издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выборы завтрашнего дня

Новый закон "О гарантиях избирательных прав" уже получил одобрение Государственной Думы и Совета Федерации, а сейчас находится на подписи у Президента. О том, что нового предлагают законодатели, "Восточно-Сибирская правда" решила узнать у человека, которому предстоит на практике применять новые нормы: сегодня мы беседуем с председателем избирательной комиссии Иркутской области Виктором Васильевичем ИГНАТЕНКО.

Партии — шаг вперед!

Мы ожидаем, что новый федеральный закон «О гарантиях
избирательных прав» вступит в силу в первых числах июля.
Самое главное новшество — регламентирована партийная
составляющая избирательного процесса. Если раньше был
такой субъект избирательного процесса, как общественное
объединение, то теперь инициативой выдвижения кандидатов
обладают только партии. Это напрямую связанно с тем, что в
прошлом году был принят федеральный «Закон о партиях».

Теперь на региональном уровне не менее половины
депутатских мандатов региональных органов законодательной
власти должны формироваться посредством выборов по
партийным спискам. Эта норма будет действовать с июля
2003 года, при условии, что в субъекте федерации есть не
менее трех зарегистрированных отделений федеральных
партий. На сегодняшний день в России таких субъектов 36, и
Иркутская область входит в их число. В законе подробно
расписано участие партий в избирательном процессе, их
участие в формировании избирательных комиссий и так далее.
Естественно, это не отменяет участие в выборах
одномандатных кандидатов.

Действующее Законодательное собрание будет продолжать
работать, а вот следующие выборы уже придется проводить
по новым правилам. От законодателей требуется в течение
полугода принять соответствующие поправки на
региональном уровне. Сегодня по Уставу области у нас 45
депутатов. Если законодатели оставят эту цифру, то нас ждет
укрупнение избирательных округов, если нет, то нужно
будет увеличить количество депутатов. Этот вопрос теперь
находится в компетенции Законодательного собрания.

Мы будем жить теперь по-новому…

Ряд изменений касается построения системы избирательных
комиссий. Здесь изменены некоторые подходы к процессу
формирования комиссий, закреплен принцип, по которому
вышестоящая комиссия формирует нижестоящую. Если
раньше территориальные комиссии на выборах в субъекте
федерации формировались районными и городскими Думами,
то теперь их будет формировать избирательная комиссия
Иркутской области. Теперь за Думами остались лишь
избирательные комиссии муниципальных образований на
муниципальных выборах.

Кроме того, теперь закон предписывает, что по
представлениям партийных фракций формируется не менее
1/2 состава комиссии (раньше — не менее 1/3). Во-вторых,
введена кадровая квота ЦИК. Например, следующий состав
областной комиссии будет формироваться следующим
образом:

Губернатор

4 по предложениям фракций

не менее 1 по представлению ЦИК

2 человека на самостоятельной основе

Законодательное собрание

4 по предложениям фракций

не менее 1 по представлению ЦИК

2 человека на самостоятельной основе

Всего 14 человек

Заметьте, что и губернатор, и Законодательное собрание
одного человека назначают по представлению Центральной
избирательной комиссии. Так же вышестоящая комиссия
имеет право предлагать кандидатуру председателя
нижестоящей комиссии. Таким образом, у ЦИК появился
мощный рычаг воздействия на кадровый состав региональной
комиссии.

Вместе с тем, в законе сохранен принцип отсутствия прямой
административной подчиненности нижестоящих комиссий
вышестоящим. И если на федеральных выборах мы,
например, подчиняемся ЦИК, то на выборах региональных мы
являемся вышестоящей комиссией. Но контрольные функции
у ЦИК, конечно, сохраняются. Кстати, теперь закон
предусматривает и возможность роспуска Центральной
избирательной комиссии. Это можно сделать в том случае,
если Верховный суд признает, что действия ЦИК стали
причиной признания федеральных выборов
недействительными.

В новом законе большое внимание уделяется
функционированию системы «ГАС Выборы». При комиссиях
в субъектах федерации создаются информационные центры,
куда включена вся сеть «ГАС Выборы», и персонал, который
обслуживает систему на местах, теперь будет находиться в
штатах комиссий субъекта федерации.

Избиратель, ты за белых или за красных?

Теперь лица, замещающие должности «группы А» в системе
исполнительной власти, обязательно должны уходить в
отпуск. Характерно, что себя депутаты пожалели, и
законодательной власти это требование не касается…. В
законе дается конкретный перечень видов деятельности,
которые расцениваются как предвыборная агитация. Причем
из определения предвыборной агитации исключены призывы
к участию в выборах. Теперь они считаются не агитацией, а
призывом к гражданам реализовать свой гражданский долг.

К предвыборной агитации, согласно ст. 48 нового закона,
относятся призывы голосовать за или против кандидата;
выражение предпочтения в отношении кого-либо из
кандидатов, избирательных объединений, избирательных
блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов,
за какой из избирательных блоков будет голосовать
избиратель; описание возможных последствий избрания или
неизбрания кандидата; распространение информации с явным
преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в
сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
распространение информации о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной деятельностью;
деятельность, способствующая созданию положительного или
отрицательного отношения избирателей к кандидату.

А вот умышленные или ошибочные искажения
имущественного положения кандидатов по новому закону не
являются основанием для лишения регистрации. Это
изменение вызвано огромным количеством волюнтаристских
решений, которые принимались комиссиями и судами на
выборах всех уровней. Но избирательная комиссия теперь
обязана будет проинформировать избирателя обо всех
выявленных нарушениях. То есть в законе закреплены
информационные права граждан, чего раньше не было.

Отменять регистрацию кандидата теперь может только суд.
Причем за 5 дней до дня голосования снять кандидата не
может и суд. Количество оснований для отмены регистрации
сужено, и все они четко прописаны. Словом, новый закон
оставляет меньше места для «импровизаций» со стороны
избирательных комиссий и судов всех уровней.

Техника на уровне фантастики

Новый закон предписывает и то, какие на выборах должны
использоваться бюллетени. Причем на федеральных и
региональных выборах установлены минимум две степени
защиты: они должны изготавливаться на специальной цветной
бумаге и иметь микрошрифт (как на некоторых денежных
купюрах). Вот эта норма закона создает нам некоторые
проблемы: существенно удорожается изготовление
бюллетеней, кроме того, в Иркутске не каждая типография
сможет изготовить документы такой степени сложности.
Сейчас мы выясняем, кто вообще в состоянии сделать такую
работу и сколько это будет стоить бюджету. Но нужно
признать, что подделать такой бюллетень будет
действительно непросто.

Кроме того, закон предусматривает порядок применения на
выборах сканирующих устройств. В принципе, уже есть
автоматические комплексы, которые используются вместо
привычного ящика для голосования. После завершения
голосования компьютер сам подсчитывает данные и передает
их на ЭВМ избирательной комиссии. Это позволяет получить
результаты выборов в регионе буквально через несколько
минут после окончания голосования. Конечно, для нас это,
скажем так, завтрашний день (одно такое устройство стоит
около тысячи долларов), но в принципе, законодательная база
для выборов будущего уже готова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры