издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три сценария для БЦБК

Внешэкономбанк определит судьбу комбината в течение квартала

До 1 июля Внешэкономбанк (ВЭБ) должен заключить договор на проведение исследований вариантов модернизации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), сообщили в правительстве Иркутской области. Там уже обозначили три основных сценария, которые может разыграть государство на площадке БЦБК. Это конкурсное производство, продление внешнего управления на период ликвидации накопленных отходов либо закрытие предприятия вместе с последующей рекультивацией его территории. Окончательное решение планируется принять на заседании Наблюдательного совета ВЭБа, который станет основным фигурантом в решении проблем БЦБК.

На этой неделе для БЦБК были названы три судьбоносные даты: 1 июля, 10 июля и 1 октября. До 1 июля Внешэкономбанк должен заключить договор на проведение исследований вариантов модернизации комбината, сообщила пресс-служба регионального правительства. Причём исполнителям потребуется выяснить, возможна ли утилизация накопленных отходов при неработающем предприятии. Срок завершения исследования органичен тремя месяцами, уточнили в «Сером доме». 

В ВЭБе подрядчика по данному исследованию не назвали. «Дать ответы на ваши вопросы мы сможем только после того, как Наблюдательный совет банка примет решение в отношении БЦБК. Дату следующего заседания Набсовета, а также его повестку официально объявляет правительство РФ, поскольку председателем совета является премьер-министр Дмитрий Медведев», – сообщила «Конкуренту» руководитель пресс-службы Внешэкономбанка Екатерина Гришковец. В «Сером доме», впрочем, отметили, что подготовить документы для вынесения на заседание наблюдательного совета ВЭБ нужно до 10 июля. 

За следующие три месяца ВЭБ должен «подготовить банковские документы либо по мировому соглашению [с кредиторами БЦБК], либо по кредитованию соответствующего агента», – заявил первый зампред правительства Иркутской области Владимир Пашков. Как утверждает источник, знакомый с положением дел, ВЭБ в этой ситуации делает две вещи: даёт экономические оценки и выкупает долги Альфа-банка и структур «Базового элемента». «На конец 2011 года сумма была равна 2,8 млрд. Но, вероятно, выкуп долгов может быть с существенным дисконтом, в результате которого кредиторам вернутся только 1,6 – 1,7 млрд. рублей», – отметил источник. 

Финансовое состояние БЦБК в целом оставляет желать лучшего. По данным за первый квартал 2012 года, себестоимость продаж превысила выручку на 4 млн. рублей и составила 577 млн. рублей. Убыток от продаж – 89 млн. рублей. Чистый убыток был равен 95 млн. рублей. Все эти показатели существенно хуже, чем в первом квартале 2011 года, когда у комбината была зафиксирована валовая прибыль в 163 млн. рублей и чистый убыток был равен 57 млн. рублей (за аналогичный период нынешнего этот показатель составил 95,5 млн.). 

По словам Пашкова, уже существуют «три сценария» развития событий вокруг БЦБК и «все они простые». «Первый – конкурсное производство, и «до свидания». Но не в смысле: БЦБК «до свидания». Это значит, приходит новый собственник, который покупает активы и что-то на этой площадке делает», – описал Пашков. Второй вариант предполагает продление внешнего управления предприятия. «В этом случае БЦБК будет заниматься только вопросами ликвидации экологических последствий – очисткой шламонакопителей. А их можно очистить только на работающем комбинате», – заверил Пашков. На ликвидацию 6,5 млн. кубометров отходов, по его словам, потребуется три-пять лет. «Всё это время БЦБК нужно будет работать хотя бы на одном потоке», – подчеркнул чиновник. Впрочем, при этом сценарий не исключает модернизацию целлюлозного производства либо вовсе смену профиля работы комбината. «Третий вариант – мы закрываем БЦБК. За государственные деньги сносим предприятие, готовим людей, делаем новые очистные, рекультивируем землю», – рассказал первый зампред.

Позиция «Серого дома» по этому вопросу, считает Пашков, давно известна. «Мы за то, чтобы там была производственная единица, которая, безусловно, должна быть модернизирована и уже не оказывать негативного влияния на экологию. Либо новое предприятие на базе имеющейся инфраструктуры (очистных, дорог, кадров, энергетики). «Площадка способна обеспечить самые серьёзные производства. Просто они не должны конфликтовать со средой», – уверен Пашков.

Ожидается, что выбор сценария пройдёт на заседании Набсовета ВЭБа. Но, по словам Пашкова, независимо от того, какой из этих трёх сценариев будет реализовываться, уже принято решение выделить из федерального бюджета деньги на проведение противоселевых мероприятий и апробации технологии рекультивации седьмой карты-шламонакопителя. Над технологией работают Сибгипробум и Лимнологический институт СО РАН. Стоимость рекультивации одной карты (а их больше десяти) оценивается в 290 млн. рублей. «Сейчас определяется, кому будут выделены деньги: нашему минприроды, БЦБК, федеральному министерству или сторонней организации, которая будет всем этим заниматься, – отметил Пашков. – По крайней мере, то, что мы год талдычили на разных уровнях об угрозе не от БЦБК, а от селевых потоков, которые могут возникнуть, было не зря». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры