издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Картины по душе...

Картины
по душе…

Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"

— Мне эти
картины нравятся. К ним душа лежит…

Так ответила
Лена Кандинская на вопрос, почему
именно эти работы именно этих пяти
иркутских художников представлены
в зале.

Разговор
произошел 8 декабря в иркутском
Доме актера, где в этот день
открылась выставка живописи под
названием: "Художники —
благотворители". Организаторы —
благотворительный фонд Василия
Кандинского, созданный 5 лет назад в
Москве и перекочевавший в Иркутск,
где живут сегодня потомки великого
мастера, и благотворительный фонд
"Возрождение земли Сибирской".

Павел
Авенариус, Николай Житков, Владимир
Лапин, Сергей Осинцев, Анатолий
Пурлик. Художники, чьи имена можно
увидеть в недавно изданной книге —
альбоме "Художники, галереи,
коллекционеры", представлены на
выставке 18 работами. Художники,
которые сами занимаются
благотворительностью. Так, Павел
Авенариус подарил детскому дому
картину "Долина реки
Безымянной". И Авенариус и
Житков, и Пурлик передали свои
работы в распоряжение
благотворительного фонда.

Именно их
картины пришлись по душе
организатору выставки Лене
Кандинской, председателю правления
фонда Василия Кандинского,
художника, определившего
живописное лицо нашего времени
наряду с такими мастерами как
Шагал, Пикассо и Дали. Ведь именно с
"Абстрактной акварели"
Кандинского (1910г.) начинается
история современного абстрактного
искусства.

Впрочем,
"импрессии, импровизации и
композиции", как сам Василий
Васильевич называл свои
произведения, созданные на грани
науки и искусства, куда как шире
модернизма, отвергнутого советской
творческой цензурой как буржуазное
и упадническое направление. Это
одна из причин, по которой
вице-президент Российской академии
художественных наук Кандинский в
1921г. навсегда покинул Родину, а его
книга "О духовном в искусстве"
была впервые издана в Германии на
немецком языке.

И принцип
подбора картин "как душа
лежит" наиболее точно
соответствует названию этого
всемирно известного программного
труда, в котором мастер изложил
свою эстетическую философию.

На выставке
доминирует русский реализм.
Изумительны пейзажи Лапина и
Осинцева. Очень разный Житков:
"кубический" "Старый
Самарканд" и совсем другой
"Двор в старом Иркутске". Павел
Авенариус помимо своей, уже
известной работы "Спасская
церковь в Нижнем Новгороде",
выставил городской пейзаж "Ждет
хозяина" (это полотно художник
передал в фонд Кандинского). Третья
работа Павла Анатольевича
привлекает внимание сразу же, как
только входишь в зал. В картине
"Иркут, Веденская скала" ему
удалось, на мой взгляд, сделать то,
что является мечтой каждого
живописца — остановить мгновение,
которое вряд ли когда повторится.
Невероятный по своей эмоциональной
насыщенности последний луч солнца
осветил заросший лесом склон горы
над вечерним Иркутом и… исчез. Но
остался на полотне в сочетании
цветов, которые невозможно описать
словами.

Работы
Анатолия Пурлика ближе к
импрессионизму. Удивительные по
своей выразительности и
лаконичности портреты (
"Буддистский монах" и "Актер
еврейского театра" ). Чуть
"размытые" мягкие краски
городского пейзажа
("Страссбург").

Выставка в
Доме актера благотворительная.
Бесплатная. Она продлится до 20
декабря.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры