издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«И для взрослых тоже»

В Иркутске переиздан учебник «Байкаловедение»

Новое переиздание учебника «Байкаловедение. Байкал с древних времён и до наших дней» было презентовано на прошлой неделе в библиотеке Молчанова-Сибирского. Учебник тиражом 2,5 тысячи экземпляров вышел благодаря спонсорской помощи несмотря на трудности с финансированием. Проект, начатый много лет назад, уникален – ни один субъект РФ не владеет таким готовым образовательным компонентом. Школьники, обучающиеся по этому учебнику, могут побывать в Байкальском музее, вместе с учёными выйти на Байкал, отобрать пробы, рассмотреть их под микроскопом в Экологическом образовательном центре музея. Все разделы учебника подготовлены авторами при содействии и консультациях ведущих учёных региона. Сегодня по курсу «Байкаловедение» в регионе занимаются 18 тысяч школьников.

«Что дают такие курсы и такие учебники? Прежде всего, они дают знания о том месте, в котором мы живём», – сказал на презентации директор Байкальского музея Владимир Фиалков. Мало субъектов РФ имеют такие уникальные объекты, как озеро Байкал, у немногих разработаны комплексные программы обучения, рассказывающие школьникам об удивительном месте, в котором они живут. Ещё меньше учебников и программ, которые разработаны при содействии крупных учёных. Иркутской области повезло. Авторы учебника – кандидат биологических наук, заместитель директора Байкальского музея ИНЦ СО РАН Елена Кузеванова и директор по информационным технологиям ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» Валентина Сергеева. Поддержку и консультации в подготовке учебника оказа­ли академик РАН Михаил Кузьмин, доктор географических наук Леонид Корытный, сотрудники Лимнологического института СО РАН, ИрГТУ, Минералогического музея ­ИрГТУ, Института земной коры СО РАН и многие другие энтузиасты.   

Учебник «Байкаловедение. Байкал с древних времён и до наших дней» рассказывает о том, как по­явилось озеро, как оно развивалось и как в конце концов стало таким, каким мы видим его сейчас, откуда такое биоразнообразие и энедемичные организмы. «По сути, история человечества по сравнению с историей Земли – это очень мало, – напомнил Владимир Фиалков. – Высота Эмпайр-стейт-билдинг – это продолжительность жизни Земли. А если на него положить почтовую марку, её толщина и будет продолжительностью жизни человечества». Фактически учебник рассказывает о том, что было на месте Байкала в дорифтовый период около 1 млрд лет назад, как образовался гигантский разлом около 30 млн лет назад. «Мы находимся на Сибирской платформе, а ведь когда-то она находилась в районе экватора, потом происходил дрейф материков, который и определил её нынешнее место», – сказал Владимир Фиалков. С этой проблемой тесно связана интереснейшая загадка – почему на Байкале не находят останков динозавров? И это тоже отражено в учебнике.  

«Действительно, на нашей Сибирской платформе почти не представлены животные Юрского периода, которые, кстати, есть совсем рядом, в Монголии, в Бурятии, во всех меловых отложениях, – говорит Владимир Фиалков. – Но когда был расцвет юрской фауны, Сибирскую платформу отделял от ныне близких территорий Монголо-Охотский океан, а сейчас эти территории соединились, и вот такая удивительная история получилась». В районе озера Байкал осадочные породы с останками динозавров, вероятно, были разрушены в процессе образования рифта около 30 млн лет назад. 

«Я думаю, что в этом учебнике очень много вещей, которые будут интересны и для взрослых тоже», – сказал Фиалков. «Издание такого учебника – это как тот самый счастливый случай, когда естественнонаучное знание формирует гуманитарный взгляд на вещи, потеря которого ведёт к очень многим нашим бедам.Комплекс наук о человеке и природе и комплекс рефлексий в связи с этим в итоге и формируют то самое гуманитарное сознание», – сказал главный редактор «ВСП» Александр Гимельштейн. 

Когда в конце 1990-х годов в регионе активизировалась экологическая деятельность – Байкал был включён в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО, создавался федеральный закон «Об охране озера Байкал», – педагоги школ в рамках одного из международных проектов заявили о необходимости создания учебника «Байкаловедение». В Иркутской области очень сильная научная база, изучающая Байкал с разных точек зрения, однако адаптированного для школ учебника не было. «Совершенно точно было понятно: если изучение Байкала будет включено в школьную программу в качестве регионального компонента, то это будет формировать культуру населения Байкальской природной территории», – сказала Елена Кузеванова. В 2002 году была разработана первая авторская программа по «Байкаловедению» для 5–7 классов, в 2006–2010 г.г. были созданы учебные пособия. В 2010  году вышла программа «Байкаловедение. Байкал с древнейших времён до наших дней». Разработчиком её была та самая группа учёных и педагогов, которые стали впоследствии костяком общественной организации «Байкальская экологическая сеть». 

Работа проходила при поддержке министерства образования Иркутской области. Иркутский институт повышения квалификации работников образования за 10 лет обучил около тысячи педагогов по этому курсу (обучение проходит и в Байкальском музее в Листвянке). В 2000 году Елене Кузевановой посчастливилось побывать в Институте экологии в США, она встречалась с Юджином Одумом, автором классического труда «Экология». В семье Кузевановых осталась уникальная фотография Юджина Одума с картой Байкала. Он тогда сказал иркутским коллегам: «Необходимо образовывать молодёжь!», и эти слова дали Елене Кузевановой дополнительный стимул к продвижению «Байкаловедения» в Иркутском регионе (в курсе «Байкаловедения» заложены базовые знания экологии по Одуму). 

Сегодня в регионе по программе «Байкаловедение» занимаются 18 тысяч школьников. Министерство образования рекомендует включать «Байкаловедение» в области естественнонаучных предметов в вариативную часть учебного плана. Учебник в Иркутской области востребован начиная со всех северных школ и заканчивая всеми школами маленьких населённых пунктов вокруг Байкала. «Идея о переиздании появилась в прошлом году, когда обещанная ранее финансовая поддержка не состоялась, в том числе и международная в связи с известными событиями. Однако авторы при помощи местного бизнеса и общественности сумели выпустить учебник», – сказала Елена Кузеванова. Среди спонсоров: ИРОО развития гражданского общества Клуб «Губерния», ООО УК «Торговый центр Знаменский», ООО «Международный информационно-оптовый центр торговли», ООО «НИИ новых биотехнологий». Помощь оказали частные лица: Наталья Добрынина, Александр Жуман, Оксана Заяц, Дмитрий Лебедев, Валерий Лесных, Сергей Маяренков. 

Главное, что этот учебник подкреплён реальными занятиями в Байкальском музее и непосредственно на Байкале. В музее работает Экологический образовательный центр, действует летняя школа-прак­тикум по «Байкаловедению». «Детям важно решать какие-то практические задачи, – говорит Елена Кузеванова. – На научно-исследовательском судне мы выезжаем с ребятами на Байкал, наши учёные объясняют материал, мы отбираем пробы в прибрежной части. Затем идут занятия в Экологическом образовательном центре, где микроскопы соединены с компьютерами, и всё, что видно под микроскопом, можно увидеть на экране. В музее есть дендрологический парк, где находятся редкие, исчезающие и особо охраняемые виды растений». В Байкальском музее работает проект «Байкал в режиме реального времени», который позволяет через сайт музея из любой школы наблюдать за живой природой Байкала. «Просто нос к носу с рыбами и гаммарусами», – говорит Елена Кузеванова. Последний проект музея – подводные камеры на глубине ­

5 метров в непосредственной близости от музея. На сайт музея передаётся изображение подводного ландшафта Байкала. Сейчас, к примеру, можно наблюдать, как Байкал замерзает. «Мы наблюдали все сезонные изменения в озере, однажды даже удалось наблюдать подводный шторм, это очень необычное зрелище!» – говорит Елена Кузеванова. 

Проект награждён Национальной экологической премией «ЭкоМир» в 2009 году. Из рук легендарного Николая Дроздова был получен диплом Международной экологической премии Global Eco Brand. «Я считаю, что эта образовательная программа – одна из жемчужин Иркутской области, то, чем мы можем гордиться, – сказала замминистра природных ресурсов и экологии региона Нина Абаринова. – Ни в одном субъекте федерации нет такого готового образовательного компонента». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры