издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спортивная система Дмитрия Литвинцева

  • Записал : Владислав Лейкин

Дмитрий Валентинович Литвинцев – педагог Иркутского регионального колледжа педагогического образования, победивший в XI Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «Специалисты физической культуры и спорта образовательных организаций дополнительного образования детей и общественных физкультурно-спортивных объединений». В течение трёх дней конкурсанты соревновались по защите авторских программ и продемонстрировали свой лучший урок. Были трудности, был и успех. Но упорство и поддержка близких и коллег помогли Дмитрию Литвинцеву выйти победителем.

– Как вы решили стать учителем физкультуры?

– Честно, никогда в жизни не думал, что стану учителем физической культуры, именно учителем, тренером – да, но учителем – нет. Здесь, наверное, такое стечение обстоятельств. А сейчас даже не представляю жизни вне этого. И, по правде говоря, я не совсем учитель физической культуры, я преподаватель спортивных дисциплин, у меня также много специальных предметов, входящих в структуру предмета «Физическая культура».

– А вы помните свой первый опыт работы?

– Да, это был урок лёгкой атлетики. Я прекрасно его помню. Не сказать, что мне трудно дался этот урок, скорее, даже легко, потому что я достаточно много знаю о лёгкой атлетике, всю жизнь ей посвятил. Думаю, трудно было моим студентам, потому что я много от них требовал.

– Вы уже сказали, что работа для вас – это жизнь. А что больше всего привлекает в профессии?

– Наверное, всё! А самое главное – это хорошая возможность самому преодолевать трудности. Есть такое определение: «человек талантливый в спорте, и ему всё даётся легко». Я в спорте талантливым не был, и мне всё давалось великим трудом, таким образом, я с детства привык преодолевать трудности. И от их преодоления я получаю своего рода кайф.

– Как долго вы работаете в Иркутском региональном колледже педагогического образования?

– В колледж я пришёл в 1987 году и проработал там по 1989 год, потом был перерыв. Некоторое время поработал в другом учебном заведении, после чего ушёл в силовые структуры, вышел на пенсию и вновь вернулся к преподавательской деятельности в ИРКПО.

– Какие взаимоотношения у вас сложились со студентами?

– Они не могут быть одинаковыми, потому что каждый студент – это личность и к каждому студенту надо подходить по-своему. В любом случае, в первую очередь я вижу молодого человека. Надо дать ему понять, что твоя задача – научить его тому, чего он не знает в жизни.

– Есть ли интерес к спорту у нынешнего молодого поколения, на ваш взгляд?

– Он своеобразный. Нынешнее поколение очень любит спорт, очень любит всё, что связано со спортивной деятельностью, со спортивной жизнью, но не понимает, что для того, чтобы чего-то добиться в спорте, нужно много трудиться. Нужно запомнить, что без труда в спорте не достигнешь ничего.

– Если бы вы не стали учителем физкультуры, какую бы другую профессию выбрали?

– А я и не выбрал эту профессию, это она выбрала меня. Да, возможно, было стечение обстоятельств. По крайней мере, сейчас я даже не представляю жизни без педагогической работы. Сложно это всё. Нет такого, чтобы ты что-то выбрал и всё в жизни было стабильно. Всё течёт и изменяется, и кто знает, что будет завтра.

– Какими, по-вашему мнению, необходимо обладать качествами, чтобы стать хорошим учителем физкультуры, за которым потянутся ученики и с удовольствием будут ходить на его уроки?

– Физическая культура – это не предмет, это образ жизни, и если этот образ жизни твой, тогда ты будешь хорошим преподавателем.

– Чем вы любите заниматься в свободное от работы время? Как и где вы предпочитаете отдыхать?

Наш собеседник старается не выпускать из своего поля зрения успехи студентов

– Физически себя нагружаю. Летом не прочь в пеший поход сходить, зимой – лыжные походы, лыжные соревнования. Я выступаю до сих пор в лыжных соревнованиях ветеранов спорта. Внутри физкультуры очень много направлений, позволяющих жить интересно и насыщенно. 

– Что значит для вас спорт?

– Спорт – это жизнь. А любимый вид спорта – лёгкая атлетика.

– Как вы попали на конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и вне-учебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» и долго ли готовились к конкурсу?

– В отличие от школ наше учебное заведение имеет право выставлять преподавателей сразу на областной конкурс. Я просто изъявил желание и вышел на этот конкурс. Готовился недолго, так как в том направлении, в котором я выступал, у меня уже были наработки. А оформить свои мысли на бумаге мне помогла супруга.

– Ваша жена тоже педагог?

– Супруга Ирина работает со мной в колледже, она тоже преподаватель физической культуры. Мы познакомились ещё в техникуме и с тех пор вместе. Двое детей пошли по нашим стопам. И сын и дочь – оба кандидаты в мастера спорта по лёгкой атлетике, оба работают по специальности. Так что семья у нас, можно сказать, профессионально направлена, у меня ещё мама в своё время занималась лёгкой атлетикой и имела неплохие результаты. И дети – уже третье поколение спортсменов в области лёгкой атлетики. Физкультура и спорт – это нормально, и мы всей семьёй в эту систему встроены.

– Где проходил конкурс? Что вы должны были сделать во время состязаний, с какими трудностями столкнулись?

– Проходил конкурс в Ангарске в два этапа: первый – теоретический – представление своей работы в виде автореферата и его защита перед комиссией, а второй этап – это показательное занятие, в моём случае тренировочное занятие по лёгкой атлетике. С трудностями столкнулся, несомненно. Первая – оформление автореферата в соответствии с требованиями, представленными в положении конкурса. И вторая – моё тренировочное занятие рассчитано на учащихся, которые имеют опыт подготовки в данной области, а мне достались ребята, не имеющие такого опыта. Тем не менее я горжусь тем, что, когда я уже по некоторым параметрам остановил нагрузку, ребята меня начали уговаривать и убеждать в том, что они справятся. На первой встрече я смог их увлечь на таком серьёзном уровне.

– Какая профессиональная награда стала для вас самой главной?

– Самые важные для меня награды – это достижения моих студентов. У нас в колледже появились ребята, которые за время обучения выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта по лёгкой атлетике. Это впервые за последние 20 лет. В лёгкой атлетике уровень кандидата в мастера спорта считается очень высоким. 

Дмитрий Валентинович пожелал начинающим спортсменам успехов в поддержании себя всегда в хорошей физической форме. И добавил: «Бессмысленно заниматься спортом кусочками. Нужно целиком отдавать себя спорту, это система, и в неё надо встроиться. Если решил, что ты спортсмен, так будь спортивным».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры