издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Константин Шумков: «Сначала нужно менять менталитет, а следом изменится среда»

В начале декабря в Иркутской области традиционно начинается декада инвалидов. Это время, когда проблемам инвалидов уделяется особое внимание. По городам и весям Приангарья проходят концерты, ярмарки, спортивные мероприятия, круглые столы и конференции, основными участниками которых являются люди с особыми потребностями. А 3 декабря отмечалась ещё одна дата – Международный день инвалида. О том, чем живут люди с ограниченными возможностями не только в праздники, но и в будни, нам рассказал председатель регионального отделения Всероссийской организации инвалидов Константин Шумков.

– В регионе началась декада инвалидов. Кроме того, заканчивается календарный год, и это традиционное время подведения итогов. С какими результатами Иркутское отделение Всероссийской организации инвалидов (ВОИ) подходит к этому рубежу? 

– Официальные даты, с одной стороны, должны привлечь внимание общества к проблемам инвалидов, а с другой – позволить людям, чья жизнь зачастую не так проста, почувствовать праздничное настроение, наконец, просто встретиться и пообщаться. Сейчас по всей области проходят различные выставки, ярмарки, концерты, к которым люди готовились едва ли не целый год.  

Конечно, это праздник. В последнее время популярность получили конкурсы красоты. Например, недавно в Иркутском районе местное отделение ВОИ провело конкурс красоты «Ваша Светлость», он оказался очень востребованным. Особенно долгожданной для многих остаётся областная выставка «И невозможное возможно», которая проходит в Сибэкспоцентре. Но жизнь состоит не только из праздников. 

Сегодня по области действуют 34 районные организации, которые объединяют более 25 тысяч человек. В планах на ближайшие пять лет – создание «первичек» во всех территориях области. Первичных организаций у нас насчитывается более 300, они создаются по месту жительства, на производстве или при учебном заведении. Это наша основа. 

Очень сильные организации созданы в Братске,  Бодайбо, Тулуне, Ангарске. В Иркутске работают пять, а в Братске – две организации. Мы не планируем их объединять, потому что в таких крупных городах не нужно стремиться к излишней централизации. Это может привести к тому, что люди на окраинах города просто окажутся отрезанными от своей организации. Нельзя этого допустить.

В Иркутске мне хотелось бы отметить Кировскую, Куйбышевскую организации. Там очень хорошо поставлена работа с населением, с администрацией города. Недавно отмечали 15-летие ансамбля «Куйбышевские ромашки». Нужно видеть, какой радостью светятся глаза наших артистов,  когда они выходят на сцену. При взгляде на них и у зрителей настроение поднимается. Самодеятельность даёт возможность найти себя, реализовать свои таланты и принести пользу людям.

Важным моментом остаётся способность организации взаимодействовать с органами местной власти и внедрять новые стили и формы работы. Возрастной ценз высоковат, хотя мы стараемся привлекать к себе молодёжь. Молодые плохо идут в общественные организации. Почему-то они считают, что там собираются только бабушки и дедушки, сидят и пьют чай. Но у нас мнение совершенно другое.

– Если молодой человек придёт в местное отделение ВОИ, что ему там могут предложить по-настоящему интересного? 

– Инвестиционные проекты по занятости, по открытию собственного дела. Например, молодой человек решил заняться бизнесом, открыть собственное дело. Во-первых, мы можем оказать ему бесплатную юридическую консультацию. Мы хорошо знаем закон о квотировании рабочих мест и закон о поддержке предпринимателей-инвалидов и можем оказать юридическое сопровождение человеку, который решил получить субсидию на создание своего малого предприятия. Кроме того, у нас отлажено сотрудничество с центром занятости населения. 

На самом деле в законе есть масса нюансов, которые нужно знать. Например, инвалиды первой и второй групп могут претендовать на разную сумму субсидии. Однако обычно все спотыкаются о другую норму, предусмотренную законодательством. Предприниматель сначала должен сам приобрести оборудование на сто тысяч рублей, представить отчётные документы, и, если всё будет в порядке, государство ему эти затраты компенсирует. 

Но сначала эти сто тысяч рублей нужно найти, а для инвалида это серьёзная сумма. И молодой человек попадает в тупик. Желание работать у него есть, а первоначального капитала нет. Вот тут ему очень может пригодиться общественная организация инвалидов. Во-первых, мы можем найти спонсора, и нам будет проще это сделать, потому что нас уже знают. Во-вторых, региональное отделение ВОИ само является учредителем нескольких коммерческих предприятий и может выступить инвестором самостоятельно.  

Буквально на днях мы закончили оформление субсидии для молодого человека из Иркутского района. Он задумал организовать швейное производство и обратился к нам. Мы его проконсультировали, изыскали средства на покупку оборудования, приобрели хорошие швейные машины на необходимую сумму. Затем отчитались перед центром занятости и теперь получили компенсацию за вложенные средства. Всё получилось, дело пошло. 

– Удаётся ли сохранять рабочие места на предприятиях, учредителем которых является региональное отделение ВОИ?

– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, нам удалось сохранить все 53 рабочих места на наших предприятиях. Кроме того, за последние три года мы создали дополнительно 18 новых рабочих мест для инвалидов. Выживать сегодня очень сложно. Несмотря на то что вся политика государства вроде бы нацелена на поддержку людей с ограниченными возможностями, у нас нет главного – гарантированного рынка сбыта продукции. 

В 2015 году мы выиграли грант ВОИ на 10 миллионов рублей. Он был потрачен на замену окон, батарей, частичную замену проводки, обустройство территории нашего предприятия. В 2014 году мы также привлекли 10 миллионов рублей на поддержание основных фондов швейной фабрики. Сегодня там стоит современная отопительная система, хорошее электрооборудование. У нас тепло, комфортно, хорошее освещение. 

Планируем открыть интернет-магазин по продаже изделий инвалидов. Выставка «И невозможное возможно» пользуется успехом, но она проводится только один раз в год. Остальное время инвалиды не имеют площадки для реализации своей продукции. Мы хотим дать людям возможность продавать свои изделия постоянно. Они смогут присылать нам цифровые изображения своих изделий, которые будут выставляться на сайт. Любой человек может туда зайти и приобрести понравившуюся вещь. Есть возможность на нашей территории складировать товары. 

– Сейчас очень злободневной стала тема по созданию доступной среды. С одной стороны, много усилий прилагается и государством и строителями для того, чтобы маломобильные люди могли нормально передвигаться по нашим улицам, а с другой – мы понимаем, что сделано очень мало.  

– Мы занимаемся этой темой уже очень много лет. Никакой программы не было принято, а мы уже ставили эти вопросы перед правительством. Нужно сказать, что доступная среда – это не просто пандусы. Для того чтобы понять это, нам тоже пришлось долго учиться. Начнём с того, что доступная среда нужна не только для колясочников. Есть ведь люди с нарушениями зрения, слуха, некоторые люди передвигаются на костылях, с тросточками, а есть и мамочки с колясками, беременные женщины и маленькие детки. Поэтому правильнее вести речь о маломобильных группах населения и инвалидах. 

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с негативным отношением к этой теме. «Вам государство пенсию платит, вот сидите дома и не высовывайтесь», – прямо говорят некоторые люди. Я это не придумал, я слышал это много раз. Когда мы начали делать пандусы, устанавливать какие-то сооружения вдоль лестниц в подъездах, люди просто на митинги выходили. Нужно сказать, что часто эти сооружения были настолько непродуманными, что всем остальным было просто неудобно ходить. Ну представьте себе, если кто-то положит рельсы прямо на лестнице, а вам нужно занести диван в квартиру. Возникал настоящий конфликт интересов.  

Именно поэтому нужно всё продумывать на этапе строительства и делать это не спеша, лишь бы выполнить некий обременительный указ. Когда наши эксперты приходили в поликлинику и начинали там всё измерять с линейкой и карандашом, нас воспринимали в штыки, требовали показать документы. И только потом, когда мы приносили свои проекты и показывали, что нужно учесть при ремонте и реконструкции, видели улыбки на лицах главных врачей. Появлялось понимание, что это большая работа и без неё теперь невозможна реконструкция ни одной поликлиники. А мы делали всё это бесплатно. 

Малый и средний бизнес и сейчас с трудом воспринимает эту тему. Бизнесмен считает, что его просто заставляют выполнить ещё один указ. Но не думает о том, что инвалиды хотят выйти из дома, прийти к нему и принести свои пенсии, увеличить финансовый оборот его магазина. Просто они не смогут дойти, пока нет пандуса, поручня, пока бордюры такие высокие. Может быть, это будет выгодно для всех. Сначала нужно менять менталитет, а следом уже изменится среда. Люди сами её переделают, главное, чтобы они поняли, что это правильно. 

Главное – избежать спекуляций на этой теме. Если мы сейчас указом сверху обяжем малый бизнес установить пандусы определённого образца, это будет катастрофа. Кто-то подумает и просто прикроет свой магазин или аптеку. Бизнесу трудно выживать сегодня, и мы ни в коем случае не должны создавать конфликт сторон.  

Опыт сейчас накоплен богатый, уже и в России есть чему поучиться, нужно только наше желание. Недавно мы провели обучающий семинар, на котором преподаватели из Москвы обучили 28 экспертов в сфере создания доступной среды. Там были представители министерства социального развития, руководители наших районных организаций. Всем, кто прослушал курс, выдали сертификаты. Но необходимо ещё сдать экзамен в очно-заочной форме, который оказался очень сложным, нужно отметить. Оказалось, что доступная среда – это не так-то просто.

– Одним из важных направлений работы вашей организации традиционно являлось  развитие адаптивной физкультуры и спорта. Есть чем сегодня похвастаться на ниве спортивных достижений? 

– В этом году мы провели 12 областных спортивных мероприятий, восемь из них – совместно с министерством спорта, с ресурсно-методическим центром. В среднем охватили 426 человек. Участвовали в Парасибириаде в Красноярске, где наша команда стала бронзовым призёром. Наверное, можем гордиться участием в фестивале паралимпийцев «Пара-Крым». В 2015 году иркутяне стали чемпионами, а в нынешнем году заняли только 22-е место. Скорее всего, нынче сказалось отсутствие финансирования на подготовку наших ребят. 

Проблем много, но и движение вперёд тоже наметилось. Рядом с нашей швейной фабрикой «Узоры» мы построили спортивный зал для занятий адаптивной физкультурой. Его площадь 260 квадратных метров. Сначала казалось, очень трудно это будет сделать. Но  подготовили документы, вышли на головную организацию ВОИ в Москве, защитили перед ними проект и получили софинансирование в размере 3 миллионов рублей. Изыскали дополнительные средства и на бывшем пустыре построили спортивный объект. 

В этом зале мы проводим занятия по 12 видам спорта для инвалидов. Это шашки и шахматы, стрельба из лука, волейбол сидя и так далее. Недавно  приняли участие в региональной программе по развитию адаптивной физкультуры и спорта и получили пять ставок для специалистов. По одной ставке отдали в Залари, Свирск, Братск, Усолье-Сибирское, Иркутск. Это позволило нам привлечь больше людей к занятиям. Ну а в целом мы поработали неплохо в рамках этого направления, нам действительно  есть чем отчитаться. 

Но самое главное – реализация областной программы по развитию адаптивной физкультуры. Новые ФОКи, которые построены в последние годы, действительно учитывают потребности маломобильных групп населения. Понятно, что силами общественной организации такие объекты не построишь, а люди-то живут везде, и им тоже хочется заниматься спортом. Но проблема в том, что в последнее время программу по строительству новых ФОКов свернули, и это очень печально. 

Мы внесли этот вопрос в Законодательное Собрание, и в конце года состоится обсуждение этой темы. В таком большом городе, как Иркутск, ни один спортзал, кроме нашего, ни один бассейн не может принять маломобильных людей и инвалидов. А почему они должны сидеть дома и спиваться? Пусть они тоже занимаются спортом, нельзя сворачивать эти программы ни в коем случае. Пусть невозможно продолжать строительство в том же объёме, но двигаться вперёд нужно всё равно. 

Наконец-то решился вопрос о создании реабилитационного центра для взрослого населения. Сколько себя помню, эта тема стояла очень остро. Теперь в Шелехове работает реабилитационный центр на базе бывшего профилактория «Металлург». Там есть сложности из-за того, что многое пришлось переделывать, ведь здание было не приспособлено. И кое-что ещё осталось доделать. Но главное всё равно сделано. 

Понятно, что строить ФОКи, открывать новые центры возможно только совместно с руководством министерства социального развития, с законодательной властью. Всю эту работу мы реализуем через общественный совет при Законодательном Собрании, через общественный совет по делам инвалидов при губернаторе и на федеральном уровне через председателя нашего центрального аппарата ВОИ. Пусть не так быстро, но проблемы всё-таки решаются, и общество начинает по-другому смотреть на потребности инвалидов. Думаю, нам всем предстоит постепенно поменять картинку в своей голове. Тогда мы сможем построить такой мир, в котором удобно будет жить всем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры