издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризис доверия: победителей нет

Последствия банковского кризиса доверия можно будет оценить в течение ближайших месяцев, говорят иркутские банкиры. Очевидно, что произошедший в первые две недели июля передел клиентской базы банков не может быть точным отражением результатов кризиса, который возник в отсутствие на то экономических предпосылок. Его жертвы, в Иркутской области представленные филиалами Гута-Банка, Альфа-Банка и "Диалог-Оптима", уже рапортуют о возвращении клиентов.

Завершение сделки по приобретению Внешторгбанком 85,8% акций Гута-Банка окончательно сняло
напряжение в банковском секторе. 16 июля было объявлено о новом собственнике более прочих пострадавшего
в кризисе банка. В четверг Иркутский филиал банка, обслуживавший около 68 тыс. счетов жителей области, уже
приступил к работе. Как заявил «ВСП» управляющий Иркутским филиалом Гута-Банка Михаил Стебихов, на
прошлой неделе банк начал постепенно выплачивать деньги по вкладам и восстанавливать зарплатные проекты.
Он признался, что собственных средств на тот момент банку не хватало на выплату валютных вкладов.

В целом начиная с 12 июля в Иркутский филиал банка поступили 953 заявления на возврат вкладов на сумму
76 млн. рублей, 430 тыс. долларов и около 208 тыс. евро. По словам Михаила Стебихова, на эти деньги
приходится около трети всех вкладов физических лиц. Кроме того, еще в июне-начале июля «Гута» потеряла
около 20% вкладов физлиц.

«Проблемы с ликвидностью, которые возникли у Гута-Банка, уже решены, — сообщил он. — С понедельника
в филиал начали поступать средства Внешторгбанка. В тот же день был снят лимит в размере 10 тыс. рублей на
получение средств с пластиковых карт. Теперь мы можем вернуть все вклады».

В «Гуте» рассчитывают, что приобретенный вместе с новым собственником статус государственного банка
поможет быстро вернуть расположение клиентов.

В понедельник вкладчики Иркутского филиала сняли со своих счетов 8 млн. рублей, 31 тыс. долларов и 27
тыс. евро. В Иркутске шло неактивное снятие, заявил один из специалистов банка: «Мы планировали выдать за
день 50 млн. рублей, а вкладчики сняли 8 млн. рублей».

В связи с предписанием Центробанка «Гута» пока не может привлекать средства. Но, как утверждает Михаил
Стебихов, уже были случаи, когда в банк приходили не за деньгами, а с деньгами, с целью положить их на счет.

По его расчетам, предписание ЦБ будет снято в ближайшее время, а уже в течение двух-трех недель банк
начнет выдавать кредиты. На сегодняшний день нельзя также обналичить средства с карт, эмитированных
«Гутой», в банкоматах других банков. Однако эта проблема будет решена до конца недели, говорит Михаил
Стебихов. А пока деньги можно снять в 60 банкоматах «Гуты».

Иркутский филиал Альфа-Банка в период кризиса потерял вклады физлиц на сумму 7 млн. долларов. В
целом, по словам куратора региона Владимира Житова, в течение 7-8 июля из банка ушло около 20% иркутских
вкладчиков. «Причем часть их денег уже возвращается на счета из сейфовых ячеек», — отметил он.

Сегодня в банке говорят о положительной тенденции вкладов. «Мы принимаем денег больше, чем
возвращаем», — заявил Владимир Житов. Причем после отмены полторы недели назад 10-процентного штрафа
за расторжение договора срочного вклада ситуация принципиально не изменилась, хотя банкиры ожидали
увеличения обращений со стороны населения. В свое время вызвавшие серьезную критику санкции со стороны
банка в отношении вкладчика возымели свое действие, считают в Альфа-Банке. При сопоставимом объеме
срочных вкладов и вкладов «до востребования» соотношение снятых средств составляло 1 к 2.

В банке уже заявляют о намерении значительно увеличить долю клиентов — физических лиц. По словам
Владимира Житова, предполагается расширить объем услуг, предлагаемых «физикам». В том числе планируется
начать программу потребительского кредитования, кредитования на покупку автомобилей. Следует отметить,
что банк кредитованием населения до настоящего времени не занимался.

На период кризиса некоторые юрлица приостановили свои платежи через Альфа-Банк. «Хотя были
партнеры, поддержавшие нас, — рассказал Владимир Житов. — В Ангарске, к примеру, ситуация
стабилизировалось достаточно быстро во многом благодаря выступлению в прессе гендиректора ГУП «АЭХК»
Виктора Шопена». К настоящему времени объем поступления средств на счета корпоративных клиентов
сравнялся с докризисным, утверждают в банке. По словам Владимира Житова, банк также снял ограничения на
выдачу кредитов.

В Иркутском филиале банка «Диалог-Оптим» кредит получить пока нельзя. Сейчас банк ведет работу по
плановому погашению кредитов. Гасятся лишь те займы, по которым приходит срок оплаты. «В основном из
этих средств покрывается разрыв, образующийся за счет снятия средств вкладчиками», — пояснила заместитель
управляющего Иркутским филиалом Ирина Димке. Банк ни на один день не прекращал расчетные операции и
выплату вкладов с истекающими сроками договоров, подчеркнула она. В то же время желающим забрать свои
средства досрочно выплачивается по 10 тыс. рублей в день.

Снять средства с пластиковой карты «Диалог-Оптима» можно сейчас только в посттерминале филиала.
Банкоматы не загружают деньгами с целью контролировать объем наличных средств. Пока еще действует
ограничение по выдаче средств с карт в размере 100 долларов США или 3 тыс. рублей в сутки. Карты «Диалог-
Оптима» принимаются в банкоматах других банков, ими можно рассчитаться за товар или услугу.

Правда, и в этом случае действует установленный лимит. Между тем Ирина Димке подчеркнула, что
открытый два месяца назад допофис банка в Чуне на протяжении всего кризиса не только осуществлял
расчетные операции, но и устойчиво наращивал клиентскую базу.

Государственные банки, где, по оценкам экспертов, «осело» не менее 60% денег, «ушедших» из кризисных
банков, пока не спешат отчитываться о своих успехах. В Иркутском филиале Внешторгбанка и вовсе отказались
от официальных комментариев. Впрочем, в неофициальной беседе один из сотрудников банка признался, что на
период кризиса в банке увеличился поток вкладов юрлиц. «Мы даже были вынуждены увеличить количество
сотрудников по работе с корпоративными клиентами», — заметил он. Относительно поведения физлиц наш
собеседник отметил серьезный рост объемов покупаемой населением валюты.

В свою очередь, в Байкальском банке Сбербанка РФ отметили, что в период кризиса серьезного изменения
динамики притока вкладов физических лиц даже по тем территориям, где работали проблемные банки, не было.
Соответственно, работа с вкладчиками велась в обычном режиме, сообщили в Сбербанке. В основном на снятые
из других банков средства они покупали наличную валюту, с тем чтобы окончательно распорядиться
средствами после прояснения ситуации.

Переход юридических лиц из проблемных банков также не носил обвального характера. В первые две недели
июля в отделениях Байкальского банка в Иркутске, Ангарске и Братске было открыто несколько сот новых
расчетных счетов, это увеличило объем средств юридических лиц в банке примерно на 5%. В то же время
специалисты считают эти действия только первой реакцией на кризис.

Клиентам потребуется несколько месяцев, чтобы принять решение о выборе обслуживающего банка,
считают специалисты Сбербанка. Только после этого можно будет судить о последствиях кризиса для рынка
обслуживания юридических лиц. Такой точки зрения придерживаются фактически все эксперты. Таким
образом, говорить о переделе клиентской базы, как безусловном итоге кризиса, еще рано.

ОТ РЕДАКЦИИ. Несмотря на относительно спокойную ситуацию, ссылаться на решение проблемы доверия,
к примеру, того же населения к российским банкам не позволяют недавно обнародованные данные ВЦИОМ.
Статистика такова: 13% опрошенных хранят сбережения дома и еще 58% не имеют их вовсе. 35% респондентов
в качестве надежного способа сбережения денег назвали недвижимость, 23% — валюту, 27% — Сбербанк и 6% —
зарубежный банк. Российским коммерческим банкам деньги доверили бы всего 3% опрошенных.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры