуемых судов. Вероятно, причина перемены настроений в трудовом коллективе — отчаяние от долгов по зарплате, отсутствия работы, появившиеся вследствие неумелого руководства команды Сергея Паульзена. Среди работников КРЭБ растёт страх сказать что-либо против, потому что тогда враз можно лишиться работы, а в Киренске её больше негде искать. В истории Киренской РЭБ навигация 2005 года стала одной из худших. Объём перевезённых компанией грузов составил 80 тыс. тонн. Для сравнения: предыдущий директор, чьё место занял Сергей Паульзен, сумел подготовить флот к навигации-2004 и даже заключить договоры на перевозку 600 тысяч тонн грузов. Для работников КРЭБ особенно важно, что предприятие в 2004 году не имело задолженности по заработной плате.

Шансы предприятия на участие в навигации 2006 года близки нулю. Известно, что основной заказ на перевозку грузов формируется на конкурсной основе. Вряд ли найдётся коммерческая структура или муниципалитет, которые захотят иметь дело с банкротом. Наиболее вероятным итогом производственной жизни Киренской РЭБ станет именно распродажа флота. По крайней мере, такая судьба может быть уготована ей нынешним руководством предприятия.

Причём уже в прошлом году КРЭБ фактически была исключена из навигационной кампании. Да и само руководство предприятия не скрывает факта остановки РЭБ. В заявлении о банкротстве сказано, что её производственно-хозяйственная деятельность практически прекращена. Уже в навигацию, например, традиционно выполнявшиеся Киренской РЭБ работы осуществляли ОАО «Осетровский речной порт», ООО «Осетровская ТЭК» и ООО «Киренская ТЭК». Причём последнее было учреждено в апреле прошлого года тремя занимающими по сей день руководящие посты в Киренской РЭБ работниками. Вскормленным самой КРЭБ конкурентом практически в равных долях владеют Александр Неверов, директор ООО «Киренская ТЭК»; Владимир Вольский, председатель совета капитанов Киренской РЭБ; Владимир Перетолчин, первый заместитель генерального директора ОАО «Киренская РЭБ». Причём главный бухгалтер ООО «Киренская ТЭК» и ОАО «Киренская РЭБ» — Марина Пономарёва. Но результаты деятельности ООО «Киренская ТЭК» никогда не узнают ни акционеры, ни трудовой коллектив КРЭБ, поскольку это является коммерческой тайной отдельно взятой коммерческой фирмы.

Что даёт процедура банкротства руководству предприятия? Во-первых, оказываются замороженными требования кредиторов, в числе которых, как известно, и трудовой коллектив. Во-вторых, с должника прекращается взыскание средств. В-третьих, приостанавливается исполнение по имущественным взысканиям и снимаются ограничения на распоряжения имуществом должника, в том числе снимается препятствие в виде исполнительных листов судебных приставов по реализации имущества должника. То есть раскрываются широкие возможности делать с Киренской РЭБ что душе угодно, причём в аккурат перед началом навигации.

В ситуацию может вмешаться одно очень серьёзное обстоятельство. Дело в том, что одновременно с началом иркутского судебного процесса о признании Киренской РЭБ банкротом был начат другой, в Москве. В столичный арбитраж было направлено обращение заместителя генерального прокурора РФ Валентина Симученкова. Он требует от Федеральной налоговой службы, Минэкономразвития и входящего в его структуру Федерального агентства по управлению имуществом провести во внесудебном порядке санацию Киренской и Алексеевской баз флота, 51% акций которых принадлежит государству. Ранее неоднократно сообщалось, что по заданию полпреда в СФО Новосибирская государственная академия водного транспорта разрабатывает программу вывода этих компаний из кризиса. Итогом этих мероприятий предлагалось создание на базе активов двух речных предприятий дочерних компаний в форме закрытых акционерных обществ с возможным их объединением в холдинг.

Выходит, что господа Вольский, Демкин и Дуб ошибались. И далеко не прокуратура мешает реализации антикризисных мер. Чем могут обернуться банкротные инициативы генерального директора КРЭБ Сергея Паульзена, которому и без того угрожает уголовное наказание, сложно даже предположить. Но, как показывает практика, банкротство легче предупредить, чем остановить. В отношении Киренской РЭБ процедура о признании её несостоятельной вошла в активную фазу. Вопрос об утверждении внешнего наблюдающего предприятия, который по просьбе заявителя — Сергея Паульзена — будет назначен из числа участников Восточно-Сибирского филиала НП ОАУ «Авангард», будет рассмотрен 28 февраля.

Как нам стало известно, Росимущество — основной акционер — не давало разрешения Сергею Паульзену инициировать процедуру банкротства. Таким образом, государство снова осталось в стороне от управления государственной собственностью. Как и в мае 2004 года, команда Сергея Паульзена силой и хитростью действует за спиной государства, пользуясь удалённостью предприятия от Москвы.

Удивление вызывает и тот факт, что грубейшие нарушения прав акционеров происходят под носом молчащего председателя совета директоров, мэра Киренского района Петра Неупокоева. Кто как не он должен быть прежде всего обеспокоен судьбой градообразующего предприятия, которое играет важную роль в экономическом развитии и его района, и всей Иркутской области? Однако вместо того, чтобы противодействовать политике крэбовского руководства, он попустительствует ей.

Данную статью можно рассматривать как обращение к Росимуществу, которое обязано принять меры к защите интересов Российской Федерации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры