издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Пока о нас не говорят, значит, мы работаем хорошо»

Сразу две знаменательные даты отметит ЗАО «Байкалэнерго» в 2017 году. Ровно 15 лет назад в ПАО «Иркутскэнерго» (тогда ещё ОАО) приняли решение о создании дочернего общества, ответственного за ремонт, содержание и подготовку к отопительному сезону тепловых сетей Иркутска. Уже в 2007 году администрация областного центра заключила с «Байкалэнерго» одно из первых в России концессионных соглашений, передав компании муниципальные объекты городской теплосети. Спустя 10 лет после этого знакового события охват работы дочернего общества «Иркутскэнерго» не ограничивается лишь столицей Восточной Сибири: коммуникации, которые находятся в ведении предприятия, сегодня расположены не только в Приангарье, но и за пределами региона. Накануне празднований «СЭ» поговорил с генеральным директором ЗАО «Байкалэнерго» Владимиром Потаповым о результатах работы предприятия и особенностях обслуживания коммунальных городских систем.

«Думаю, что цели, которые ставились перед открытием ЗАО «Байкалэнерго», были достигнуты, хотя на самом деле оценку нашей работе всегда ставят потребители услуг, – отмечает в ходе общения с нашим журналистом Владимир Потапов. – Когда о нас никто не знает – не видят и не слышат, значит, мы работаем хорошо. Десятилетие с начала работы на теплосетях Иркутска – хороший повод, чтобы о нас узнали».

Важное решение

– Концессионное соглашение с администрацией Иркутска было заключено в 2007 году, ЗАО «Байкалэнерго» было создано за несколько лет до этого. Получается, в этом году у вас двойной повод для празднований?

– Решение о создании предприятия было принято15 лет назад. Закон о концессионных соглашениях был принят чуть позже – в 2005 году. Уже тогда всем было очевидно, что в Иркутске должна быть одна теплоснабжающая организация, которая обеспечивала бы надёжность системы теплоснабжения. В то время у города были проблемы с подготовкой к отопительному сезону. Системы расчётов с поставщиками и сборы платежей были недостаточно отлажены. Тепловые сети были разрегулированы. В городе не было возможности подключать новых потребителей. При этом ежегодно на штабах по подготовке к зиме стояли проблемные вопросы по созданию запасов топлива, выполнению ремонтов и т.д.

– В 2017 году на реализацию мероприятий инвестиционной программы ЗАО «Байкалэнерго» запланировали 90 миллионов рублей.

– Сумма инвестиций, которую вы назвали, – это не исчерпывающий бюджет сегодня: часть сетей, принятых у города ЗАО «Байкалэнерго», обслуживает и ремонтирует также ПАО «Иркутскэнерго». При их передаче мы отмечали, что объекты системы теплоснабжения, особенно тепловые сети, были недофинансированны. Результат – огромное число повреждений, которые зачастую даже не устранялись – их просто не успевали ремонтировать. Одновременно с этим в городе работало большое число электрокотельных. Но мы ведь понимаем, что с учётом роста цен на электроэнергию стоимость тепловой энергии от них гораздо выше. Закрытие электрокотельных позволило не только перевести освобождённые мощности на электрообеспечение новых жилых домов, но и сдержать рост тарифов на тепло.

Уверен, что решение о заключении договора концессии между иркутской администрацией и энергетиками было очень своевременным. Иначе точка невозврата была бы пройдена. Важный вопрос, который был решён в рамках концессии, – единая техническая политика, которая ведёт к снижению стоимости одной гигакалории. Сегодня тариф «Иркутскэнерго» один из самых низких по стране, и это очевидный плюс от эксплуатации тепловых сетей одной компанией. Прежде лишь 121 километр трубопроводов находился у «Иркутскэнерго» – в основном это магистральные сети, ещё 360 километров принадлежали муниципалитету. Зачастую графики их ремонта не совпадали. Передача всех сетей в одни руки позволила снять эту проблему. Но, к сожалению, полностью от аварийных утечек никуда не деться. Чтобы минимизировать их последствия, в 2011 году было принято решение о формировании на базе ЗАО «Байкалэнерго» ремонтных бригад, которые могут выполнить аварийные работы в любое время, обеспечивая надёжность городской теплосистемы.

– В связи с этим стоит ли ждать дальнейшего сокращения аварийных ситуаций на иркутских теплосетях? Прошлая осень многим запомнилась довольно нервной подготовкой города к отопительному сезону, в частности раскопками на улице Карла Либкнехта.

– Если говорить о статистике, то с 2007 года потери тепловой энергии сократились на 39%. При этом подключенная нагрузка потребителей увеличилась на 22%. Дебиторская задолженность с 376 миллионов рублей сократилась до 89 миллионов – это работа с потребителями. Экологический эффект по итогам закрытия переданных нам в 2007 году 11 муниципальных котельных – снижение выбросов загрязняющих веществ на 512 тысяч килограммов в год. Что касается улицы Карла Либкнехта, то по этой улице проложены тепловые сети, водопровод, ливневая канализация, сети электроснабжения, в связи с чем там регулярно выполняются ремонтные работы. Вообще, коммунальные проблемы Иркутска связаны с тем, что теплоснабжение города развивалось уже после того, как сам город был сформирован. Подумайте, недавно городу исполнилось 355 лет, а первая ТЭЦ на Цесовской набережной появилась только 100 лет назад. В связи с этим магистрали прокладывали по существующим улицам, пример – улица Карла Либкнехта. Прошедшей осенью работы на участке по Карла Либкнехта, который ремонтировало «Байкалэнерго» в качестве подрядной организации, были связаны с устранением повреждений, выявленных при подготовке к зиме. Мы приняли решение о перекладке участка, которую провели за три недели – в нормативные сроки.

Эффективный инструмент

За десять лет с момента подписания первого концессионного соглашения с администрацией города Иркутска ЗАО «Байкалэнерго» также заключило ряд соглашений и с другими муниципалитетами. Помимо Тайшета и Железногорска-Илимского сегодня деятельность предприятия распространяется и за пределы региона. В хакасском Саяногорске в ведомстве компании находятся теплоснабжение, водопроводные сети и система водоотведения.

– С чем было связано решение выйти в 2012 году за пределы Приангарья?

– Большую роль сыграл положительный опыт, который у нас был в городе Иркутске. Тогда большое распространение получила практика передачи муниципальных коммунальных сетей в концессию. Такой формат выбрали и власти Саяногорска. На том этапе совпали интересы муниципалитета и «Иркутскэнерго», нашей головной компании, распространить опыт Иркутска на другие города. Мы говорили о том, что муниципалитетам выгодно передавать свои сети концессионерам. Но при этом должны быть созданы условия для развития инфраструктуры и повышения надёжности теплоснабжения.

– Как вы в целом оцениваете эту систему?

– Концессионные соглашения – это однозначно один из лучших способов взаимодействия государства и частного партнёра, идея концессии прогрессивная и правильная. Проблема в том, что есть изношенность существующей инфраструктуры, заложенной ещё в советский период. В каждом отдельном случае нужно чётко понимать, чего ждёт администрация и чего ждать концессионеру как инвестору. Если мы берём в концессию имущество, где можно вложить частные средства и окупить их, обойдётся без увеличения тарифа. Другое дело – изношенность системы при ограниченности роста тарифа. Тогда стоит вопрос о её восстановлении и источниках окупаемости. Как мы будем гарантировать поставки услуг? За счёт тарифа нельзя, внутренние резервы уже исчерпаны. Вихоревка как раз такой пример: на текущий момент из-за долгого недофинансирования и отсутствия организованной эксплуатации система теплоснабжения свой ресурс исчерпала. Когда мы пришли туда на обследование, можно сказать, такого наши специалисты не видели ни на одном из муниципальных предприятий.

– Сейчас решение о заключении соглашения с властями Вихоревки принято?

– Всё зависит от готовности муниципалитета: уже сейчас нужно начать работу – подготовку оборудования и персонала. Иначе ситуация в будущем году рискует повториться. Важно также наладить комплексную работу с местными управляющими компаниями, параметры соглашения должны соответствовать реалиям, ведь заведомо заниженные расходы не смогут обеспечить надёжность теплоснабжения. Договор концессии – это всегда дорога с двусторонним движением, муниципалитет не вправе, передав сети, забыть о них. Городские власти должны продумать систему работы, которая позволит инвестору зайти и обеспечить восстановление сетей. В любом случае, концессия предусматривает, что инвестор должен окупить инвестиции, а надёжность теплоснабжения при этом должна повышаться.

– Тем не менее у ЗАО «Байкал-энерго» существует многомиллионная инвестпрограмма, рассчитанная на реконструкцию объектов. На решение каких задач она сейчас направлена?

– Задач несколько. Во главе угла – надёжность и эффективность теплоснабжения. Сегодня «Байкалэнерго» в Иркутске – это 24 котельные: 19 угольных, три мазутных, электрокотельная и котельная северного промузла (КСПУ) – самый мощный теплоисточник. Наша позиция такова, что мелкие котельные в Рабочем и Радищево должны быть выведены из системы теплоснабжения, но сроки реализации длительные, инвестпрограмма рассчитана до 2025 года. Котельная северного промузла сохраняет свой статус основного источника тепла в микрорайоне Ново-Ленино, в связи с чем большая часть инвестиционной программы будет направляться на реконструкцию этого теплоисточника.

– Как организована работа в ЗАО «Байкалэнерго»?

– По дивизионному принципу – есть обособленные подразделения и дочерние зависимые общества, которые достаточно автономно работают, защищают бизнес-план. Мы стремимся к тому, чтобы руководители принимали самостоятельные оперативные решения в заданных параметрах. Это гарантирует результат.

– «Байкалэнерго» относительно молодая компания, насколько актуальна для вас тема кадрового состава?

– В коллективе ЗАО «Байкалэнерго» сегодня работают 1600 человек с учётом всех предприятий. Основу в Иркутске составили работники, которые перешли из «Иркутсктеплоэнерго» в 2007 году, когда город передал компании свои объекты. С уверенностью могу отметить, что сотрудники компании – руководители подразделений, инженерно-технические кадры, рабочие – настоящие профессионалы своего дела. Именно благодаря всему коллективу компания успешно работает с первых дней. Мы стараемся поддержать традиции, доставшиеся нам от других предприятий. Один из примеров: коллектив «Иркутсктеплоэнерго» всегда ездил на рыбалку, и мы в этом году уже в 10 раз сделаем это. У нас работают неравнодушные люди, я хочу всех поздравить и пожелать благополучия, счастья и дальнейшей успешной работы.

 

Читайте также
Свежий номер
Актуально
Фоторепортажи
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер