издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скоро будет тепло

До нового отопительного сезона в Иркутской области осталось около двух недель

Сегодня заканчивается подготовка жилых домов к предстоящей зиме. Собственники в своих платёжках увидят, насколько качественно работает управляющая компания в этом направлении. Чем лучше отлажена работа в элеваторных узлах многоквартирных домов, тем объективнее будет плата за потреблённую тепловую энергию. Энергетики составили чёрный список управляющих организаций, которые не готовят дома к зиме. Их жильцам наверняка придётся оплачивать «отопление улицы», кроме того, в неподготовленных домах во время морозов могут произойти аварии.

Управление на совесть

До нового отопительного сезона в Иркутской области осталось всего две недели. Важно, чтобы к середине сентября каждый дом имел так называемый акт готовности, подтверждающий, что система теплопотребления не даст сбой в разгар сибирских холодов. И зима пройдёт спокойно как для самих жильцов многоэтажек, так и для коммунальных служб.

Начальник Иркутского городского отделения Иркутской энергосбытовой компании Сергей Якимов рассказал, что из 5850 домов управляющими компаниями Иркутска предъявлено более 4500, или около 77% от общего количества. Ещё предстоит проверить 1300 тепловых узлов. Сергей Якимов подчеркнул, что из принятых домов уже сейчас к зиме полностью готовы 2618 многоэтажек, или 45% от всего жилого фонда нашего города. В 2017-м к этому времени было готово только 35% зданий.

Сегодня перед коммунальными службами стоит сложная задача – тщательно проверить систему теплопотребления, чтобы в течение предстоящего отопительного периода она функционировала без сбоев.

– Проверяем опрессовку внутренних инженерных сетей, чтобы после проведённых гидравлических испытаний системы теплоснабжения не было течи трубопроводов, сварочных стыков, проведение обязательной промывки внутренней системы отопления, наличие предохранительных клапанов, регуляторов горячей воды, – перечисляет Сергей Якимов. – Также смотрим наличие паспортов на теплопотребляющие установки, укомплектованность индивидуального теплового пункта необходимыми средствами измерения температуры, наличие на вводах трубопроводов тепловых сетей в дом устройств, предотвращающих проникновение воды и газа в здание, работоспособность прибора учёта и многое другое – всего в акте готовности отражено 20 позиций, подлежащих проверке.

Процесс довольно трудоёмкий и кропотливый, тем не менее в день специалисты успевают проверить до 100 тепловых узлов.

– Поэтому здесь хочется отметить хорошую работу управляющих компаний, которые и занимались подготовкой зданий, продолжает Сергей Якимов. – У нас есть так называемая «большая четвёрка» – АО «Восточное управление ЖКС», ООО «Западное управление ЖКС», ООО «Южное управление ЖКС», ООО «Северное управление ЖКС». Они на протяжении многих лет добросовестно относятся к своим обязанностям. Этот список далеко не полный, также к лидерам можно отнести УКМ «Новый город», ООО УК «Альтернатива» и ещё целый ряд небольших УК, ТСЖ, которые также ответственно подходят к работе. Мы за жителей домов, обслуживаемых этими компаниями, спокойны, – добавил Сергей Якимов.

Но существуют и компании, деятельность которых вызывает опасения у энергетиков. Например, у ООО УК «Ангара» из 61 обслуживаемого теплового пункта предъявлено всего 29, гриф готовности имеют только два. У управляющей компании «СантехЭлектроРемонт» из 66 домов, расположенных в Правобережном округе, сдано лишь 49, но готовых среди них пока нет вообще.

Непростые взаимоотношения складываются у «Иркутскэнерго» с руководством ещё одной печально известной компании в Иркутске. Раньше она носила название ООО УК «Иркут» (только не путайте с ООО «Сетевая компания «Иркут», которая обслуживает дома в Иркутске-II). За непродолжительное время она накопила задолженность за полученные энергоресурсы в размере более 35 млн рублей, в настоящее время в отношении неё введена процедура банкротства. Многоквартирные дома перешли на обслуживание во вновь созданную организацию ООО «Иркут» – возглавил её тот же руководитель, что довёл до банкротства предыдущий «Иркут». На этом история не заканчивается: в 2018 году опять произошла смена названия – теперь эта организация называется ООО «Ориенталь». К сожалению, несмотря на смену названия, методы работы остались прежними – на текущий момент задолженность за поставленные энергоресурсы составляет свыше 1,6 млн рублей с февраля 2018 года, из обслуживаемых, согласно сайту ГИС ЖКХ, 49 домов готовы к зиме лишь 10, а ещё 10 по ул. Воронежской в принципе оказались брошенными – они даже не предъявлялись к проверке.

– При подобном отношении управляющей организации к своим обязанностям, за выполнение которых она к тому же ещё и деньги получает, действительно становится страшно за жителей домов в преддверии наступления холодов, – добавляет Сергей Якимов.

Кто в доме хозяин

Многие горожане ошибочно думают, что главное – ухоженный подъезд, чистые тротуары возле дома, благоустроенные дворы. Однако это не так, вернее – это далеко не главное. Инженерная инфраструктура – «артерия» дома. Если она не в порядке, это грозит не только сбоями в её работе, но и завышенными счетами в платёжке.

– Если в домах не закрыт тепловой контур – не застеклены окна, дверь в подъезде закрывается неплотно, открыты чердаки, то и потребление ресурса будет больше, чем заложено теми же проектными решениями. А переплачивают жители, – объясняет Сергей Якимов. – Если же, к примеру, есть недостатки в работе системы отопления – не проведены промывка или необходимые регулировки, то в одной квартире будет тепло, а в другой – нет. Поэтому призываю граждан более серьёзно и требовательно относиться к своим управляющим компаниям, которые обязаны соблюдать стандарты обслуживания дома. В каждой многоэтажке должен быть активный совет дома, который будет контролировать проведение всех работ. Даже человек без специального технического образования может проследить, чтобы тепловой контур здания был в порядке, о чём говорят заделанные межпанельные швы, качественные входные двери в подъезде, закрытые чердаки, застеклённые окна в подъезде. Это простые мероприятия, которые не требуют больших затрат, но при этом позволяют сэкономить на отоплении.

А сумму экономии позволяют контролировать общедомовые приборы учёта – за исключением старых, ветхих домов, где зачастую даже невозможно установить это дорогостоящее оборудование. Их жильцы платят за тепло по нормативу. В Иркутске приборы установлены практически в 100% многоквартирных домов.

– Повторюсь, сегодня у жителей есть все рычаги влияния, – говорит Сергей Якимов. – Не устраивает работа управляющей компании? Меняйте её! Будьте сами ответственны и неравнодушны. Вовремя платите за энергоресурсы, за содержание дома, контролируйте, чтобы средства расходовались по назначению.

По словам энергетиков, собственники имеют право и, более того, должны интересоваться в управляющей организации, в каком состоянии находится дом перед зимой, есть ли акт проверки готовности, проведены ли обязательные профилактические мероприятия. «Поймите, энергетики подают тепло до границы, то есть наружной стены дома, дальше качество услуги зависит от УК и от вас самих. Всё, что находится внутри дома, – ваша собственность. И поэтому задача жильцов – активно включиться в процесс, контролировать ход дела, – продолжает Сергей Якимов. – Иными словами, вопрос «Почему я переплачиваю?» в первую очередь нужно задать себе. Налаживайте отношения с УК! Инициируйте совместную плодотворную работу! Если не удаётся, смело меняйте УК. Управляющие компании – бизнес, и на рынке хорошие организации есть. Навести справки о них можно в Службе государственного жилищного надзора. Хотя сарафанное радио тоже работает исправно. Форумы в Интернете, соседи, друзья, знакомые плохого не посоветуют. Сменить УК не так уж сложно: нужно провести общее собрание жильцов и скрепить желание подписями».

В последнее время всё большее количество жителей уходит от посредников и переходит на прямые договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями. Например, в областном центре 80% собственников квартир уже перешли на прямые договоры по отоплению и горячему водоснабжению. Это удобно как ресурсоснабжающей организации, так и потребителям, которые хотят быть уверенными в том, что не останутся без горячей воды и не замёрзнут зимой.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер