издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Добрая магия сцены

  • Автор: Наталья ДЬЯЧЕНКО

Портрет актрисы в интерьере раздумий о театре

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья!

Б. Пастернак.

Настоящая публика приходит на театральные спектакли не
развлечься, а зарядиться духовной энергией.Зрителю всегда
интересны мастера сцены, благодаря которым создается
волшебное очарование театра и сохраняются его лучшие
традиции. И ярким примером тому — творчество заслуженной
артистки РФ, ведущей актрисы Иркутского театра юного
зрителя Галины Проценко. Более 40 лет работы на сцене,
сотни ролей! Но талант — не одни восторги творчества,
шумный успех, это и мучительные тревоги за дело, которому
отдано все!

С юности усвоила Галина Леонидовна уроки «старого» воспитания.
От театральной семьи, от учителя, преподавателя театральной
студии Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина
С. Казимировского, от старших наставников, работавших
с ней на сцене, получила она напутствия и ключи к секретам
актерского мастерства. Первейшее внимание уделялось
трудолюбию, требовательности, строгому соблюдению театральной
этики, хорошему вкусу.

В детстве с родителями, а в молодости с мужем-актером
Галина объехала полстраны: Северный Кавказ и Урал, Сибирь
и Дальний Восток, Север и южная Россия, экзотический
Китай. Работала во многих театрах и будучи еще юной
сыграла множество ролей из мирового классического репертуара,
покоряя публику редкой красотой и заразительным темпераментом.
Роксана в «Сирано де Бержираке», Анхела в «Даме-невидимке»,
Анфиса в «Угрюм-реке», Марсела в «Собаке на сене» и
много других не менее замечательных ролей.

Калейдоскоп жизненных впечатлений и счастливый актерский
опыт рано развили в молодой актрисе творческую интуицию
и высокий профессионализм, умение справляться с ролями,
независимо от времени и места действия, национальной
и социальной принадлежности героинь.

Ей всегда был близок дух странствий, но случилось так,
что сцена Иркутского театра юного зрителя стала выбором
судьбы. Галина Леонидовна трудится на ней более 35 лет.
Первая в Иркутске роль Лели в «Городе на заре» принесла
успех, который закрепился целым каскадом ярких театральных
работ. Пресса называла Галину Проценко «королевой тюзовских
подмостков». Театралы помнят ее Мерседес в «Графе Монте-
Кристо», Гертруду в «Гамлете», Людмилочку в «Детях Ванюшина»,
замечательных вампиловских героинь. В 27 лет блестяще
была сыграна Кручинина в пьесе Островского «Без вины
виноватые», несмотря на возрастные и психологические трудности
образа. За роль Ольги Богомоловой в спектакле «Яков
Богомолов» получена заслуженная награда — диплом Всероссийского
фестиваля драматических и детских театров.

Актриса снималась и в кино, в знаменитой «Звезде пленительного
счастья» исполнила роль жены Лунина.

В детском репертуаре Галина Проценко особенно запоминается
образами величественных цариц и королев, благодаря природной
стати и таланту грациозно с утонченным стилем носить
роскошные костюмы. Общую атмосферу сказочных постановок
украшают свойственный ее драматизм и героическая патетика.
Когда в спектакле «Маугли» Волчица-мать, исполняемая
Г. Проценко, кидается защищать человеческого детеныша,
неугомонные зрители-восьмилетки встречают ее порыв аплодисментами.
Сила перевоплощения актрисы покоряет самую непростую
аудиторию!

Сегодня Галина Проценко выходит на новые рубежи высокой
профессиональной ответственности. За экстремальный накал
и требовательность к себе и товарищам по работе называет
себя «зловредной самоедкой». Все ради главного: не уронить
актерского достоинства, не обмануть зрительского ожидания
встречи с истинным искусством. За кажущимся кому-то
консерватизмом актрисы ощущается трепетная преданность
настоящему театру, стремление противостоять его профанации.

Стройность, девичья гибкость, красивые черты классического
лица, светлые проникновенные глаза, чистая, эмоционально
богатая речь — все это сливается в удивительную, редкую
сегодня естественность облика и поведения. В присутствии
этой женщины хочется подтянуться, ее энергия подвижничества
и верности долгу невольно вызывает уважение. И мысль:
вот такой должна быть настоящая актриса!

Ее не оставляют раздумья о сохранении так необходимых
театру истин. С убежденностью говорит о главенствующей
роли театрального коллективизма, о взаимной поддержке
актеров во время спектаклей, о создании условий для
творческого роста молодых. Подчинение замыслу режиссера,
недопустимость легковесного поведения на сцене — все
это признаки высокой актерской культуры.

Тайна актерского успеха заключена, по мнению Галины
Леонидовны, в умении вызывать душевный подъем у зрителей,
который достигается постоянным, до изнеможения тренингом,
хорошей спортивной формой, щепетильным поиском всех
мельчайших деталей сценического образа и творческим
экспериментом, но в рамках хорошего вкуса. Являясь сторонницей
глубокого погружения в роль, она считает, что к спектаклю
серьезный актер должен готовиться задолго до его начала.

Как было принято у актрис «в добрые старые времена»,
у нее собственный богатый гардероб, превратившийся в
коллекцию старинных вееров, перчаток, роскошных шалей,
редкой бижутерии. Горячо поддерживая идею руководства
ТЮЗа о создании музея, надеется, что не канет в небытие
весь богатейший предшествующий опыт театра.

Больно ранит ее судьба старшего поколения артистов,
недостаточно востребованных в наши дни, хотя не исчерпан
их творческий потенциал. И это проблема всех театров
России. С небрежным отношением к актерской элите возможно
ли сберечь важнейшие основы театра?

«Если не будет высокого профессионализма и достойного
отношения к своему актерскому призванию, — говорит
Галина Леонидовна, — не будет и искусства! К сожалению,
то, что происходит сегодня вне театральных стен, больно
отражается и на культуре. Искаженно понимаемая демократизация
всех сторон жизни, проникая в театр, наносит ему серьезный
ущерб. Если мы сами актеры не будем противостоять вредным
поветриям, то театр, как пласт человеческой культуры,
может из храма духовности превратиться в распространителя
«дурновкусия».

Профессиональное кредо актрисы основывается на чеховских
принципах. В театре, особенно детском, все должно быть
прекрасно: и здание, и руководители, и артисты, и зрители!
Вся работа театра направлена на конечный результат —
на зрителя, которому каждый работник театра должен нести
передовое мировоззрение, культуру, добро, что особенно
важно в условиях современного спада внимания к человеческим
ценностям.

Директор Иркутского театра юного зрителя В. Токарев
говорит: «Я всегда чувствую уверенность в успехе спектаклей,
когда в них заняты наши мастера, в их числе и Галина
Проценко». Так будем же надеяться и мы, зрители, что
с театром не случится беды, пока его традиции хранят
такие самоотверженные люди!

Пожелаем актрисе долгой творческой жизни, с нетерпением
будем ждать бенефиса в честь знаменательных дат ее творчества!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры