издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь в кадре Натальи Дятловой

«Никак не могу повзрослеть», – говорит о себе режиссёр телекомпании ГТРК «Иркутск» Наталья Дятлова. В конце августа она отмечает профессиональный юбилей – 25 лет работы на телецентре. Однако к этой цифре можно смело прибавлять ещё 24 года – именно столько лет Наталья Дятлова была в кадре. Сначала она вела программы для детей и молодёжи, а потом стала их непосредственным создателем. Она не стесняется своих 57 лет, учит английский язык, дружит с друзьями своих детей и наслаждается жизнью, как немногим дано. О том, каким было областное телевидение в 60-е годы, как сохранить гармонию в браке, когда муж моложе на 15 лет и к тому же твой коллега, и что помогает ей оставаться молодой, Наталья рассказала Елене ЛИСОВСКОЙ.

«Текст для Наташи, пусть учит»

На телевидении Наталья оказалась благодаря своим способностям и… соседке по дому:  «Мы с родителями жили в частном секторе, недалеко от телецентра, а Людмила работала помощником режиссёра. Как-то она предложила: «Набирают ведущих на детскую программу, хочешь попробовать?» Мне было 8 лет. На роль ведущего претендовало много ребятишек. Мне дали текст про соцсоревнования, написанный убористым почерком, и попросили прочесть с листа. Читать я научилась в четыре года, поэтому лихо справилась с заданием, чем сразила нашего режиссёра, и сразу меня выбрали». Так юная Наталья стала ведущей передачи «Огоньки» для октябрят. 

– Спецификой 60-х годов был прямой эфир. Это значит, что я приходила на студию в определённое время, указанное в программе передач, и начинала вещать. Права на ошибку не было, в противном случае вся область увидела бы, как ты запнулся, испугался, не то сказал, заплакал или растерялся. Потому закалка у меня с детства. В те годы не было телефонов, и помощник режиссёра стучался в нашу калитку: «Текст для Наташи, пусть учит». Бывало, мама ему отвечала: «У Наташи ангина, 38 температура». А он говорил: «Завтра передача». За мной посылали машину, мама вынимала меня из постели, наряжала, завязывала на голове бантики, и я в прямом эфире с температурой говорила: «Здравствуйте, ребята!»

– Вам платили зарплату? 

– Да, это было так классно! После каждой передачи маме приходил почтовый перевод – три, пять или шесть рублей. Она брала меня за руку и говорила: «Пойдём тратить твой гонорар!» Я выбирала что хотела: игрушку, куклу, карандаши или краски. 

– Вас узнавали на улице? Как одноклассники реагировали на вашу известность? 

– Ещё как реагировали! На улице меня узнавали, а недавно я разместила в «Одноклассниках» свою фотографию того периода, и один мужчина из Ангарска – толстенький, лысенький, написал: «Если бы ты, Наташа, знала, сколько школьных лет я вздыхал, плакал о тебе в подушку. Когда приезжал в Иркутск, в голове крутилась одна мысль: встретить бы эту Наташу на улице!»

Девочкой Наталья «засветилась» не только в качестве ведущей – в 10 лет она сыграла главную роль в фильме «Что рассказал шоколадный батончик». 

– Это фильм про девочку, которая очень любила мороженое и хотела узнать, как его делают. Он снимался на киноплёнку, и для него в телецентре были построены специальные декорации. Роль моего отца исполнял народный артист России Виктор Егунов, он рассказывал мне на ночь сказку о том, как делают мороженое, а потом, во сне, я оказывалась на фабрике по производству мороженого. Во время съёмок я так наелась этого лакомства, что лет 12 потом не могла на него смотреть.

Наталья продолжала работать на телевидении в качестве ведущей, однако когда пришло время поступать, подавать документы на факультет филологии и журналистики ИГУ не решилась. «Был жуткий конкурс, к тому же нужно было сдавать английский язык, который в нашей школе преподавали отвратительно, – рассказала она. – Все подруги пошли в политех и утянули меня туда же. Так я оказалась на строительном факультете, где старательно учила сопромат и теоретическую механику, одновременно продолжала приезжать на студию и вести программы».

 – Помню, старшей дочери Маше исполнилось пять лет, и я начала брать её на эфиры с участием детей, но просила во время передачи не называть меня мамой. Идём мы домой, а дочка спрашивает: «Наталья Леонидовна, а сейчас уже можно «мамой» называть?» До 32 лет я была на ТВ внештатным сотрудником, но именно в этом возрасте окончательно решила: пора завязывать со своей инженерной деятельностью. Ушла из управления коммунального хозяйства с окладом 200 рублей и стала помощником режиссёра, который получал в два раза меньше. Почему? Одно дело – быть в кадре, а другое – попробовать делать на телевидении что-то своё. 

Первая самостоятельная программа Натальи – «Цветик-семицветик» – была настолько любима зрителями, что секретарь телецентра ходила на почту с наволочками, куда складывала все пришедшие письма. Потом появилась не менее популярная среди школьников игра, созданная по принципу программы «Что? Где? Когда?». Завучи звонили в редакцию и школы записывались в очередь, чтобы их ученики приняли участие в съёмках. 

– Ребята присылали в программу вопрос, и если команда школьников справлялась с заданием, то получала приз, а если нет – он уходил автору вопроса. Проблему, где взять призы, решила просто. Сначала унесла из дома все новые книжки. Потом нашлись спонсоры, и я коробками носила на почту игрушки, книжки, где 3-4 часа их паковала. Зато приятно, когда студенты-журналисты приходят к нам на практику и говорят: «А вы мне мишку присылали». Или  «У меня ваша кукла Барби». 

В творческой биографии Натальи будет много «интересных моментов». Программа «Ситуация», которая готовилась вместе с Ириной Алашкевич, открыла немало актёрских талантов среди обычных людей. «Мы разыгрывали на экране реальные ситуации, которые могли произойти в жизни: опоздание на самолёт по вине водителя сломавшегося автобуса, оставленный в салоне машины «частника» паспорт. Приглашать актёров не могли – дорого. Начали снимать друзей и знакомых. А один студийный водитель буквально караулил Наталью  каждый день и спрашивал: «Когда будет следующая роль?»

– Как вы пережили 90-е годы, когда время областного вещания было сокращено, а редакция детского и молодёжного вещания закрылась?  

– Изначально у региона был большой отрезок вещания на «пятом эфирном канале» – с пяти до девяти вечера. В это время можно было делать много различных программ – детских, молодёжных, художественных. Но когда наша компания стала московским филиалом,  в прайм-тайм стали идти сериалы, которые зарабатывают деньги на рекламе. На какое-то время отдушиной для нас стал канал ТВ-1, куда переместились наши передачи. Но его смотрела небольшая  часть иркутских зрителей, особой известности у него не было. 

Семь лет назад Наталья Дятлова перешла работать в новости. «Спасает то, что я всегда была мамой-наседкой для детей во время съёмок молодёжных программ, а сейчас для меня детьми стали наши ребята из новостей. Я прекрасно помню,  как сама «тряслась» когда-то в эфире, поэтому помогаю начинающим ведущим практическими советами. Мне приятно, что мои экранные «дети» достигли определённых успехов. Например, Максим Баканович, который сейчас живёт в столице. Недавно он снял большой фильм об Алле Пугачёвой «Жизнь после шоу». И написал: «Если бы не ты, Наташа, фильма могло бы не быть». 

– Вам никогда не хотелось вновь стать ведущей

– Ведение программ было просто этапом жизни, а режиссёром я стала потому, что хотела делать что-то сама. В то время дом и работа были неразрывны: я постоянно думала, что и как лучше снять. Причём самые лучшие идеи приходили в голову, когда занималась домашней работой: варила кашу или чистила картошку. 

– Получается, что 49 лет ваша жизнь связана с телевидением. Не надоело? 

– Нет, именно ТВ даёт мне то, что необходимо – смену обстановки и общение. Я по гороскопу Близнец, поэтому очень люблю перемены, а на телевидении нет рутины, каждый день всё разное: люди, события, ситуации, истории. Через экран мы общаемся с большим количеством людей, это не говоря о том, как много людей приходит к нам на студию. Хотя был момент в 55 лет, думала: может, мне вахтёром пойти и спокойно читать книжки? А потом поняла, что просто не могу без телевидения. 

Сейчас, когда наша компания переходит на новое оборудование, мне предстоит работа архивариуса. Нужно будет собирать все эфирные материалы, систематизировать, раскладывать по полочкам. Недавно пересматривала архивные съёмки программы «Цветик-семицветик», в которой в честь Дня защиты детей участвовали взрослые. В студии сидели Марк Сергеев и мэтры от журналистики. Они на полном серьёзе отвечали на детские вопросы: «А что было в корзинке у Красной Шапочки, когда она шла к бабушке?». 

«Какая же ты Коровина? Коровкина!»

В девичестве Наталья носила фамилию Коровина. Мало того что ей самой она не очень нравилась, так ещё и окружающие напрочь отказывались идентифицировать хрупкую миловидную девушку с этой фамилией. Часто ошибались – говорили «Коровкина» и даже писали так в ведомостях. Потом  Наталья стала Ченской. От брака с коллегой-журналистом на свет появились две дочери – Маша и Даша. А 15 лет назад Наталья связала свою судьбу с оператором ИГТРК Дмитрием Дятловым.  

– Когда Дима пришёл работать на телевидение –  худеньким 19-летним мальчиком, я была замужем, у меня было двое детей. Семь лет мы были просто коллегами и очень хорошими  друзьями. Я и представить его  не могла  в роли своего будущего мужа. А Диму, как он мне потом сказал, это очень огорчало.

Когда мы поженились, ему было 26 лет, а мне – 41. Вокруг говорили: «Пройдёт три-четыре года, и у вас будут совершенно разные интересы, тебе захочется по-стариковски на солнышке погреться, а ему – погулять с молодёжью». Никто не верил в продолжительность наших отношений.

– Вы ощущаете разницу в возрасте? 

В числе детворы, окружавшей Наталью, работавшую в кадре, иногда оказывалась её старшая дочь

– Нет, и никогда её не ощущала. Многие спрашивают: «А вам не мешает, что вы всё время вместе: на работе, дома и даже в отпуске?» Не мешает. Мы расстаёмся очень неохотно. Когда получается так, что в отпуск едем по отдельности и я вижу что-то красивое, то воспринимаю это только на 50 процентов, потому что хочется сказать: «Димка, посмотри, как классно!» – а некому. А супруг часто отказывается ехать без меня куда-нибудь, говорит:  «Мне без тебя неинтересно». 

Мы с Димой просто обожаем животных. У нас дома есть чудесная собака Плюша и два кота – Шура и Дуся. И рыбки в аквариуме. Ещё одна настоящая страсть – путешествия. Подошёл пенсионный возраст,  копится пенсия несколько месяцев, а потом мы снимаем эти деньги и куда-нибудь отправляемся.  Были в Австрии, на Кипре, в Греции, Словении, Италии, но самое большое впечатление на меня произвела Барселона. Я полюбила её так, что, если будет возможность, брошу всё и полечу туда. Может, я жила в этом городе в прошлой жизни. Сейчас мы мечтаем о Праге, четыре раза приземлялись в аэропорту этого города, а побродить по его улочкам пока не довелось. 

– Вы 15 лет вместе, в чём ваш секрет? 

– Думаю, что мне помогает жизненный опыт. Теперь я знаю, как можно избежать конфликта, интуитивно чувствую, что нужно мужчине в данный момент – накормить, сказать одобряющее слово или дать совет. Теперь я знаю, в каких случаях нужно быть слабой и беспомощной женщиной, а в каких – полноправной хозяйкой своей жизни. 

У Натальи две дочери: старшая, Мария, училась на факультете филологии и журналистики, сейчас живёт и работает в Австрии; младшая, Дарья, стала дизайнером и  выбрала местом постоянного жительства Москву. 

– Сначала Маша уехала работать на Кипр. В те годы не было ни мобильных телефонов, ни Интернета. По месяцу-полтора я не могла получить вестей, очень волновалась до тех пор, пока она не позвонит или письмо, уже потрёпанное, не упадёт в почтовый ящик. Зато сейчас дети постоянно в Сети. Удобнее всего,  конечно, скайп: «Мама, купила новые туфли, посмотри!», «Мама, как варить рис, чтобы он не разварился?».  

Когда Маша хотела забрать дочь Ксюшу с собой на Кипр,  я просто её не отпустила, хотела, чтобы сначала устроилась там сама. Так Ксюша и прожила с нами 10 лет. Окончила здесь школу, кстати, с золотой медалью, а в девятом классе  стала победительницей программы «Флэкс» и год училась в Америке.  В 17 лет воссоединилась с мамой – учится в Австрии в университете. Вторая дочь, Даша, ещё с первого класса прекрасно рисовала. Она окончила Британскую высшую дизайнерскую школу в Москве. Сейчас сотрудничает с компанией «Нэстле», рисует кролика Квики из рекламы несквика, придумывает для него разные образы. 

«Никак не могу повзрослеть!»

«Я ничего не делаю, чтобы выглядеть моложе, – отвечает Наталья на вопрос, как ей удаётся так хорошо выглядеть. – Одна моя одноклассница, которая продаёт косметику, всё время говорит: «Признайся, чем ты пользуешься». А я даже у косметолога ни разу не была.  Наверное, всё дело в позитивном настрое». 

– В душе я остаюсь маленькой девочкой, потому что рядом со мной мама, Галина Васильевна. Ей 85 лет, и она живёт рядом с нами – через дорогу. Мама родилась на Байкале, в посёлке Солзан.  Мой дед работал путевым обходчиком. Всё мамино детство прошло в очень красивых местах, и она до сих пор вспоминает о том, как они купались в Байкале, как папа привозил домой полную корзину рыбы, а в закромах лежали орехи, брусника. Но детство мамы пришлось на трудное время, она родилась в 1925 году, а в школьные годы работала на станке, который делила с актёром Виктором Егуновым. Завод был в Зиме, там изготавливались военные детали. 

С папой они познакомились в Иркутске, были коллегами. Несмотря на то что мои родители разошлись, когда мне было 8 лет, и папа уехал с женой Вероникой Ивановной в Братск, я все годы чувствовала, что он рядом. Я постоянно к нему приезжала, а сколько телеграмм из разных концов СССР он получил: «Папа, я в Ялте, вышли сколько сможешь», «Папа, я в Ростове, в командировке, здесь такая дублёнка!». Отец построил весь Братск, был главным инженером в Гражданпроекте  и преподавал в Братском политехническом институте. Мы шли по улицам Братска, а он говорил: «Это мой дом» – и здоровался со всеми через одного. У меня хорошие отношения с папиной женой Вероникой Ивановной, я её часто навещаю, и со сводным братом Аркадием.    

Сейчас мне 57 лет и я с удовольствием хожу в школу английского, хотя сначала комплексовала рядом с молодёжью, а потом поняла, что ещё и вперёд них экзамены сдам. Я постоянно в Сети: «Фейсбук», «В контакте», «Одноклассники», аська, скайп. Причём дружу с друзьями всех своих детей, внучкины подруги мне пишут.  Видимо, я родом из детства и там до сих пор остаюсь. Меня на работе называют Наташа. Это так приятно! Когда говорят: «Мне Наталью Леонидовну», некоторые даже сначала не могут понять, о ком речь, и спрашивают: «А кто это?»

ДЯТЛОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА родилась 10 июня 1954 года в Иркутске. В возрасте восьми лет пришла в Иркутский телецентр в качестве ведущей. Работала в программах «Огоньки»(1962–1964), «Пионерские вести» (1964–1968), «Круглый год» (1969), «Здравствуйте, малыши!» (1972). 
В 1971–1977 годах получала высшее образование по специальности «инженер-строитель» в Иркутском политехническом институте, затем 9 лет работала по специальности. В 1986 году была принята на Иркутскую студию телевидения ассистентом режиссёра в редакцию художественного вещания. В 1991 году в эфир еженедельно начали выходить её авторские программы для детей, в числе которых «Цветик-семицветик», «Мультподарки», «Странички» и другие. В 1999 году назначена руководителем редакции познавательных и развлекательных программ. Подготовила к эфиру и стала руководителем нескольких новых проектов: утренняя программа «Новый день», детское ток-шоу «Пять из десяти», еженедельная программа «Строй-ка!». С 2004 года, совмещая редакторскую работу с режиссёрской, занимается подготовкой общественно-политических и информационных программ.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры