издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Оторван от реалий»

Иркутская область получила 36-е место в рейтинге туристической привлекательности регионов

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» вместе с журналом «Отдых в России» провёл исследование туристической привлекательности регионов РФ. Вопреки ожиданиям местных турдеятелей, Иркутская область оказалась на 36-й строке в общем списке. Среди регионов Сибирского федерального округа Приангарье разместилось лишь на четвёртой позиции. В деталях разбиралась Мария Панарина.

Критерии успеха

Оценивались регионы по девяти критериям. В первую очередь рассматривался уровень развития туристического бизнеса: число мест в гостиницах и количество жителей, занятых в сфере туризма, на душу населения. Вторым критерием был оборот туристических услуг – деньги, заработанные в сфере туризма на каждого жителя региона. По числу ночёвок в гостиницах определялась популярность региона у иностранцев и россиян. Необычный критерий – туристическая уникальность, это рейтинг достопримечательностей и курортов по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам. Ещё один показатель – криминогенная ситуация, которая рассчитывается по количеству преступлений на тысячу жителей. Критерий, способ измерения которого не указан, – экологическое «здоровье» региона. Не обошли стороной эксперты и развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры. Интернет-популярность региона как туристического бренда оценивалась по количеству запросов в поисковых системах и числу публикаций на русском и английском языках.

По каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики исследователи подготовили таблицы. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так девять промежуточных таблиц образовали сводный рейтинг, где по сумме общих баллов, с учётом эксперт­ной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры.

В первую группу рейтинга вошли 16 регионов, преодолевших 50-балль­ный порог. На первом месте оказался Краснодарский край, чей рейтинг 79 баллов. Второе и третье места заняли Санкт-Петербург и Москва соответственно, на счету у которых 63,2 и 60,7 балла. Из регионов СФО в число лидеров попал только Алтайский край – 10-е место и 52 балла. «Губернатор Алтайского края Александр Карлин активно занимается развитием туризма в регионе, поэтому и инвестиций там больше всего. Это огромная работа, в том числе по подготовке всей необходимой документации, привлечению инвесторов. А ведь это не Черноморское побережье и не Москва», – подчеркнул заместитель главы Ростуризма Николай Королёв.

Золотая середина

Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 30 до 50 баллов и занявшие позиции с 17 по 65 включительно. В этой категории расположилась Республика Алтай – она занимает 22-е место со своими 47,8 балла. Среди регионов СФО от Алтая не сильно оторвалась Республика Бурятия – 26-е место и 44 балла. А вот Иркутская область отстала от своего байкальского соседа на 10 позиций. Приангарье получило 41,1 балла и не смогло подняться выше 36-го места, уступив в своей группе в том числе Тюменской, Челябинской и Мурманской областям. 

«Байкал называют жемчужиной России, но прибайкальские регионы – Иркутская область и Республика Бурятия – обосновались в средней части таблицы, несмотря на колоссальный туристический потенциал. Во многом это связано с удалённостью, не вполне доступными ценами на билеты и – согласно цифрам – непростой криминогенной ситуацией, а также недостаточно развитой инфраструктурой, – комментируют создатели рейтинга. – К тому же озеро Байкал как туристический бренд далеко не всегда ассоциируется у россиян с Иркутской областью или Бурятией. Несмотря на то что поисковый запрос «отдых на Байкале» один из самых популярных в Сети, россияне гораздо меньше интересуются «отдыхом в Иркутской области», где находится большинство байкальских курортов».

Местные туристические деятели с недоверием относятся к рейтингу. «Идея исследования на тему туристической привлекательности российских регионов мне нравится. Но к самому исследованию мы относимся несколько настороженно. Хотелось бы объективных оценок, а не лоббирования тех или иных интересов. Важно понимать: рейтинг не должен навредить, – считает председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко. – К сожалению, в силу ряда обстоятельств мероприятия по продвижению туристического бренда Иркутской области в последнее время несколько забыты – в том числе в силу политического и экономического кризиса в стране и в мире. Объёмы работ по продвижению сокращаются – такая неутешительная тенденция. Хотелось бы, чтобы те программы, которые уже давно вступили в силу, были утверждены на федеральном уровне и выполнялись в полном объёме. Не урезать нужно, а увеличивать обороты. Конечно, везде – и у нас в том числе – ждут поддержки федеральных властей, хотя бы для регионов, обладающих статусом туристических зон.

«Бренд Байкала неизменно побеждает»

Не считают итоги «Национального туристического рейтинга» исчерпывающими и в компании «Гранд Байкал». «Изучив критерии, которыми пользовались эксперты, а также то, что составлялся рейтинг на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики, можно сказать, что 26-е место Республики Бурятии и 36-е место Иркутской области – не более чем математические показатели, – уверен главный специалист по въездному туризму компании «Гранд Байкал» Артём Сягаев. – Причём рейтинг составлялся по субъектам Российской Федерации в целом, а не по отдельным объектам природного и культурного наследия. Мы знаем,  что бренд Байкала сам по себе неизменно побеждает в различных номинациях, но когда, среди прочих, оцениваются экологическое «здоровье» региона, криминогенная ситуация, развитость транспортной и социальной инфраструктуры, то такие показатели наших двух регионов становятся вполне объяснимыми. Одним словом, и властям, и представителям туристической отрасли региона есть над чем работать по улучшению реального положения вещей».

Сомневаются в объективности рейтинга и в компании «Байкалов». «На мой взгляд, данный рейтинг оторван от реалий. Он не учитывает популярность, которую можно оценивать по числу проданных путёвок или с помощью данных Ростуризма по турпотоку в регионе. Нет такого критерия, как «потенциал» – его необходимо оценивать, исходя из количества и привлекательности природных и исторических достопримечательностей, возможности развития территорий, – считает генеральный директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. – Я думаю, оценивать нужно не субъект РФ, а туристическое направление, ведь туристы не в субъект едут. Если говорить о популярности в СФО, то Байкал и Алтай находятся приблизительно на одной позиции и разделяют первое место. В Бурятии на сегодня внешний поток в разы меньше, чем в Иркутской области, так же как число объектов размещения на берегу Байкала и их уровень».

По словам Казакевича,  Байкалу не хватает качественного маркетинга зимних активностей и достопримечательностей. Проведя рекламную кампанию, можно существенно увеличить туристический поток, не строя новых отелей, и повысить привлекательность инвестиций в туристический бизнес. 

Вместе с Алтаем, Бурятией и Приангарьем во вторую группу рейтинга попали Красноярский край, Новосибирская и Томская области, а также Хакасия. Они заняли 38-е, 43-е, 45-е и 49-е места соответственно. В третьей группе расположились регионы-аутсайдеры, набравшие меньше 30 баллов и занявшие позиции с 66 по 85. Один из них – Томская область, находящаяся на 67-й строчке таблицы и имеющая 29,4 балла. На три места ниже Кемеровская область – у неё 28,8 балла. Забайкальский край оказался в числе самых нетуристических регионов – 81-е место и 19,9 балла. Завершает общий рейтинг регионов СФО Тыва – у республики 85-е место и 16,5 балла. 

СФО в рейтинге туристической привлекательности регионов РФ 

Место среди регионов СФО Место в рейтинге Наименование субъекта Российской Федерации Общий балл
1 10 Алтайский край 52
2 22 Республика Алтай 47,8
3 26 Республика Бурятия 44
4 36 Иркутская область 41,1
5 38 Красноярский край 40,7
6 43 Новосибирская область 39,5
7 45 Омская область 38,8
8 49 Республика Хакасия 35,9
9 67 Томская область 29,4
10 70 Кемеровская область 28,8
11 81 Забайкальский край 19,9
12 85 Республика Тыва 16,5
Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector