издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Говорухин: «Микрорайон вновь приобретает былой блеск»

Депутат городской Думы делится своим видением развития Иркутска II

Жители Иркутска II знают: в 7.30 и в 17.30 лучше не выезжать на дороги. В это время на работу или с работы спешат работники авиазавода. Каждый будний день несколько тысяч машин одновременно устремляется к проходной завода. Если не хватает места на бесплатных стоянках, заводчане оставляют свои авто в соседних дворах. Это, естественно, не устраивает местных жителей. Они просят убрать машины. Как руководство завода и депутаты планируют решать эту проблему, сколько новых скверов появится в микрорайоне в следующем году и в какую приёмную удобнее обращаться жителям, в беседе с нашим корреспондентом рассказал депутат Думы Иркутска – административный директор Иркутского авиазавода Сергей Говорухин.

– С какими вопросами чаще всего обращаются к вам жители?

– Спектр очень широкий. Если обобщить – с тем, что помогло бы сделать жизнь в Иркутске II более комфортной. Благоустройство, дороги. Но с чем бы человек ни обратился, вопросы начисления платежей, качества подачи электрической и тепловой энергии к жилищу звучат постоянно. Одна из основных проблем в микрорайоне, впрочем, как и в центре Иркутска, – организация стояночных мест. Ситуация с парковками и в городе непростая, но, когда на завод одновременно приезжает 14 тысяч человек, машины занимают все свободные пространства. Если это зима, автомобилисты периодически прогревают машины. Местные жители закономерно возмущаются: во дворах нечем дышать от выхлопов. Люди защищаются, как могут, ставят шлагбаумы, перегораживают дорогу блоками. Жителям не интересно, как мы решим этот вопрос. Нас просят: уберите машины от домов.

– Какие есть варианты решения?

– Исторически сложилось так, что авиационный завод расположен в центре жилого массива. Свободных пространств нет. Тем не менее на территории авиазавода мы отдали площадь под стоянку, рассчитанную на 600 машино-мест. Кроме того, у нас 28 автобусных маршрутов подвозят людей из разных уголков города, из Ангарска. Сотрудники могут добираться на работу и с работы домой на заводском автобусе.

Руководство завода и я, как депутат, обратились к мэру Иркутска Дмитрию Бердникову. Руководство города идёт нам навстречу: для работников завода будут организованы дополнительные стоянки. Ещё 400–500 мест планируется подготовить. Возможно, для кого-то парковки будут расположены не совсем удобно. Многие же привыкли на машине прямо ко входу подъезжать. Стоянки появятся примерно в 200–300 метрах от проходных.

По нашим расчётам, чтобы полностью обеспечить заводчан стоянками, нужно около 1,5 тысячи машино-мест, что на сегодняшний день, к сожалению, невозможно. Это очень тяжёлый вопрос… Но, по крайней мере, есть возможность ситуацию хоть немного сгладить.

– В какие сроки планируется организовать стоянки?

– Мы рассчитываем, что до мая 2018 года будет разыгран конкурс. Как только откроются асфальтобетонные заводы, начнутся работы. До начала осени новые стояночные места должны быть подготовлены.

Это ближайший этап. Мы также прорабатываем другие варианты. Например, предлагаем организовать стоянки на остановке «Переезд». Но заводчане не соглашаются ставить машины на таком расстоянии от завода, оставлять свой транспорт на весь день без охраны. Это решение не подходит. Даже если мы предоставим там места, люди всё равно будут ставить машины где-нибудь в соседних дворах. Рядом с заводом есть платные стоянки, но они не пользуются популярностью.

– Дисциплинирующие меры к работникам завода применяются? Руководство завода может повлиять на подчинённых?

– Воздействовать можно только рублём. Пока мы на это не идём. Организуем дополнительные места – посмотрим, насколько это улучшит ситуацию, будем дальше работать над проблемой.

– Сколько заводчан живёт на территории вашего округа? Насколько аудитории жителей избирательного округа и работников завода пересекаются?

– Если мы предположим, что примерно шесть тысяч заводчан живёт на территории Иркутска II, умножаем это количество примерно на три – с учётом членов их семей. Итого около 18 тысяч человек, связанных с заводом, – жители района. А в целом население Иркутска II – примерно 39 тысяч человек. Жизнь трети жителей округа связана с заводом – это точно.

– Вы имеете возможность помогать жителям своего округа не только как депутат, но и как представитель корпорации?

– Многие предприятия отказались от социальных завоеваний прошлого. У нас же работает детский оздоровительный лагерь, он принимает 1100 человек за три сезона. 120 детей за смену могут отдохнуть в спортивном лагере «Чайка» на Байкале. Путёвки заводчане получают на льготных основаниях, человек платит только подоходный налог, остальное – за счёт предприятия. Завод полностью содержит Дворец культуры. В кружках и секциях занимаются 650 человек. Мы не разделяем людей: заводчанин это или, например, житель Мегета. Ходить на занятия может любой желающий.

– Кружки бесплатные?

– Да, кружки бесплатные. Есть специализированные платные секции, организованные по просьбам, к примеру, фламенко. Основные кружки бесплатны для всех желающих. Точно так же завод содержит спортивно-оздоровительный центр «Зенит», наверное, один из лучших в области. Предприятие полностью содержит детско-юношескую спортивную школу.

Мы считаем это важными составляющими жизни микрорайона. Устрани мы эти три вещи – Дворец культуры, спортивно-оздоровительный центр и ДЮСШ – получим спальный район. У нас же жизнь кипит. В ДК свободного времени нет, концерт идёт за концертом. Зал на 750 мест не бывает полупустым. Перед жителями микрорайона выступают лучшие областные коллективы: Губернаторский симфонический оркестр, Иркутский драматический театр, Черемховский драматический театр. И своя самодеятельность мощная.

– Родители, проживающие в вашем округе, не могут пожаловаться, что для детей мало бесплатных кружков…

– Именно с досугом у нас в основном вопрос закрыт. Есть Дворец творчества, детская художественная школа № 3 – плюс школьные кружки. К тому же на территории микрорайона работает муниципальная музыкальная школа. Я считаю, что, не выезжая за пределы Иркутска II, можно найти занятие по душе, развиваться.

– МС-21 поднялся в воздух – это значимое событие не только для региона, но и для всей страны. Какие самолёты сейчас находятся на конвейерах завода?

– Первый лётный экземпляр МС-21 проходит испытания в городе Жуковском. Завершается сборка второй машины для испытаний. Напомню, дальнемагистральный самолёт МС-21 по своим характеристикам превосходит А-320 и Боинг-737. Он готовится как замена импортной техники.

Кроме того, завод занимается выполнением гособоронзаказа. Никогда такого не было, чтобы одновременно выпускалось четыре самолёта. Это СУ-30СМ, ЯК-130, ЯК-152 и МС-21. Работа есть, работой мы загружены. У людей есть уверенность в завтрашнем дне.

Только для выполнения программы МС-21 за последние три года мы набрали почти 2,2 тысячи человек. Я считаю, это существенное количество для города. Одна из основных социальных задач завода – дать людям работу. Да такую, чтобы гордость брала за полученный результат!

– Часто ли к вам как к депутату люди обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации, а вы предлагаете трудоустройство?

– Есть служба управления персоналом. Я могу направить, сказать, куда нужно прийти. Конечно, люди обращаются. В большинстве случаев мы находим варианты решения, в том числе трудоустраиваем. Если человек нам подходит: не был судим, не имеет определённых вредных наклонностей.

Другое дело, что не все выдерживают ритм и темп работы, требования производства. Тысячу человек в год примерно мы принимаем, 600–700 человек, включая пенсионеров, уходят. Идёт постоянная ротация.

– В вашей трудовой книжке одно место работы. На авиационном заводе вы трудитесь 40 лет. Как это получилось?

– На завод я пришёл по распределению после окончания ИПИ (ныне ИрНИТУ). Стал вникать, работа становилась по душе всё больше и больше. Менялись уровень и диапазон решаемых задач. Нравилось, когда передо мной ставили масштабные задачи. От их решения получал моральное удовлетворение. Мне и сейчас нравится здесь работать: чувствуешь принадлежность к большому делу. Не каждому доводится выпускать самолёты, тем более самые современные аппараты, которые звучат на весь мир. Я считаю, что нашёл своё место. По большому счёту, доволен, что меня судьба связала с заводом.

– В советское время авиазавод полностью обеспечивал жизнедеятельность Иркутска II, микрорайон был одним из самых благоустроенных в городе. В 1990-х годах территория понемногу стала приходить в упадок. Сейчас микрорайон вновь преображается при участии администрации города и Думы. Какие изменения вы отмечаете для себя?

– Примерно с 2010 года стало заметно, как улучшается ситуация. Заработали городские программы «Формирование комфортной городской среды», «Хорошая дорога к каждому дому», «Спорт – во дворы» и другие. Только у меня в округе мэрией отремонтировано больше 30 дворов. Если учесть, что в Иркутске II три округа, то получается около 100 дворов. Колоссальный объём средств выделяется по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды», в том числе из городского бюджета. 2017 год показывает: ситуация изменилась кардинально. Наш заводской посёлок опять стал комфортным, удобным для проживания, чистым, обустроенным.

В Иркутске II появился новый детский сад, в него ходят 220 детей. Его строительство удалось ускорить, так как завод оплатил подготовку проекта детсада. 18 миллионов рублей выделило предприятие. У трёх садиков – № 95, № 140, № 10 – появились пристрои, каждый рассчитан на приём 140 малышей. С детскими садами в микрорайоне вопрос практически закрыт. Приводим в порядок школы, за последнее время отремонтировали несколько школ: №№ 34, 43, 49, 37. На паритетных началах возведён пристрой к поликлинике: 40 миллионов рублей дал завод, 40 миллионов – город. Теперь люди могут получать медицинскую помощь в более комфортных условиях. Травмпункт из деревянного барака перевели в современное помещение. Люди видят, что изменения происходят каждый день. Микрорайон вновь приобретает былой блеск.

– В нынешнем году в Иркутске II удалось благоустроить заброшенный парк Победы. Сколько парков и скверов планируется привести в порядок в 2018 году?

– Два парка запланировано создать в 2018 году. Руководство завода прорабатывает возможность один из парков благоустроить в рамках договора о социальном партнёрстве.

– Вы участвуете в работе нескольких комиссий. Какие вопросы, которые сейчас стоят на повестке, считаете наиболее важными для себя?

– Для меня важны вопросы, которые касаются жизни округа, позволяют продолжать благоустройство микрорайона. Например, актуально наведение порядка в частном секторе. В моём округе половину территории занимают многоквартирные дома, половину – частные. В прошлом году администрация начала асфальтировать дороги частных улиц. Никогда ещё такого не было. В лучшем случае завозили гравий, грейдировали. За последние два года две улицы полностью покрыли асфальтом: около километра улицы Попова и улицу Флотскую почти полностью. Это нужно продолжать, чтобы люди видели, что о них заботятся. И, конечно, повышать уровень комфорта во дворах. Общегородские задачи проецируются на выполнение задач внутри округа.

Люди уже забыли, что лет 14 назад на повестке стояли вопросы, связанные с теплоснабжением. Сейчас эти проблемы решены. Идёт реконструкция котельной. Поэтапно будут заменены четыре котла. Завод взял на себя расходы: почти миллиард рублей затрачивается на то, чтобы бесперебойно снабжать теплом не только производство, но и жителей округа. На котельной внедрена современная система очистки дымовых газов с помощью электрофильтров. В регионе такая технология ещё не используется. Котельная находится в центре микрорайона, а выбросов от неё практически нет.

Одна из актуальных задач – развитие жилищного строительства. Это удобно: чтобы люди жили в микрорайоне и на завод могли ходить пешком. Тогда заводчанам не нужно будет стоять в пробках в часы пик утром на въезде в Иркутск II, вечером – на выезде. И со стоянками будет меньше проблем. Мы работаем с городской администрацией над оформлением земельных участков под многоквартирные дома, поскольку свободной земли, которая находится в собственности завода, не осталось. За последние 10 лет на собственных участках для заводчан мы построили больше 600 квартир.

Следующий этап – расселение деревянных бараков, развитие застроенных территорий. Один из участков в Иркутске II будет расселяться по механизму РЗТ. Сейчас идёт поиск инвестора. Чтобы обеспечить заводчан квартирами на краткосрочный период, хотя бы на пять лет, нам нужно ещё около тысячи квартир.

– В ноябре в Иркутске II открылась общественная приёмная «Единой России». Это общая приёмная для жителей микрорайона, приём в ней ведут три депутата городской Думы, в том числе вы. Для горожанина есть разница, придёт он в вашу личную приёмную или в общую приёмную «ЕР»?

– Конечно, разница есть. В приёмной, которую мы открыли, работают не только депутаты, но и весь штат помощников. Человек может в любое удобное время, не ограничиваясь приёмными часами депутата, получить помощь. Не нужно куда-то ехать. Приёмная находится прямо перед проходной – в отдельном помещении. Помощник депутата собирает информацию, если вопрос требует вмешательства депутата, он обращается. Такая форма работы во многом облегчает общение и принятие решений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры