издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Гормон нравственности должен быть у каждого..."

Распоряжением губернатора Иркутской области на должность заместителя главы областной администрации по социальной политике назначена Людмила БЕРЛИНА. С Людмилой Михайловной беседует специальный корреспондент "Восточно-Сибирской правды" Владимир КИНЩАК.

— Как вы считаете, Людмила Михайловна, какими
качествами должен обладать человек, который реализует
политику руководства области в социальной сфере? Это
женская работа или мужская?

— Социальная сфера — это нередко людская боль. Но
здесь мало умения сопереживать. Необходимо грамотное
управление социальными делами. Современное управление
— это законы, нормативы, стандарты ведения и
разграничения полномочий. В рыночном государстве
социальная сфера имеет особые механизмы,
обеспечивающие доступность образования, медицинской
помощи, социальной защиты. Они требуют четкого
планирования и контроля расходов на отрасль.

Защитить людей вне правового поля и грамотного
управления невозможно.

Работа с людьми требует и таких качеств, как жесткость
и принципиальность. Но и без эмоций нельзя. Я, во
всяком случае, без них обойтись не могу.

Если попытаться ответить на ваш вопрос одной фразой,
то я бы сказала так: работать надо профессионально. И
не имеет значения, мужчина ты или женщина.

— Как вы оцениваете нынешнее положение дел в
социальной сфере Приангарья?

— Сегодня необходима позиция преемственности. Никаких
оснований для революционного переворота нет. Политика
в социальной сфере выработана губернатором,
администрацией области. Сформирован механизм защиты
людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
определены приоритеты в развитии образования и
здравоохранения.

Условия российского рынка диктуют жесткие законы
развития большого бизнеса. Бизнес быстро
сориентировался в том, что ему выгодно и что
затратно. Для получения более высокой прибыли ему
важно оптимизировать расходы, в том числе и через
сокращение численности работников. Люди попали в
жесткие условиях. Им приходится искать работу,
переучиваться. Многие оказываются в положении, когда
им нужна помощь. И они приходят к нам, в органы
социальной защиты.

Здесь политика администрации области строится на двух
принципах. С одной стороны, мы создаем условия для
развития в регионе бизнеса. Принимаются
соответствующие законы, оказывается помощь в создании
товаропроизводящей сети, размещении заказов,
регулируются взаимоотношения. Без этого говорить об
экономических перспективах просто невозможно.

С другой стороны, мы от имени государства должны
обеспечить защиту людей: обеспечить им социальные
гарантии, предоставить определенные законом льготы,
отстоять их права. Показатели здоровья,
образованности иркутян, их социальное самочувствие —
вот те критерии, по которым оценивается эффективность
государства. Здесь многое предстоит сделать — в
стране в целом и в области в частности:.

— Механизм социальной защиты, о котором вы
упомянули, это законы и их реализация. В какой
степени законы области согласованы с федеральным
законодательством?

— Вы знаете, как строго стоят на страже федерального
законодательства федеральные органы — прокуратура и
Министерство юстиции. По итогам 2003 года, по оценке
этих органов, областное законодательство
соответствовало федеральному.

— А почему в прошедшем времени?

— Дело в том, что законотворческий процесс находится
в развитии, и заявить, что абсолютно все проблемы на
сегодня решены, я не могу. Добиться, чтобы
законодательство стало корректным во всех отношениях,
— наша задача, и мы этим сегодня занимаемся.

В стране и области должны быть наработаны стандарты в
образовании и здравоохранении. А уже на их основе
выстраивается модель управления. Это главный
инструмент социальной политики власти!

— Сейчас модно, извините, другого слова не
подберу, говорить о социальной ответственности
бизнеса, о необходимости делиться с государством
прибылью, оказывать помощь малоимущим. Вопрос в том,
как этого добиться? Ужесточить налоговую политику
или уговорить миллиардеров заняться
благотворительностью…

— Знаете, мне не нравится подход, при котором
оперируют такими словами, как «бороться»,
«заставлять», «добиваться». Хорошо, что государство
говорит об этом громко, хорошо, что слова про
социальную ответственность бизнеса стали модными. И
это не просто пропагандистские лозунги. Ведь
состояние безнравственности, безоглядная погоня за
прибылью имеют свое начало и конец.

Но я не думаю, что здесь можно чего-либо добиться
ужесточением налоговой политики. Налоговая политика
не должна быть жестокой. Она должна быть
рациональной. Чего мы добились жесткостью? Того,
что на большинстве предприятий люди получают зарплату
в конвертах?

Заставить бизнесменов стать вдруг социально
ответственными невозможно. Для социальной
ответственности нужны объективные условия. Это, в
первую очередь, продуманное и действенное правовое
поле с безусловно работающими законами. Это
социальная зрелость работодателя и точное понимание
своих прав работником. Это активная работа
государства по социальной защите работающего
населения в его взаимоотношениях с работодателями.
Здесь, на мой взгляд, очень эффективен институт
трехстороннего социального партнерства, который
действует у нас в области.

В числе объективных условий я хочу назвать и
экономическое положение предприятия. Если предприятие
процветает, его владельцев проще убедить в
необходимости проявлять заботу о работниках. Но
самое, на мой взгляд, главное, без чего общество не
выживет, это ГОРМОН НРАВСТВЕННОСТИ, который должен
быть привит каждому:. Необходимо понимание!

Если касаться ответственности бизнеса в социальной
политике администрации области, то я хочу
подчеркнуть, что губернатор лично патронирует
заключение трудовых соглашений с руководителями
крупных хозяйствующих субъектов на территории
области. И здесь чрезвычайно велика роль профсоюзных
организаций. Их задача состоит в том, чтобы добиться
достойной оплаты труда и разумных социальных
гарантий.

Одной из первоочередных задач на сегодняшний день
является создание условий для полноценного отдыха
детей. Сейчас мы работаем над тем, чтобы
ведомственные детские лагеря, принадлежащие крупным
предприятиям, были надлежащим образом подготовлены к
сезону. Вот здесь у наших предпринимателей есть все
возможности проявить социальную ответственность или
найти другие возможности для демонстрации этого
качества.

Здесь я бы хотела упомянуть областной закон о
квотировании рабочих мест для инвалидов. Механизм его
действия прост: работодатель создает рабочие места
для инвалидов либо вносит плату в областной бюджет.
Собранные таким образом деньги направляются на
финансирование программ, предназначенных для адресной
поддержки инвалидов. Здесь помощь оказывается
совершенно конкретным людям.

Надеюсь, что разговор о конкретной реализации этого
закона мы продолжим в будущем. А сейчас я хочу
обратиться к бизнесменам-работодателям с призывом,
показать свое социальное лицо.

— Людмила Михайловна, в нашей с вами беседе
совершенно не подвергается сомнению позиция
государства. Оно якобы стоит на страже социальных
прав всего населения перед лицом большого бизнеса и
оно, что, на мой взгляд, самое существенное, является
гарантом прав той части общества, которая нуждается в
материальной и законодательной поддержке. Это
инвалиды, пенсионеры, ветераны войны и труда,
многодетные матери, дети. Как в этой связи вы
оцениваете новации правительства, которое намерено
отнять у этой части населения льготы и заменить их
деньгами?

— Полагаю, что оценки давать преждевременно. По той
простой причине, что проект закона находится в
обсуждении, и чем оно закончится, пока неизвестно. Но
я хочу обратить ваше внимание на некоторые
обстоятельства, которые выясняются в процессе
всенародной дискуссии.

Существует 154 закона, которые предусматривают
разного сорта преференции гражданам России разных
категорий. Правительство и Государственная Дума
намерены их откорректировать. Идея замены льгот на
деньги появилась на основании оценки реальных
экономических параметров развития страны и суждения
людей. Она заключается в том, чтобы определить
конкретную стоимость льгот, компенсаций и так далее и
отдать людям деньги. Ведь очень многие льготы,
определенные законодательством, на деле не
выполняются. Правительство попросту не выделяет на
них денег. С другой стороны, зачем ветерану войны,
живущему в сельской местности в собственном доме,
такие льготы, как бесплатный проезд в транспорте или
оплата услуг ЖКХ? Конечно, ему выгоднее получить
деньги. Совершенно в ином положении ветераны и
инвалиды, живущие в городах. Если они получают
реальные льготы: проезд, лекарства, телефон, оплата
жилья, то предлагаемая денежная замена (900 рублей, к
примеру) никогда этих льгот не заменит.

Так что отношение населения к этой идее разное… Для
людей, которые льготами не пользовались, выгоднее
получить деньги, но для значительной части
пенсионеров и инвалидов подобный подход ничего
хорошего не сулит. Естественно, что сейчас
ветеранские организации пишут письма в адрес
правительства с требованием оставить льготы.

Но, повторяю, пока проект находится в процессе
обсуждения, давать оценки рано. Я предлагаю вернуться
к этому вопросу после того, как будет сформирован
весь пакет законов и он пройдет хотя бы первое чтение
в Думе.

— Людмила Михайловна, сейчас на слуху реформа
системы медицинского страхования. Что ждет наше
население?

— В одном из последних интервью министр
здравоохранения и социального развития Зурабов
определил основную задачу в здравоохранении:
добиться, чтобы результаты деятельности системы
здравоохранения прямо зависели от финансовых затрат.
Эту задачу должен решить законопроект о
здравоохранении, который предстоит рассмотреть
Государственной Думе. Это в ближайшем будущем.

Что делается в области сегодня? Мы стараемся решить
задачу сбалансированности средств системы
обязательного медицинского страхования и ее
обязательств по предоставлению гарантированной
медицинской помощи гражданам. Объективности ради хочу
заметить, что решить эту задачу успешно удается не
всегда. В нашей области существует проблема с уплатой
взносов на обязательное медицинское страхование
населения, которое не работает. Дело в том, что лишь
в бюджетах трех муниципальных образований на 2004 год
предусмотрены средства для платежей на медицинское
страхование за стариков и детей сверх областной
субсидии. Сегодня функции страхования неработающего
населения выполняют органы местного самоуправления.
Но в этом вопросе нас ждут изменения. В соответствии
с федеральным законодательством с января 2005 года
решение вопросов медицинского страхования
неработающего населения относится к полномочиям
органов государственной власти субъекта. Иначе
говоря, медицинским страхованием детей и людей
преклонного возраста будет заниматься областная
администрация. Сейчас уже проводится
подготовительная работа. Надо организовать и провести
конкурс, выбрать страховые компании, запланировать в
бюджете области необходимые средства, заключить
договоры и т.д.

— А как быть всем остальным — работающим? Ведь не
секрет, что существующая система медицинского
страхования имеет массу недостатков. Людям, которые
имеют неосторожность заболеть, приходится с этим
сталкиваться на каждом шагу.

— Не буду опровергать… Это действительно так.
Проблем много. Более того, мы готовы приступить к их
решению. Но это вовсе не значит, что в российском
здравоохранении завтра все наладится.

— Людмила Михайловна, с первого января 2006 года
вступает в силу закон о реформе всей системы местного
самоуправления. Он предоставляет представительной
власти на местах значительные права. Как это скажется
на социальном положении населения?

[dme:cats/]

— Я не думаю, что сегодня кто-либо сможет ответить
на этот вопрос однозначно. Дело в том, что механизм
реализации закона пока до конца не проработан. В
частности, остаются недостаточно ясными вопросы
финансирования. Сейчас областной администрацией и
муниципальными органами власти на территориях ведется
подготовка к реализации этого закона. Работа
предстоит очень серьезная. Идет речь о создании на
территории Приангарья более 400 муниципальных
образований. И приоритетом в этой работе является
сохранение стабильности и спокойствия в области.

И здесь я хочу еще раз повторить слова, сказанные
мною в начале беседы: «Мы от лица государства должны
обеспечить социальную защиту людей. А сделать это можно
лишь при условии грамотного управления в рамках хорошо
продуманного работающего законодательства».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное