издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ВСТО повернули не туда

Теперь возмущены жители Ленска

До конца 2006 года компания «Транснефть» планирует завершить строительство отрезка нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) от Тайшета до Усть-Кута. Участок Усть-Кут — Талакан будет включён в систему в 2008 году. Оценочный объём перекачки нефти на этом отрезке — 30 млн. тонн в год. Между тем, как выяснилось 14 июля на первых общественных слушаниях по новому проекту ВСТО, общественность вновь недовольна маршрутом трубы. На этот раз протестуют жители города Ленска, где трубопровод должен пройти рядом с чертой города. Но проект всё-таки был одобрен.

На слушаниях в Иркутске общественности были представлены материалы оценки воздействия на окружающую среду ТЭО проекта расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» на первом отрезке: Усть-Кут — Талаканское месторождение. По новой версии минимальная удалённость трубопровода от Байкала — 400 км, северо-восточные участки — 700-800 км.

Как сообщил руководитель проекта ВСТО ЗАО «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа» Игорь Збараг, планируются три пусковых комплекса: «Усть-Кут — Талаканское месторождение», «Тында — Алдан» и «Талаканское месторождение — Алдан». Представители «Транснефти» подчеркнули, что все три комплекса — автономные проекты. Это вызвало недовольство общественности. Так, сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова заявила, что общественным организациям хотелось бы видеть проект в целом, а не поделенным на куски. «Когда в Томске было принято решение об изменении маршрута, ни сроки строительства, ни договорённости с иностранными партнёрами не были отменены. Естественно, мы не сумели подготовить проект полностью», — парировал директор ООО «Востокнефтепровод» Михаил Чемакин.

Общественников интересовала надёжность трубопровода. Представители «Транснефти» были верны себе. «Какая вероятность возникновения аварии? Нулевая», — уверенно заявил Игорь Збараг. Потом внёс техническое уточнение: вероятность составляет 10 в минус пятой степени на 1 кв. км трубопровода. Этот ответ не удовлетворил представителей «Байкальской экологической волны», и Збагар сообщил: если авария всё же произойдёт, то максимальный объём вылившейся нефти составит 500 тонн по всей трассе. «Но это может произойти только в случае террористического акта», — сказал он.

На слушаниях была озвучена информация о том, что жители города Ленска, вблизи которого должен пройти нефтепровод, высказывают недовольство новым маршрутом. Несмотря на то, что Ленск входит в другой комплекс — «Талаканское месторождение — Алдан», представителям «Транснефти» пришлось отвечать и на этот вопрос. «О каких протестных настроениях идёт речь? — удивился Михаил Чемакин. — Мы в этом городе пока даже не представляли проект». Общественники же заявили: ленчане обеспокоены тем, что трубопровод планируется проложить менее чем в 50 км от городской черты. Представители «Транснефти» эту информацию опровергли, заявив, что труба пройдёт на безопасном расстоянии от города.

По информации «Транснефти», к нефтепроводу планируется «подключить» месторождения юга Якутии, севера Иркутской области. Среди озвученных — Среднеботуобинское, Чаяндинское, Тас-Юряхское месторождения. Ожидается, что по трассе нефтепровода будет сделано несколько «врезок». Михаил Чемакин сообщил, что предложения от добывающих компаний о «подключении» к нефтепроводу «Транснефть» уже получает. Компания готова «оказать услугу» на любом этапе реализации проекта и в тех объёмах, которые предложат добытчики, заявил глава ООО «Востокнефтепровод». «О сроках заключения каких-то соглашений я говорить не могу, трубопровода-то пока нет!» — сказал Чемакин. О стоимости проекта представители «Транснефти» предпочитают не говорить: «Даже если бы я знал эту сумму, то не сказал бы. Сейчас идут торги, мы размещаем подряды», — заявил Чемакин.

Он также сообщил, что «Транснефть» рассматривает возможность увеличения стоимости транспортировки нефти из-за увеличения трассы ВСТО. «Естественно, что компания не будет работать себе в убыток, — сказал он. — Стоимость будет увеличена, но она будет в кратные разы меньше, чем тариф на транспорт за рубежом».

После двух часов споров общественники согласились одобрить представленные материалы с условием проведения общественной экспертизы проекта. Михаил Чемакин заявил, что ситуация в Ленске будет разрешена после проведения слушаний в этом городе. Проект участка «Тында — Алдан» представят на суд общественности в августе, «Талаканское месторождение — Алдан» — осенью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры