издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Каутц: "Намеченный путь должен быть понятным, а перспективы -- достижимыми"

  • Автор: Александр ДМИТРИЕВ

Для многих из нас представление о звании депутата областного Законодательного собрания -- это некая смесь из горячего темперамента депутата Балтики (был в свое время популярный одноименный фильм), звенящего колокольчика, призывающего к миру и порядку всевозможных до -- и послереволюционных собраний, и представительной ответственности за судьбу немалой части родного Отечества. Дабы осовременить этот умозрительный портрет, не мешает добавить еще несколько черт: высокий уровень профессиональных знаний (кухарок давно не подпускают к управлению), приобретенную дипломатичность и умение квалифицированно защищать свою точку зрения. И чтобы еще подробнее узнать, каков же он, современный депутат, и что думает о своей хотя и общественной, но от этого не менее напряженной работе, обратимся к одному из них. Владимир Каутц - экономист, финансист, железнодорожник с более чем тридцатилетним стажем, не большой любитель публичных политических баталий и трибун. Приверженец эволюционного ( ни в коем случае не революционного) метода решения любых проблем.

— Владимир Эмильевич, депутатская деятельность — это для вас совсем новый опыт?
Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.

— Я, конечно же, имел общие представления о том, что мне придется заниматься
законотворчеством. То есть создавать то правовое поле, в пределах которого жители
Иркутской области будут чувствовать себя защищенными, смогут нормально жить и
работать. В 2000 году, когда состоялись выборы в Законодательное собрание и был избран
новый Президент Российской Федерации, несколько сменился общий политический курс…
Перед региональными законодателями была поставлена задача привести местное
законодательство в строгое соответствие с федеральным. До этого, как вы помните,
предлагалось брать столько свободы и самостоятельности, сколько кому хотелось. Это
привело к элементарному беспорядку и неразберихе: федеральные законы утверждали одно,
а региональные могли трактовать те же нормы, но по-иному. Во многих регионах местные
законы попросту превышали допустимые полномочия. За прошедшие годы областное
законодательство усилиями депутатского корпуса приведено в порядок.
Областным Законодательным собранием принимается очень много правовых документов.
Обычно на каждую сессию выносится около тридцати самых разных законопроектов. Это не
только большой объем интеллектуальной деятельности, но и ответственность, ведь мы
обязаны прежде всего защищать интересы жителей области, наших избирателей. Много
законов связано с бюджетным процессом.

— Наверное это самый болезненный процесс?

— Процесс это такой, что денег не хватает постоянно и везде. В любой организации,
финансируемой из бюджета области — а это школы, больницы, учреждения культуры,
правоохранительная структура, — не только низкий уровень заработной платы, но и вновь
начались задержки с ее выплатой. Нарастает кредиторская задолженность за тепло и
электроэнергию. Сегодня бюджетники задолжали только «Иркутскэнерго» более полутора
миллиардов рублей.

— В чем, на ваш взгляд, причина появления этой бездонной долговой ямы, в которой в 2002
году вновь оказались и работники бюджетной сферы, и областные власти?

— Я бы сказал, что причин несколько. Но две из них — основные. Во-первых, за десять
последних лет отмечается спад производства, в том числе и в Иркутской области. И это
двухкратное падение отмечается буквально во всех отраслях: почти в два раза снизилась
добыча угля и нефтепереработка. Перевозка лесных грузов сократилась в четыре раза. И еще
можно привести много примеров. А ведь бюджетная сфера осталась на прежнем уровне, и ее
запросы выросли, а наполняемость общей казны сократилась. Во-вторых, правительство РФ
приняло решение об индексации заработной платы бюджетников, которая и была увеличена
с декабря 2001 года на 86 процентов. Закон был принят на федеральном уровне, а источники
финансирования предложено было поискать в субъектах федерации, то есть в областных
бюджетах. Причем
из-за отсутствия реальных источников финансирования задолженность по заработной плате
начала накапливаться. Пока пытались решить эту проблему, направляя на выплату зарплаты
практически все финансовые ресурсы, подошло лето, а с ним
— и ремонтные работы в
жилищно-коммунальной сфере, заготовка топлива для нужд городских котельных. В конце
концов денег в полном объеме никому не хватило.

— И все-таки извечный вопрос: кто виноват?

— Несогласованность действий центральных органов власти. Я считаю, что должно произойти
разделение ответственности. То есть кто принимает закон, тот и должен обеспечивать
источники финансирования для его исполнения. А пока же налицо явный перекос: законы
принимают верхи, а отвечают за их исполнение нижестоящие властные структуры. Кстати,
свою лепту вносит и то, что центральные власти все время увеличивают долю отчислений в
федеральную казну. Если ранее в объеме собираемых в области налогов доля перечислений
в федеральный центр составила порядка 46 процентов, то в последнее время эта цифра уже
превысила 60 процентов. Почему это происходит, понять можно, правительство метет по
сусекам, чтобы обеспечить выплату внешнего долга. Максимальную сумму
— а это 17,5 миллиарда рублей — придется отдавать в этом году.

— Зная, что вопросы формирования и исполнения областного бюджета едва ли не самые
сложные, вы все же выбрали для себя работу в бюджетном комитете. Почему?

— Это вполне естественно, вопросы финансов и экономики мне намного ближе, с ними я
связан уже более тридцати лет. И хотя трудно поддаются решению проблемы выплаты
заработной платы, подготовки к зиме, но многие другие все же удается решать. Так,
например, уже второй год закон об областном бюджете принимается вовремя, то есть до
начала календарного года. Много споров возникает во время обсуждения множества других
социальных законов, с поправками, дополнениями или изменениями, но они все же
принимаются и, я надеюсь, хоть в какой-то степени помогают защитить интересы
малоимущих групп населения. Не менее важная часть законотворческого процесса касается
поддержки производства, предпринимательства. Немало правовых документов было
принято по реструктуризации накопленных ранее долгов. Одними из самых последних
приняты законы о налоге на вмененный доход и о транспортном налоге. В результате долгих
согласований ставки по транспортному налогу заметно снижены по сравнению с
предложенными ранее. Установлены льготы для инвалидов, ветеранов войны и тружеников
тыла.

— Когда вас избирали депутатом, наверняка вы получили от своих избирателей какие-то
наказы? Что-то удалось исполнить?

— 29 избирательный округ, чьи интересы я представляю, включает город Нижнеудинск и
Нижнеудинский район, Алзамай, часть Чунского района и Лесогорск. Конечно же,
пожеланий от избирателей было много. Причем они касались и конкретных людей, и города,
и района, и чуть ли не всей страны. Что изменилось за прошедшие три года? Я считаю, что
на этих территориях налажена стабильная работа железнодорожных предприятий. В
Алзамае, например, долгие годы простаивал ремонтно-механический завод, который в свое
время был закреплен за лесной отраслью. Это было практически обанкротившееся
предприятие, где по многу месяцев людям зарплату не платили. Несколько лет назад этот
завод принят в состав ВСЖД. Там проведен весь необходимый ремонт. РМЗ полностью
обеспечен заказами, коллектив очень хорошо работает и имеет долгосрочные перспективы.
Силами этого коллектива была смонтирована линия по шпалопилению на Тайшетском
шпалозаводе. Завод полностью обеспечивает нужды вагонного хозяйства запасными
частями, нестандартным оборудованием. Возрождение к жизни этого предприятия я считаю
хорошим примером плодотворного содружества железнодорожников, местных властей и
жителей поселка. Кстати, пенсионеров РМЗ мы полностью обеспечили всеми
полагающимися железнодорожникам льготами.

В Нижнеудинске когда-то, еще в советские времена, было начато строительство крупного
вагоноремонтного завода. Отведена была огромная территория. Долго пытались начать
стройку. Но дальше фундамента дело не продвинулось. Благодаря усилиям бывшего
начальника ВСЖД Г.П.Комарова все же было принято решение коллегии МПС завершить
этот долгострой и на базе этого завода организовать ремонт цистерн и изготовление
колесных пар. В 1996 году начали эту работу. В настоящее время Нижнеудинское
вагоноремонтное депо введено в эксплуатацию, это современное мощное предприятие, на
котором трудится около 1700 человек, но в близком будущем предполагается расширение
производственных мощностей, а это потребует привлечения дополнительной рабочей силы.
Еще недавно в Нижнеудинске был один из самых высоких процентов безработицы, а теперь
иногда даже отмечается дефицит рабочих рук. Там же, в Нижнеудинске, введен в строй
профилакторий, где жители города и района могут получить все необходимые медицинские
услуги, поправить свое здоровье. Профилакторий — это также вновь созданные 84 рабочих
места.

Ведется реконструкция Нижнеудинского локомотивного депо, все корпуса
восстанавливаются, и там будет производиться ремонт локомотивов. А это означает
увеличение численности работающих. Все железнодорожные предприятия Нижнеудинска и
района получают свое новое развитие. А это означает занятость людей, нормальный
уровень доходов и возрастающие налоговые поступления в бюджет города и района. 60
процентов собираемых на этой территории налогов поступают от ВСЖД.
Железнодорожники заботятся не только о развитии производства, но и об учреждениях
здравоохранения, дошкольных, образовательных учреждениях. В Нижнеудинске прекрасное
железнодорожное училище, которому ВСЖД помогает, так как заранее беспокоится о своем
будущем.

— В Законодательном собрании вы представляете интересы одного из наиболее стабильно
работающих предприятий области. Это оказывает на вашу депутатскую деятельность какое-
то влияние?

— Прежде всего ВСЖД оказывает большое влияние на экономику области. Оно не только
является самым крупным в области налогоплательщиком, который только в 2002 году
перечислил во все виды бюджетов 7,3 миллиарда рублей, или 15 процентов всех
перечислений. Предприятия ВСЖД осуществляют 97 процентов всех грузоперевозок в
области. Все усилия железнодорожников направлены на то, чтобы облегчить ситуацию в
нашем регионе, своевременно вывозить производимую промышленниками продукцию,
перевозить пассажиров, давать людям работу и платить своевременно налоги и заработную
плату. Как мне кажется, наше предприятие стало примером устойчивости, стабильности в
области. То, что я работаю на таком производстве, мне, конечно же, только помогает в
выполнении депутатских полномочий. Опыт ВСЖД последних лет доказывает
возможность решать проблемы, развиваться эволюционным, а не революционным путем. На
все надо время. И, конечно же, необходимо все осмысливать, все должны видеть результаты
своей работы, экономической эффективности, заинтересованности. Намеченный путь
должен быть понятным, а перспективы — достижимыми.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры