издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как остаться мужчиной

  • Автор: Ирина Рыжакова

Общество всегда делилось на высшие и низшие слои. В нём жили люди, которые с лёгкой руки литераторов стали типичными персонажами: «толстыми» и «тонкими», глупыми и теми, у кого «горе от ума». И никогда в нём не переведутся так называемые «лишние» люди. Один из таких – Николай Михайлович Дурнопечин, главный герой спектакля «Ипохондрик» по одноимённой пьесе писателя Алексея Писемского, премьера которого состоится 13 мая в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова. О том, чем страшна ипохондрия для современного человека, и как сделать так, чтобы мужчина всегда оставался мужчиной, мы поговорили с режиссёром-постановщиком – народным артистом России Иосифом Фекетой.

– Расскажите, почему именно это произведение вы взяли для постановки спектакля.

– Директору Иркутского академического драматического театра Анатолию Стрельцову я предложил ряд пьес для постановки, среди которых был в том числе и «Ипохондрик» Алексея Писемского. И именно это произведение привлекло Анатолия Андреевича, за что я ему благодарен. Ведь можно было бы поставить кассовый спектакль, на котором зарабатывались бы деньги. Но нет. Театр решил обратиться к серьёзному автору и серьёзной драматургии. Стоит сказать, что пьес Писемского в репертуаре театров нашей необъятной страны сегодня нет. Об этом писателе забыли, что непростительно, ведь он совершенно уникальный автор, который смог не просто обозначить те или иные проблемы, но и ярко их раскрыть.

– В чём, по-вашему, заключается актуальность «Ипохондрика» для людей XXI века?

– Во-первых, эта пьеса современна тем, что она раскрывает характеры людей, которые, будем честными, за века не особо изменились. Несмотря на то что пьеса написана ещё в 1851 году, характеры в ней всё так же привлекательны, они изображены ярко, мощно, с любовью, наполнены добром и злом. Во-вторых, поголовная эмансипация женщин, борьба за свои права обернулись совершенно другой «стороной медали». Женщины на данный момент являются не только хранительницами домашнего очага. Они и главы семей, и руководители предприятий, и даже министры. И в результате мужчины в качестве сильных мира сего теряют свою состоятельность, переходят на второстепенные роли, идут вторым номером.

Мужчина вроде бы является представителем сильного пола, но в то же время становится слабым. Отсюда и затянувшийся инфантилизм, отсутствие мужской инициативности в действиях. В пьесе Писемского об этом очень подробно написано. Инфантилизм Дурнопечина проявляется незрелостью в эмоционально-волевой сфере, что выражается в том числе в несамостоятельности в принятии решений и совершении действий, чувстве незащищённости. Действия окружения Николая Михайловича Дурнопечина порождены его бездействием, патологической мнительностью. Автор, а вместе с ним и постановочная группа спектакля обнажают характеры, срывают маску добропорядочности с милых родственников Дурнопечина. Мне кажется, зрителями спектакль будет воспринят на «ура».

– Каким предстанет перед зрителями «Ипохондрик» – классической постановкой или экспериментом?

– По режиссёрской задумке, главный герой спектакля – Николай Михайлович Дурнопечин – время от времени будет то находиться в реальности, где он подобен безвольному существу, то погружаться во сны, наполненные страхами, от которых он просыпается в холодном поту, то подвергаться неким наваждениям, которые помогают закрываться от окружающего мира. А выразить и представить внутреннюю борьбу Дурнопечина помогут танцы и пластика, которые нам ставит главный режиссёр музыкального театра имени Загурского Анна Фекета.

– О чём будет повествовать ваш спектакль?

– Основная мысль, которую нам с артистами хотелось бы донести до зрителей театра, – нужно быть ответственными за свои слова, свой выбор и свои решения. И, что немаловажно, уметь принимать эти самые решения самостоятельно. Тем более если ты мужчина. Посредством нашего спектакля мне хочется выразить боль за нашего брата, который теряет своё истинное лицо, и за то, что женщины сегодня чересчур большую и непосильную ношу возложили на свои хрупкие плечи. Кроме того, нам хочется лишний раз напомнить, что во всех человеческих деяниях, поступках есть только одна преобразующая сила – любовь, которая могла бы помочь Дурнопечину стать более решительным.

Возможно, будет звучать банально, но театр не меняет человека, он лишь помогает задуматься о происходящем вокруг. Даже если один или два человека после просмотра нашего спектакля решат что-то изменить в своей жизни, это уже хорошо. Ради этого мы и служим театральному искусству.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер