издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Глубокая презентация

План социально-экономического развития региона представили на этой неделе парламенту временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский и его замы. Акт политической «доброй воли» занял около двух часов. Эксперты «Конкурента» считают, что налицо реставрация лозунгов эпохи Бориса Говорина, тогда как популярные слова администрации Александра Тишанина – «агломерация», «форсайт» и «кластеры» – из лексикона «Серого дома» исчезли. Зато вернулось выражение «глубокая переработка».

Доклад лидера региона Игоря Есиповского не был перегружен цифрами. «Область не должна выступать в роли просителя», – заявил губернатор и сообщил, что регион станет центральной площадкой «Сибири и Восточного макрорегиона». «Наша Иркут-ская область, – поведал депутатам первый зам. губернатора Сергей Сокол, – имеет целый ряд конкурентных преимуществ». Из его слов парламентарии узнали, что живут среди «уникальных природных ресурсов и одного из самых мощных образовательных комплексов страны». Однако всё это далеко от центральной части России и зажато «административными барьерами». «Потенциал огромный, «выхлоп» непонятно маленький», – свёл к афоризму речь коллеги один из высокопоставленных чиновников «Серого дома».

А врио губернатора обратился по традиции к статистике и решил сравнить, насколько «Серый дом» близок в своих думах к вверенному ему населению. Чиновники составили сводную таблицу проблем: в одной колонке – то, что видно административному глазу, в другой – то, что вышло «из народа». Оказалось, чиновники и народ видят практически одно и то же. И оба взгляда фокусируются на решениях Президента РФ. Самой животрепещущей проблемой, занимающей умы более чем 41,2% граждан, является трудоустройство. Затем идёт борьба с преступностью – 38,6%, оказание медицинской помощи – 38,2% и постройка жилья – 37,8%. Сами люди «на улицах» заявили, что их помимо вышеозначенных проблем очень интересуют: наркомания – 23,8%, экология – 22,5% и благоустройство городов – 19%. 13% умов заняты местами в детсадах. Трудно пенять на неверные цифры – пожелания мало отличимы от мечты среднего россиянина. Средний россиянин готов улучшать демографию вдали от наркоманов на чистом воздухе, окружённый выметенными тротуарами.

«Основная задача повышения эффективности состояния экономики – переход от сырьевой составляющей к глубокому производству», – отметил Игорь Есиповский. И пообещал, что вопрос будет поднят на V Байкальском экономическом форуме (БЭФ). Не в первый раз эта глубокая тема всплывает на форуме. Вот цитата экс-губернатора Бориса Говорина шесть лет назад на втором БЭФе: «Проблемой области является недостаточный уровень глубокой переработки сырья». А ещё один бывший глава, Александр Тишанин, в июне 2007 года был уверен: регион давно встал на «глубокие» рельсы. Соглашение с Росатомом – «это пример того, как область сейчас перестраивается на развитие производств, связанных с глубокой переработкой сырья», – заявил он.

Около 90% докладов чиновников заняла декларативная часть, но иногда «Серый дом» называл интересные факты. К примеру, вице-губернатор Дмитрий Шейбе заявил, что подведомственная ему структура провела «первичный анализ» более 900 лицензий на недропользование, выданных в регионе. И пришла к выводу, что «большинство из них лежит на полках». «Совместно с Росприроднадзором и Ростехнадзором мы собираемся провести дальнейшую ревизию имеющихся лицензий с точки зрения соответствия лицензионным условиям. И по результатам анализа, я думаю, некоторые недропользователи лишатся лицензий», – заявил чиновник.

Сергей Сокол обнаружил интерес к финансово-промышленным группам. И туманно погрозил им: «Иркутская область – это не тот регион, из которого можно выкачивать ресурсы». «Сейчас ФПГ и между собой не могут найти общий язык, с областью непонятно как договариваются, денег не платят столько, сколько надо, – дополнил коллегу в кулуарах один из чиновников «Серого дома». – Когда ФПГ много, есть возможность их правильно растасовать. Потому что есть ресурсы, есть диверсифицированный подход к территориям, есть у них желание заниматься производством, есть желание и лес рубить. И здесь мы можем играть с ними». «Желание лес рубить» заместитель главы администрации региона Виктор Долгов оценил минимум в 75 млрд. рублей. Это 15 инвестиционных лесных проектов, которые должны сделать лес основным налоговым наполнителем бюджета. Сейчас отрасль обеспечивает 6,2% налоговой базы, а Долгов пообещал их конкретно увеличить «в разы».

Знаковым словом в этот день стало слово «глубоко». Вслед за Игорем Есиповским тему «углубил» Виктор Долгов, в лесном ведомстве которого эта фраза ещё со времён Бориса Говорина сродни магическому заклинанию. «Дежа вю», – кто-то отчётливо произнёс в записи на диктофоне, когда Сергей Сокол на втором часу обсуждения в третий раз сказал «глубокая переработка древесины» и «сделать лесную отрасль бюджетообразующей».

Спикер Виктор Круглов существенно усилил тезис. Он заявил, что региону нужна «глубокая и ещё более глубокая» переработка. «Я сейчас не буду углубляться», – снизил накал Игорь Есиповский, предложив парламентариям считать всё прозвучавшее лишь тезисами. Но было поздно. «Многие темы в основном докладе пережиты и нами очень глубоко», – поделился Виктор Круглов. Однако призвал коллег «глубоких» вопросов не задавать. Коллеги поняли и не задали ни одного. Интересно, что позже несколько депутатов отказались комментировать услышанное «Конкуренту».

– Меня абсолютно не волнует, какие там тезисы произносили Ножиков, Говорин или Тишанин, – сказал «Конкуренту» вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – Вы неверно подходите к проблеме. Нельзя сравнивать, кто что говорил, нужно смотреть на конкретную команду и конкретные задачи. И они вполне реальны – не об агломерации и форсайтах, а о подъёме валового регионального продукта. Экономика развивается по определённым правилам, если сейчас не решить проблем с глубокой переработкой, строительством и газификацией, ничего не будет.

Депутат Павел Зорин тоже считает, что вопрос «заимствования» тезисов тут не стоит. «Любой губернатор заботится о благосостоянии населения, что же теперь говорить, что он взял это у предыдущего? – удивлён депутат. – А «глубокая переработка» – это один из любимых терминов президента Дмитрия Медведева. Так что говорить надо совсем о другом тренде».

[dme:cats/]

Речь Игоря Есиповского произвела впечатление даже на членов КПРФ. Евгений Рульков увидел в ней «много созвучных тем», которые волновали коммунистов. Повод для волнения не эксклюзивный – сырьевые ориентиры и работа с ФПГ. По примеру Есиповского КПРФ реанимировала своё старое предложение. «По нашему мнению, только преодоление толлинговой системы может пополнить бюджет региона минимум на 10 млрд. рублей», – заявил Евгений Рульков. Эту идею уже «не восприняли» Борис Говорин и Александр Тишанин. Теперь коммунисты смотрят с надеждой на Есиповского.

По мнению депутата Андрея Чернышёва, всё, что прозвучало на сессии Заксобрания, «частично было позаимствовано» в том числе и из концепции социально-экономического развития Иркутской области, которую готовила команда Алексея Козьмина. «Но на самом деле то, что предлагает администрация Есиповского, это более реальное, чем то, что нам приходилось слушать в последнее время, – считает депутат. – Другое дело, как это всё воплотится, неизвестно».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры