издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Сокол: «У депутатов нет задачи принимать законы ради пиара»

Свою первую пресс-конференцию в качестве спикера Законодательного Собрания Иркутской области провёл в минувший четверг Сергей Сокол. Общаясь с журналистами, он не только ответил на вопросы, касающиеся дальнейшей работы ЗС и видения развития региона, но и довольно откровенно рассказал о личном. В ближайшее время к нему должна приехать семья, которая пока «занимается решением технических вопросов, связанных с переездом».

Отвечая на вопрос о впечатлениях от первой установочной сессии, на которой коммунисты, несмотря на большее, чем у «Единой России», число мандатов, не смогли реализовать численное преимущество при распределении портфелей, Сергей Сокол отметил, что сразу же после выборов «по нашей инициативе прошли консультации с представителями других партий». «Мы были готовы взаимодействовать и с коммунистами, но не увидели с их стороны готовности обсуждать что-то с нами, – сказал он. – После избрания спикером я сразу руководителям фракций предложил собраться за этим столом и обсудить возможную конфигурацию постов в ЗС. В той конфигурации, которую предложили мы, коммунистам предлагалось больше портфелей. Однако в ходе согласительных процедур она изменилась. Что, впрочем, ничего не меняет: вне зависимости от того, кто возглавляет комитет, мы будем стремиться к тому, чтобы работа была содержательной. Я уверен, что коммунисты, как и представители других партий, видят свою главную задачу в улучшении ситуации в Иркутской области, жизни избирателей. В этом у нас никаких противоречий нет.

Прошедшая сессия показала, что мы находимся на пике политической остроты. На мой взгляд, с окончанием выборов мы вполне могли бы перейти от распрей к нормальной, конструктивной работе. Как только начинаешь что-то делать, двигаться вперёд, все политические вопросы отходят на второй план. У каждого, с кем я разговаривал, есть желание и настроение что-то делать для региона. Думаю, мы можем стать эффективным и профессиональным парламентом, который возьмёт лучшие традиции парламентаризма в Иркутской области и разовьёт их».

– У вас есть уникальные компетенции работы в Ростехе. Считаете ли вы, что в этой должности у вас получится их применить?

– Ещё в мае – во время встречи с губернатором Иркутской области, когда мы обсуждали ряд актуальных для региона вопросов, коснулись и проектов Ростеха. Действительно, спектр этих проектов широк, они работают во многих российских регионах. Безусловно, они могут и должны быть применены здесь, потому что каждый из них направлен на улучшение качества жизни наших жителей. У меня не было никаких противоречий с Сергеем Георгиевичем (Левченко. – Прим. «ВСП») в том, чтобы эти проекты продвигать и ими заниматься.

– Каково ваше отношение к широко анонсируемым губернатором Левченко пятилетним планам развития?

– Идею организации планирования я оцениваю как здравую. Вопрос в том, что срок в пять лет – скорее тактический план, но необходимо понимать, куда движется наш регион. Пока у Иркутской области, к сожалению, нет Стратегии социально-экономического развития. Такая ситуация, на мой взгляд, недопустима. В то же время у нас нет задачи утвердить документ, невзирая на его качество. Когда стратегия будет соответствовать уровню нашего субъекта, мы её примем.

– Несколько раз вы высказывали озабоченность по поводу слабых взаимоотношений Иркутской области и федерального центра. Как должно осуществляться это взаимодействие?

– Я всего третий день работаю (в должности спикера ЗС. – Прим. «ВСП»), поэтому успел сделать только следующее: договорился о взаимодействии с министрами и заместителями министров федерального правительства. Предполагается провести совещание, в ходе которого планируется рассмотреть ключевые вопросы. Важно сориентироваться, в какую сторону развивается федеральная политика в той или иной отрасли и что мы можем сделать. Нужно понимать, есть ли ещё неиспользованные возможности участия в государственных программах, могут ли на территории региона быть реализованы пилотные проекты.

К участию в этих встречах будут приглашены и региональные министры. Также в процессе будут задействованы депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации ФС РФ. У нас мощный состав депутатов Государственной Думы. Всех депутатов я знаю, все они имеют большой опыт работы, у них хорошие контакты с теми, кто может существенно повлиять на включение Иркутской области в федеральные проекты. Сенатором стал председатель Законодательного Собрания прошлого созыва. Мы продумаем форматы для того, чтобы и собираться вместе, и работать индивидуально для решения проблем Иркутской области.

– Как спикер ЗС вы обладаете правом законодательном инициативы. Какой закон вам бы хотелось вынести на рассмотрение своих коллег?

– Много вопросов предстоит откорректировать: молодёжи надо помогать, стипендии поднимать, по школам есть необходимость пересмотра нормативов на каждого ученика, нужно благоустраивать больницы и школы, особенно в отдалённых территориях. При этом важно, чтобы наши законодательные инициативы совпадали с возможностями региона. Ведь у депутатов нет задачи принимать законы в целях пиара: «Какие мы молодцы – приняли закон, а правительство не может его реализовать». Надо, чтобы две ветви власти работали в согласии между собой.

– Летом вы объехали практически всю Иркутскую область. Какие проблемы бросились вам в глаза в первую очередь?

– Во время поездок заметил, что межбюджетные отношения между областными властями и муниципалитетами требуют очень серьёзной перенастройки. Речь идёт о регулярности и адресности перечислений. Муниципалитеты должны быть уверены, что в срок и в полном объёме получат то, что им полагается. Для меня очевидна необходимость развития территорий, нужно предусмотреть средства на стимулирование производств. Стоит подумать о том, каким образом возвращать средства тем районам, которые дают существенную прибавку региональному бюджету. Район, который много чего даёт области и ничего обратно не получает, – это демотивированная территория.

В региональной повестке много общих вопросов – школы, больницы, доступность образования, транспорт, развитие малого и среднего бизнеса. Именно оно должно быть основой экономики области и каждого района, но пока это не так. Нужно перейти от деклараций и понять, чем мы действительно можем помочь бизнесу. Инвестиционная привлекательность территории во многом зависит от того, насколько поощряется малый и средний бизнес. Если он будет работать эффективно, то инвестиции, которые могли бы прийти в регион извне, придут гораздо быстрее. Мы должны осмыслить, почему продукция из Иркутской области реализуется в других субъектах, а на внутренний рынок эти предприниматели зайти не могут. Те, кто платит налоги в бюджет Иркутской области, должны иметь преимущества.

– Каково ваше мнение о возвращении прямых выборов мэра Иркутска?

– Чтобы сформировать свою позицию по этому вопросу, мне необходимо пообщаться с экспертным сообществом, мэром, губернатором, понять настроения жителей города Иркутска. Какой бы ни была моя позиция, решение по этому вопросу будет принимать Законодательное Собрание в установленном регламентом порядке.

– Ваша семья уже приехала в Иркутск?

– Моя семья в стадии решения технических вопросов, связанных с переездом. Думаю, одного они меня не оставят.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер