издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Нас объединяет Байкал"

Между Иркутской областью и Бурятской противоречий больше нет -- Мы не просто соседи, -- заявил на подписании Соглашения с Иркутской областью Президент Бурятии Леонид ПОТАПОВ. - Ведь нашим общим достоянием является Байкал, объединяющий живущие на его берегах народы. На нас, жителях Прибайкалья, лежит историческая задача - сохранить это сокровище России для потомков, для всего человечества. Решить эту задачу мы сможем лишь тогда, когда будем действовать согласованно, в интересах населения Бурятии и Иркутской области, в интересах всей России. Вот поэтому мы и сидим здесь как друзья, как близкие по духу люди.

ПРОТОКОЛ

Первое в истории Соглашение о сотрудничестве между
Республикой Бурятия и Иркутской областью было
заключено в 1998 году. При всех шероховатостях
взаимоотношений между соседями этот договор
способствовал решению многих экономических проблем.
Он оправдал ожидания и иркутян, и жителей Бурятии. Но
поскольку срок действия документа истек, было решено
продолжить начинание, сделать договорные соседские
отношения традицией. И вот, 16 января в резиденции
президента республики в Улан-Удэ состоялось
подписание нового «Соглашения о социально-
экономическом сотрудничестве между правительством
Республики Бурятия и администрацией Иркутской области
на 2003 — 2007 годы». В соглашении, включающем 14
статей, основное внимание уделено консолидации
действий по сохранению озера Байкал, сотрудничеству в
экономике, социальной сфере, культуре и развитию
туризма. Высказано намерение приступить к работе по
формированию «единой тарифной энергетической зоны».

Делегацию Иркутской области во главе с Борисом
Говориным президент Бурятии Леонид Потапов встретил в
аэропорту. Это было больше похоже на встречу близких
друзей, чем на протокольное мероприятие. Дружеским
объятиям и теплым словам не помешал тридцатиградусный
мороз.

Прежде чем подписать документы, президент и
губернатор уединились для беседы. В это время в зале
заседаний Дома правительства иркутские специалисты и
их бурятские коллеги в последний раз вычитывали и
согласовывали детали договора. Главам субъектов
федерации предстояло подписать два документа: само
«Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве»
и, в его рамках, «Бассейновое соглашение» — отдельный
принципиально важный документ «о разделе сумм платы
за пользование водными ресурсами озера Байкал на 2003
год».

На церемонии присутствовали: с бурятской стороны —
заместитель полномочного представителя президента РФ
Валерий Халанов, председатель Народного Хурала
Александр Лубсанов, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев; с
иркутской стороны — заместители главы областной
администрации Ирина Думова и Дмитрий Баймашев, мэр
Иркутска Владимир Якубовский. В церемонии участвовали
также депутаты Народного Хурала и Законодательного
собрания, члены правительства республики, чиновники
областной администрации, руководители крупнейших
промышленных предприятий Байкальского региона,
представители крупного бизнеса.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Сразу после подписания Соглашения состоялась пресс-
конференция, на которой Борис Говорин и Леонид
Потапов ответили на вопросы журналистов центральных,
иркутских и бурятских СМИ.

— В Соглашении говорится о формировании единой
тарифной энергетической зоны. О чем конкретно идет
речь? В какие сроки это может произойти?

Леонид ПОТАПОВ: Речь идет о том, чтобы заняться
работой по созданию единого оптового рынка
электрической энергии для Иркутской области и
Бурятии. Подготовлено технико-экономическое
обоснование создания единой тарифной зоны. Мы с
Борисом Александровичем договорились, что начнем
совместную работу по решению проблем, которые здесь
существуют. Их достаточно, поскольку единая для
соседних регионов энергетическая политика
разрабатывается впервые в России. Но мы надеемся на
взаимное понимание. Потому что речь идет не только о
тарифах, но и об оптимизации работы энергосистем
Бурятии и Иркутской области. Подписан план действий в
этом направлении. Он будет рассмотрен правительством
Бурятии, затем — администрацией Иркутской области.
После этого мы выйдем с совместными предложениями в
Главную энергетическую комиссию Российской Федерации.
Что касается сроков, то я не хотел бы делать
легковесных обещаний. Но главное здесь, и я хочу это
подчеркнуть, наша с Борисом Александровичем
принципиальная договоренность согласованно работать в
этом направлении.

— Вы достаточно долго беседовали наедине. Какие
вопросы обсуждались?

Борис ГОВОРИН: Наши встречи носят систематический
характер и в рамках межрегиональной ассоциации
«Сибирское соглашение», и в рамках Совета Сибирского
федерального округа. Сегодня обсуждались как текущие
вопросы, так и стратегические проблемы
сотрудничества. Предметом нашей беседы стала тема
укрупнения регионов, которая сейчас активно
дискутируется на уровне политической элиты и
руководства страны. Затем мы еще раз вместе
посмотрели, как консолидировать усилия по выполнению
Соглашения. И, естественно, мы не могли обойти
проблемы, а они существуют, по обеспечению
Федерального закона об охране озера Байкал.

— Это уже второе соглашение между Иркутской областью
и Республикой Бурятия. Заявлено, что оно более
глубокое и более конструктивное. Есть такая
характеристика отношений между субъектами, как
товарооборот. Как он изменился количественно и
качественно за годы действия первого Соглашения?

Борис ГОВОРИН: Надо четко и ясно понимать, что у
Иркутской области и Бурятии разные экономические
возможности. Если Иркутская область поставила в
Бурятию за год товаров и услуг на один миллиард сто
семьдесят два миллиона рублей, то Бурятия таких
товаров и услуг на территорию Иркутской области
поставила на 170 миллионов. Но дело в том, что мы не
собираемся устраивать соревнование. Главное в наших
отношениях — это эффективное использование
экономических возможностей обеих сторон в интересах
населения как Иркутской области, так и Бурятии.

Наше сотрудничество в области экономики,
экологической безопасности, социальной сферы и
культуры преследует решение важнейшей для единства
России задачи. Правительство обеспокоено тем, что
происходит отток жителей из Сибири и Дальнего Востока,
и его политика направлена на стабилизацию численности
населения в этих регионах… Задача эта имеет решение
лишь в том случае, если люди будут заинтересованы
здесь жить. Вот в этом и состоит смысл нашего
сотрудничества, нашей деятельности — сделать жизнь на
берегах Байкала достойной. Хорошо оплачиваемая
работа, качественное здравоохранение и образование,
развитие культуры… Все эти составляющие заложены в
Соглашение. Следующий принципиально важный вопрос —
рынок электроэнергии. Это по существу проблема не
столько регионов, сколько Федерального центра. Но и
мы здесь вынуждены заниматься этим вопросом. В рамках
Соглашения поставлена задача — стремиться к тому,
чтобы цены на электроэнергию были доступны и для
населения, и для промышленности. В этом случае тарифы
будут не тормозить, а стимулировать хозяйственную
деятельность… Поэтому, когда мы говорим о проекте
создания единой тарифной энергетической зоны, речь, в
конечном счете, идет о создании площадки для
социального и экономического развития Бурятии. Думаю,
что для Федерального центра подобная инициатива, что
называется, с мест очень важна с точки зрения выбора
оптимальных вариантов проведения энергетической
реформы. Ведь надо говорить не только об инвестициях
в энергетику с целью ее обновления. Главной задачей
реформы, на мой взгляд, должно стать надежное,
качественное и доступное по цене электроснабжение
населения. Именно эта задача поставлена в нашем
Соглашении.

Возвращаясь к количественным характеристикам нашего
хозяйственного, культурного и социального
сотрудничества, хочу заметить, что динамика их
развития очень хороша, и мы надеемся ее сохранить.

— На заседаниях рабочей группы, готовившей
документы, особенно остро обсуждалось содержание
«Бассейнового соглашения». В чем суть разногласий?

Борис ГОВОРИН: Да, дискуссия имела место. Иначе и
быть не могло. Ведь речь идет о платежах в бюджеты
двух субъектов Российской Федерации. А деньги, как
известно, любят счет. Комиссия, которая была создана
руководством Бурятии и Иркутской области, сумела
преодолеть все барьеры и устранить все разногласия. В
результате мы подписали соглашение, которое
определяет размер платежей от водного налога,
поступающего в бюджет Республики Бурятия и в бюджет
Иркутской области. Хочу подчеркнуть, что в бюджет
Республики Бурятия поступает большая часть этих
платежей — 62%, в соответствии с акваториальным
принципом распределения.

— Какую роль для интеграции двух регионов имеет
строительство на нашей территории нефтепровода?

Борис ГОВОРИН: Экономические выгоды очевидны. Но в
этом вопросе для нас важнее всего согласованная
позиция. Потому что если есть разногласия, то
Москва, как правило, нас не слышит. А когда мы здесь,
на месте, договорились, как подходить к решению
проблемы, то Москве наша позиция понятна и она готова
нас слушать. Такие согласованные проекты легко
проводить в жизнь. Это касается не только
нефтепровода. Мы с Леонидом Васильевичем добивались,
чтобы при освоении Ковыктинского газоконденсатного
месторождения учитывались не только интересы
Иркутской области, но и Бурятии и Читинской области.
Наша консолидированная позиция в этом вопросе
обеспечивает неизбежность положительного решения в
Москве. Вот вам яркий пример. Закон об охране Байкала
шел с большим трудом. Просто катастрофически! В 1997
году он не набрал необходимого числа голосов в Совете
Федерации. Вот тогда в результате консолидации
усилий мы смогли согласовать наши позиции, зачастую
не во всем совпадающие, и закон был принят. Сегодня
он действует.

— Предполагает ли Соглашение создание единой
законодательной базы?

Борис ГОВОРИН: Должен сказать, что действующее
законодательство ориентировано на создание единого
правового пространства. Основа — Конституция и
Федеральный закон. Никакой «самостийности» в выходах
на правовое пространство с нашей стороны быть не
должно. Но! Мы, как субъекты Федерации, имеем право
выступать с законодательными инициативами. Это
касается и Закона об охране озера Байкал, и,
несомненно, Закона о местном самоуправлении, об
основных принципах организации власти в регионах: Эти
законы нуждаются в совершенствовании. И вот здесь нам
даны безграничные возможности для того, чтобы
консолидировать наши позиции и отстаивать их в
Федеральном центре.

— Что вы думаете по поводу возможной губернизации
России?

Леонид ПОТАПОВ: Здесь наши с Борисом Александровичем
позиции во многом совпадают. Административно-
территориальное деление, сложившееся в России,
несовершенно. В мире нет стран со столь большим
количеством субъектов, как в России, где их
насчитывается 89. Даже в огромном Китае всего 28
провинций. Пришла пора укрупнения регионов. В
Советском Союзе было 19 экономических районов, в
рамках которых шло планирование и создание крупных
территориальных производственных комплексов.
Современная структура с ее раздробленностью и
малоресурсностью не дает возможности развиваться
стране комплексно и динамично. Вопрос стал актуальным,
и на него должно ответить государство. Государство
ответило: «округа». Я за округа. Но когда округа
огромные, то размывается территориальная
специализация: Эту тему мы с Борисом Александровичем
сегодня подробно обсудили. Но на вопрос этот,
повторяю, должно ответить государство. А мы,
практические работники, губернаторы, президенты,
обязаны подсказать президенту страны и правительству как мы
видим эту проблему.

Борис ГОВОРИН: Я бы хотел дополнить:. Вы должны
понять, что решение этой задачи не является целью,
которую поставил президент. Цель в другом — более
полное использование экономического потенциала
страны, повышение благосостояния населения России,
повышение роли России в международном сообществе,
сохранение культуры и самобытности народов Российской
Федерации. Достижение социально-экономического
могущества. И оптимизация структуры административно-
территориального деления страны станет средством
достижения этой цели. Здесь, несомненно, должны быть
учтены не только экономические факторы, но и
национальные, культурные, исторические традиции. Не
должны быть ущемлены права ни одного народа, ни
одной социальной группы. Вопрос дискуссионный. Он
является предметом обсуждения политиков, экономистов,
ученых, общественности. Окончательного ответа на этот
вопрос пока нет. Нельзя легковесно подходить к этому
важному решению.

— Удовлетворены ли стороны в полной мере подписанным
Соглашением?

Борис ГОВОРИН: Если рассуждать философски, то не
может быть всеобъемлющего соглашения, которое снимало
бы все вопросы. Но мы выбрали главные, приоритетные
направления сотрудничества, достигли согласия в
базовых вопросах. И поскольку это создает
определенный комфорт во взаимоотношениях между
Иркутской областью и Республикой Бурятия, то у нас
есть основания для того, чтобы испытывать
удовлетворение.

Леонид ПОТАПОВ: Согласен с Борисом Александровичем.

«КУЛУАРЫ»

Своеобразной сенсацией «Соглашения-2003» стало
заявление сторон «о разработке предложений по
снижению тарифов на электрическую энергию для
потребителей, расположенных на территориях Бурятии и
Иркутской области, в том числе за счет формирования
единой тарифной энергетической зоны». Мы попросили
прокомментировать эти намерения и.о. генерального
директора «Иркутскэнерго» Михаила ГРАЙВЕРА.

— Корни проблемы — в использовании озера Байкал и в
тарифах на электроэнергию, которые в девяностые годы,
после акционирования «Иркутскэнерго», оказались в
Иркутской области значительно ниже, чем в соседних
регионах, в том числе в Бурятии, чья сравнительно
небольшая энергосистема влилась в состав единой
всероссийской. И хотя виноваты в этом были
объективные обстоятельства, возникли трения. Бурятия
инициировала судебные разбирательства из-за уровня
воды в Байкале. Формальный повод — «Иркутскэнерго»,
накапливая воду в полноводный 96-й год, превысило
разрешенный уровень Байкала на три сантиметра. Это
якобы вредно сказалось на экологии озера. Хотя в
действительности нормальные колебания уровня Байкала
за 42 года существования энергосистемы переходили
ограничительные отметки 17 раз и влиять на них
нельзя. Точно такие же колебания уровня озера
наблюдались и до создания каскада. Был большой
скандал. Закончилось тем, что правительство России
издало ограничительный указ. Как будто можно бумагой
ограничить природные явления. Благодаря этому указу и
Иркутская область, и Бурятия потеряли возможность
самостоятельно решать проблему превышения
байкальских «отметок». Сейчас для того, чтобы запасти
воду, необходимо испрашивать разрешения у
правительства России. У Касьянова. Это произошло
потому, что между нами не было нормальных отношений.
И сейчас президенту Потапову и губернатору Говорину
приходится писать письма в Москву, чтобы нам, в
интересах экономики области и республики, позволили
работать с уровнем, отличающимся от установленного на
два сантиметра. Все эти обращения к Москве «тонут» в
столичной бюрократии и интересах финансово-
промышленных групп. И здесь мы упираемся в другую
проблему. Если весной будет большой подъем воды, то
мы, чтобы не превысить отметку, откроем сбросы и
потеряем всю ту энергию, которую могли бы
использовать в интересах области и республики. Будем
жечь уголь и нефть, а это стоит огромных средств:.

Вот поэтому главное, что сегодня было подписано и
сказано, заключается в том, что два соседних региона
решили сообща решать главную задачу.

Что касается единой тарифной зоны, то здесь есть
проблемы. В Академии наук подсчитали, что в случае,
если мы введем тарифы, одинаковые для Бурятии и
Иркутской области, один регион будет дотировать
другой регион. Здесь нужны разумные решения, которые
позволят удовлетворить интересы и Иркутской области, и
Бурятии. Надо считать и искать оптимальные границы
для тарифов. Все уравнять — крайняя позиция. Она
столь же неприемлема, как и другая крайняя позиция —
«ничего не давать и не делиться». Хочу заметить, что
мы уже сейчас работаем в этом направлении. Найдена
схема взаимоотношений, благодаря которой мы передаем
в Бурятию энергию по низкой цене. Это выгодно и нам,
и Бурятии. Поскольку мы действовали совершенно
законно, РАО ЕЭС России не смогло нам помешать, хотя
и пыталось это сделать. Потому что теперь мы
действуем согласованно и сообща, в интересах наших
регионов.

— Хозяйственный комплекс Бурятии по сравнению с
экономикой Иркутской области все равно, что какая-
нибудь африканская страна по сравнению с Америкой, —
заявила Клавдия АЛЬЦМАН, генеральный директор Улан-
Удэнской суконной мануфактуры, президент Союза
промышленников и предпринимателей республики.
— Но
наши регионы настолько тесно связаны, что
взаимодействие неизбежно. Я уверена: то, что произошло
сегодня, позволит еще больше укрепить корпоративные
связи. Однако главный вопрос для нас — энергетика.
Между Иркутском и Улан-Удэ всего четыреста
километров, но мы платим за киловатт не восемнадцать
копеек, как иркутские промышленники, а рубль тридцать
четыре. Как это можно? Ведь байкальская зона, большая
часть которой находится в Бурятии, питает весь каскад
иркутской энергетики. Конечно, это не наша заслуга.
Так сложилось. Но почему бы не поделиться, почему не
подойти к этому по-соседски? Ведь всем будет выгодно,
если я свои ткани смогу продавать дешевле. Тогда их
сможет брать и Ангарская швейная фабрика, которой
сегодня приходится искать партнеров на стороне. Как
же нам конкурировать при таких затратах на
электроэнергию? Мы берем только качеством. Каждая
копейка на учете. А повышение цен идет за повышением.
Дальше стало просто невозможно работать. И я надеюсь,
что то Соглашение, которое подписали сегодня Борис
Александрович и Леонид Васильевич, позволит наладить
настоящее взаимовыгодное партнерство. Мы соседи, и
жить мы должны по-соседски, помогать друг другу…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры