издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проблемный город

Сегодня в гостях редакции «Восточно-Сибирской правды» мэр города Тулуна Виктор Пивень. Естественно, разговор начался с подведения итогов прошедшего года. Каким он был, 2006 год, для Тулуна и его мэра?

Виктор Пивень, мэр Тулуна: Чем был характерен для Тулуна ушедший год? Трудностями. Огромными трудностями, связанными с двойным наводнением, которое произошло в нашем городе. Выяснилось, что беда может по-настоящему сплачивать людей. Хочу отметить отношение жителей области к беде Тулуна — это была проверка для понимания нашей общности. Понимаете, культурно-массовые мероприятия — это одно, а настоящая выручка в беде — это совсем другое. Когда мы обратились к жителям Иркутской области за помощью, равнодушных не было. Люди от двухсот рублей перечисляли в образованный благотворительный фонд, предприятия сотнями тысяч слали свои переводы. Благодаря этому мы смогли избежать так называемых социальных издержек. Ещё раз выражаю огромную благодарность жителям области — мы не остались один на один с этой бедой.

Резервный фонд в бюджете города Тулуна был всего 500 тысяч, а пожертвования нам дали по сути двойной резервный фонд. Благодаря этому мы смогли приобрести пострадавшим необходимые продукты для заготовки на зиму, потому что наиболее пострадавшая часть населения — это жители старой застройки, пойменной части, среди которых немало пенсионеров и одиноких. В Тулуне эта категория населения живёт своими приусадебными участками, выращивает овощи, картофель, держит птицу, скотинку. У них всё смыло, и эта помощь была по достоинству жителями оценена.

Ещё за этот год удалось вычистить город. К сожалению, работа прежней администрации складывалась так, что город стал свалкой. С первых дней работы новой администрации была поставлена задача очистить город, привести его в божеский вид. Теперь жители сами контролируют себя и жителей близлежащих домов, следят за контейнерными площадками, своевременной вывозкой мусора. Отрадно, что в прошедшие новогодние праздники город был чистый, как никогда. Оказалось, что люди не теряют человеческого облика, нужно только помочь.

Мы с новой администрацией отработали уже 14 месяцев. С первых же дней работы была поставлена основная цель: работа на основе долгосрочного прогнозирования и планирования, постоянный, повседневный аудит эффективности использования бюджетных средств.

Перед нами сегодня стоят очень серьёзные проблемы, среди которых самая серьёзная — это занятость населения. Не так давно город Тулун был в списке городов-доноров Иркутской области. Приток продукции складывался из добываемого угля, продукции стекольного завода, лесопромышленного комплекса, гидролизного производства и многих предприятий местного уровня. За прошедшие пятнадцать лет всё это пришло в упадок. Что-то ещё осталось в рамках филиалов угольных предприятий, которые уже ушли из бюджета города и являются налогоплательщиками района. Вот в таких условиях приходится нам работать… Но мы, в принципе, оптимисты, видели многое, команда подобрана грамотная, и, считаю, ей по силам заниматься решением этих проблем.

За год уже удалось сделать немало. Во-первых, это своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и муниципальных предприятий, где задолженность была до полугода, что создавало в коллективах обстановку прямо-таки взрывоопасную. На сегодня долгов по зарплате нет ни у работников бюджетной сферы, ни у работников муниципальных предприятий.

За счёт чего эта работа шла? Во-первых, это помощь областного бюджета. Законодательное собрание, проведя выездную сессию в нашем городе, вошло в курс проблем на месте, сделало выводы, а принятые решения способствовали развязке очень многих проблем.

Новая городская администрация начала свою работу с анализа бюджета. Как формируется бюджет, за счёт чего? Оказалось, что не было в городе ни реестра муниципального имущества, ни кадастровой оценки земельных участков. Буквально за полгода, перелопатив эту гору работы, мы смогли увеличить доходы только по имуществу и земле в шесть с половиной раз. Это произошло за счёт прихода НДФЛ, налога на землю и имущество, за счёт поиска нормальных путей работы с малым и средним бизнесом. В условиях, когда крупное производство отсутствует, главным плательщиком является малый и средний бизнес — а это торговля, предприятия общепита. Вот мы, по сравнению с шестью миллионами 2005 года, в прошедшем году тридцать два миллиона собрали. Есть о чём говорить?

Александр Антоненко, обозреватель по вопросам строительства: Кстати, каково сегодня население Тулуна и какова коммунальная задолженность?

В. П.: Население у нас пока стабильно держится возле цифры 50 тысяч: было 56 тысяч, сегодня 49700 человек. На сегодня осталось 23 млн. рублей долгов в целом по ЖКУ. Связано это не только с долгами собственно населения, но и с отсутствием мониторинга долгов. Так, в этой сумме присутствуют долги граждан, давно ушедших из жизни, уехавших из города. Сегодня задачей на 2007 год является вычистить из этой задолженности невозвратные долги и получить реальную картину по долгам.

А.А.: Каковы сегодня перспективы возрождения Тулунского стекольного завода?

В.П.: Сегодня мы живём в 21 веке, а те, кто знает наш стекольный завод, согласятся, что это век даже не прошлый, а позапрошлый. Это пять дымовых труб, которые торчат, как зубы динозавра; разрушенные цеха, вывезенное оборудование. Сегодня требуются новые технологии, соответствующие времени. Когда я был директором разреза, я несколько раз посещал Словакию, мы тогда монтировали оборудование и наладили с ними прямые связи. Я — не руководители стекольного завода! — возил туда образцы, наш песок, и от словаков поступило предложение: вы у себя делаете полуфабрикат и отправляете нам, а мы доводим его до кондиции и делаем богемское стекло. Тогда на стекольном заводе мои предложения даже слушать не стали: ты угольщик? иди и копай свой уголь. Завод работал на мазутном топливе, сколько разговоров было о переводе на электроэнергию…

В прошлом году приезжали потенциальные инвесторы. Посмотрели, определили чётко, что работать можно и нужно. В области есть потребность, например, в пивной бутылке для предприятий пивоваренных предприятий Иркутска и Ангарска. Но те же инвесторы сказали: извините, пока вопрос энергодефицита у вас закрыт не будет, инвестиций не ждите. В чём дело? А в том, что весь Тулун сидит на подстанции стекольного завода. Ситуацию усугубляет несовершенство системы энергоснабжения: одна подстанция — один фидер. В результате в случае аварии город сидит без электроэнергии. В прошлом году мы попали в инвестиционную программу «Иркутскэнерго». Уже выставили опоры ЛЭП, и мы ожидаем, что в этом году новая ЛЭП и новая подстанция позволят разгрузить мощности подстанции стекольного завода под производственные потребности. И тогда у нас есть перспективы. Месторождение-то никуда не делось, завод прямо на нём стоит, транспортные затраты минимальные. Новые технологии позволяют наладить производство с меньшими затратами, и у нас действительно есть надежда на реанимацию тулунской стекольной промышленности.

Элла Климова, обозреватель по социальным вопросам: А как обстоит ситуация с Тулунским угольным разрезом?

В.П.: Тулунский разрез будет ещё полгода работать, а потом его ликвидируют. С чего начался развал? На рубеже 1999-2000 годов на разрез пришли новые собственники, которым было дано негласное разрешение нарушить сложившиеся отношения с властью на месте. Тогда в середине года в три с половиной раза была повышена цена на уголь. За счёт этого СУЭКу была дана возможность быстро погасить все накопленные долги. И тогда вопрос с долгами был решён. Но потом-то нужно было работать в рамках рынка, где себестоимость складывалась на основе целой шкалы показателей, в том числе и арендной платы за землю. Если брать за основу прошлый год, то мы с ними договорились, что оставляем им согласованный коэффициент «три», но СУЭК нам гарантировала в рамках социальной помощи профинансировать ремонт нашей больницы.

К сожалению, изменить ситуацию с разрезом только за счёт арендной платы мы не в состоянии. Собственник намерен ликвидировать это предприятие, потому что в регионе, да и в стране в целом, сокращается рынок сбыта угля. Оптимизм вызывают слова президента, который недавно говорил о том, что топливный баланс должен быть выправлен. Считаю, что это правильно — мазут и газ не должны идти в котельную топку, это валютосодержащее сырьё. А мы буквально живём на угле. Сегодня «Иркутскэнерго» уже приняло решение о строительстве новой угольной ТЭЦ для ликвидации дефицита электроэнергии, на базе Мугунского разреза. Думаю, дойдут руки и до азейских углей. Потому что очень много людей у нас осталось без работы — порядка 5,5 тыс. было занято на самом производстве, ещё около трёх тысяч было занято в ОРСах, а сегодня во всей угольной отрасли в городе осталось работников 1,5 тысячи.

Геннадий Пруцков, обозреватель по вопросам сельского хозяйства: И снова мы возвращаемся к проблемам занятости. Эти цифры только по угольной промышленности. А гидролизный завод? А другие предприятия?

В.П.: Гидролизный завод давал 900 с лишним рабочих мест, на сегодняшний день работают 200 человек, которые выполняют функции по обеспечению теплоэнергией и обслуживанию очистных сооружений. На стекольном заводе было 900 работающих. Завод сельхозтехники уже в прошлом, авторемонтный завод кончен… Безработица в Тулуне — это задача номер один.

Александр Иванов, специальный корреспондент: Возвращаясь к летней катастрофе, хочу спросить, можно ли предотвратить новые наводнения в Тулуне?

В.П.: И в советские времена наводнения в Тулуне бывали. В 1984 году областные власти лично руководили ликвидацией аварийной ситуации, и тогда вся область занималась ликвидацией последствий наводнения. Четыре автобазы было задействовано, экскаваторный парк разрезов — и в кратчайшие сроки были отсыпаны дамбы, которые двадцать лет помогали нам выстоять. И в этот раз, если бы дамбы не было, смыло бы пойменную часть и наводнение действительно стало бы полномасштабной катастрофой. Каков механизм нынешних наводнений? В черте города длина русла восемь километров, внизу его подпирает железнодорожный мост через Ию, вверху — так называемые «ворота». За двадцать лет многолетнее накопление наносов подняло уровень дна. Сейчас первое, что необходимо, это отсыпка и ремонт существующих дамб, и очистка дна — второе. В прошлом году с помощью проектных институтов мы отработали проектно-сметную документацию, сейчас заканчивается её экспертиза. Мы ожидаем, что федеральный бюджет выделит часть средств на очистку русла, а мы уже своими силами будем проводить отсыпку дамб и очистку русел речек, которые протекают в самом городе (их у нас, помимо Ии, ещё две — Тулунчик и Азейка).

Георгий Кузнецов, обозреватель по вопросам экологии: Сегодня много дебатов по поводу лесных терминалов. Можно ли сказать: выгодны лесные терминалы городу и району или нет?

В.П.: Считаю, что терминал сегодня как для лесной промышленности, так и для власти — самое грамотное решение проблемы. Почему? Потому что там выставлен ряд требований: наличие лесосырьевой базы, наличие погрузочного тупика, территории для складирования. Сосредоточение их в одной точке позволяет поставить под контроль отрасль, пресечь деятельность фирм «воруйлес» и повысить уровень занятости населения. Власти интереснее работать с двумя-тремя крупными предпринимателями, чем «в растопырку» — кто-то где-то украл лес, приволок кругляк среди ночи, погрузил и ушёл. По сто рублей наликом работягам в зубы — и ни тебе с него налогов, ни зарплаты…

А.А.: Сколько сегодня жилья вводится ежегодно в Тулуне?

В.П.: Если по официальным данным — то нисколько. Я уже говорил об отсутствии единого реестра, а пока нет базы данных, то получается, что индивидуальное строительство было, есть и будет, а ввода объектов в эксплуатацию не фиксируется. Почему по прошлому году порядка 10-20 домов построено и сдано, но официально они не прошли регистрацию о приёмке? Потому что потом сразу нужно будет заплатить налог, а платить собственнику не хочется. Точно так же я сегодня не могу точно сказать, какое у нас количество ветхого жилья и какое количество людей нуждается в улучшении жилищных условий. Не велось такой статистики, и всё! В прошлом году начали заниматься, 57 домов обследовали, поставили на учёт как ветхое жильё. Немного, но мы будем ещё работать.

Дмитрий Люстрицкий, шеф-редактор: Как вы расцениваете новации, которые произошли со вступлением в действие 131 закона?

В.П.: Передача определённого объёма полномочий на местный уровень — это позитив. Чтобы местное общество на месте могло самостоятельно организовывать свою жизнь. Если так можно выразиться, вся цивилизация человеческая сегодня живёт на местном уровне. Но, конечно, те проблемы, на которые мэры кивают — полномочия дали, а финансов нет, — это тоже есть. Сегодня всё зависит от умения руководителя найти эти деньги и эффективно расходовать.

Наталья Мичурина, газета «Конкурент»: Каков ваш прогноз: как будет развиваться ситуация вокруг Тулунского гидролизного завода?

В.П.: В первую очередь, это ситуация вокруг теплоисточника. С нашей стороны было организовано муниципальное предприятие, которое должно было принять в аренду теплоисточник, очистные сооружения и систему передачи тепла. Однако мы не достигли компромисса по простой причине: завод требует такой тариф, который обеспечивал бы содержание заводского персонала, мы же можем оплачивать услуги и затраты только в рамках получаемого объёма продукции — тепла и обслуживания очистных сооружений. Это первое. Я полагаю, что в январе эта тяжба будет закончена, потому что люди уже работают, ТЭЦ обслуживают и зарплату им перечисляют уже муниципальные структуры.

Что же касается самого завода, то — да, это проблема, причём проблема для Иркутской области, которая сегодня управляет пакетом в 49% акций. О перспективах завода говорили много: это и топливный этанол, и создание интегрированного предприятия с вовлечением сельскохозяйственных районов. Вопрос этот будет решаться, я думаю, с учётом сохранения самого завода. Этот год, 2007-й, будет в судьбе завода переломным этапом, если сумеем пройти вместе с областью процесс банкротства. Ведь мы очень хорошо знаем, чем чревато конкурсное управление, на примере нашего стекольного завода. Сегодня долгов на заводе — 126 миллионов, деньги невеликие. Вопрос по организации выкупа этого долга — в стадии организации, задача губернатором поставлена, и 26 января она будет звучать на губернском совете.

В заключение нашей встречи хочу сказать, что в этом году мы будем отмечать восьмидесятилетие города Тулуна. Уже работает комиссия по организации этого мероприятия, намечено издание буклетов, книг, написание портретов почётных граждан. Это праздник не одного дня — под эгидой этого события у нас пройдёт весь год. Так что я приглашаю журналистов «ВСП» — приезжайте, у нас будет о чём написать. Полагаю, что сегодня газета должна прийти в регионы. Сегодня, как никогда, территории области нуждаются в информационном органе, который бы объективно освещал всю жизнь Иркутской области, уделяя внимание конкретным муниципальным образованиям.

Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ

Виктор Пивень родился 18 сентября 1944 года. В 1973 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности «горный инженер». Работал на разрезе «Азейский», прошёл путь от горного мастера до начальника участка, с 1980 года заместитель директора разреза «Тулунский». До июля 2002 года был генеральным директором ОАО «Разрез Тулунский». В июне 1996 года избирался депутатом Законодательного собрания Иркутской области. В октябре 2005 года Виктор Пивень избран мэром г. Тулуна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры