издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутские мосты -- "строки" городской летописи

  • Автор: И.И. Грудинин, доктор геолого-минералогических наук, профессор ИГУ

Мне вспоминаются далекие довоенные тридцатые годы
прошлого столетия, когда наша семья жила в деревне и
я, совсем ребенок, вместе с мамой изредка бывал в
Иркутске. С восторгом я любовался необычайной
красотой города, чисто выметенными улицами,
аккуратно выкрашенными или выбеленными домами.
Особенно мне нравились вымощенные деревянными
кубиками мостовые некоторых улиц. Но более всего
поражал строящийся тогда Ангарский мост. Смотрел
на это великолепное сооружение из камня и
металла с деревянного настила старенького понтонного
мосточка, и мне казалось, что оно как бы висит в
воздухе. Этот первый мост через Ангару — как особая
первая «строчка» новой истории Иркутска. Он и сейчас
украшает наш город, а в те годы он мог бы быть
украшением любого города, да еще над такой рекой, как
наша красавица Ангара!

А возведенная в пятидесятых годах прошлого столетия
плотина Иркутской ГЭС! Она тоже украсила Иркутск,
сама же ГЭС стала значительным событием в
жизни не только иркутян, но и всего народа. Если мне память не
изменяет, на ее открытие приезжал Хрущев, а
известный советский драматург Алексей Арбузов
посвятил ей свою пьесу «Иркутская история». Однако
со строительством плотины, на мой взгляд, связаны и
негативные явления: подъем воды в Иркутском
водохранилище отразился на уровне грунтовых вод в
городской черте. Особенно это сказалось на Верхней
Набережной. Некоторые дома там оказались
подтопленными и стали непригодны для жилья.
Повышение грунтовых вод наблюдается и в низинной
части центра Иркутска. Думаю, ничего хорошего не
даст засыпка протоки в районе Шишиловского
острова. Желательно бы провести очистку и углубление
днища правобережной протоки Ангары, русло которой
идет вдоль Верхней Набережной.

С какой бы благой целью ни затевались новые стройки,
они всегда должны учитывать интересы горожан. В
семидесятых годах прошлого века был возведен еще
один мост. Он, конечно, разгрузил транспортные потоки
в Иркутске, но полностью проблемы не решил. К тому
же, на мой взгляд, он не стал и украшением города, И,
наконец, новый объект: строящийся мост через Ангару,
которому, если он, конечно, будет возведен, суждено
изменить архитектурный облик города. Необходимость и
важность строительства этого фундаментального
объекта настолько очевидны, что переоценить его
просто невозможно. Введенный в строй, новый мост
резко улучшит транспортные развязки в областном
центре, приблизит микрорайоны левобережья к центру.
Но нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что
мост должен пройти по одному из живописнейших
островов поймы Ангары, задев любимейшее место отдыха
иркутян. На острове сейчас произрастают многие
лекарственные кустарники и травы: курильский чай,
валериана, льнянка… Слов нет, затевая строительство
необходимого городу объекта, приходится чем-то
жертвовать. Но разве само строительство исключает
бережное отношение к тому, что можно и нужно
сохранить? Прекрасные места в пойме Ангары достойны
лучшего применения — здесь можно было бы при
желании обустроить зону отдыха. Что же касается
самого строительства как такового, то новый мост
возводится просто черепашьими темпами. Какому
поколению иркутян посчастливится прогуляться по
нему, полюбоваться им? Хорошо бы нашему
правительству в память об иркутянах, защищавших
Москву от фашистов в годы Великой Отечественной
войны, «отстегнуть» энную сумму из своего
стабилизационного фонда на его завершение. Если же
новый мост все-таки превратится в долгострой, то
уйма потраченных средств окажется выброшенной на ветер…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры