издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рыба как индикатор нестабильности

  • Автор: Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ, "Восточно-Сибирская правда"

Вы смотрели телевизор? Тихие норвежцы сошли с ума и начали войну с траулерами,
мирно ловящими рыбку в международных водах. На прошлой неделе — «Электрон»,
нынче — «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович». Где флот и морская авиация? Где
президент, в конце концов? Почему на карте мира это, как его, Осло, еще не заштриховано
знаком радиационной опасности?

Самое интересное, что, с точки зрения норвежцев, никакой войны нет. Ну, шуганули
корабли береговой охраны пару русских траулеров, и что? Это экономическое
соперничество идет не первый год. Придет российский сторожевик на позицию около
Шпицбергена — норвежские пограничники тихо уходят в свои территориальные воды.
Никто в сытой и тихой Норвегии по этому поводу не переживает особо, и новости про
«этих русских» обычно идут в разделе «разное» и «криминальная хроника». Истерика
развернулась как раз в российских средствах массовой информации…

Самая простая и банальная мысль — это то, что мурманская рыбная мафия, влипнув в
историю с захватом норвежских инспекторов, проплатила за пиар и теперь СМИ
постараются сделать из экипажа траулера «Электрон» молодцов и героев, а из капитана
Яранцева — образцового патриота. Но зачем рыбным нашим дельцам недешевые
репортажи в федеральных СМИ? Лучше занести энную сумму в МИД и славное рыбное
ведомство. Так что этот ветерок потянул не с этой стороны. А с какой?

Для того, чтобы понять, что происходит в акватории Баренцева моря, нужно немножко
знать географию, а лучше — геополитику. До первой мировой войны Шпицберген был terra
nullius, ничейной землей. Воды в районе Шпицбергена — это проторенный судоходный
маршрут, за который было пролито немало крови. Еще в Тридцатилетнюю войну здесь
схватились голландский и английский флот (победа, кстати, осталась за Голландией). Во
время второй мировой узкий коридор между Шпицбергеном и побережьем Норвегии
назывался «коридором смерти». Конвои союзников, шедшие в Мурманск, здесь
поджидали стаи подлодок гросс-адмирала Деница. Парижский договор признал
суверенитет Норвегии, однако передача архипелага сопровождалась определенными
условиями. Норвегия обязывалась не создавать и не допускать создания какой-либо
морской базы в районах, оговоренных в договоре, а странам, подписавшим договор,
гарантировался одинаковый свободный доступ в воды, фиорды и порты архипелага для
осуществления там экономической деятельности.

В соответствии с этим договором СССР построил на островах шахтерские поселки, наши
ученые вели на Шпицбергене научные исследования, а мурманские рыбаки свободно
промышляли треску и пикшу в окружающих архипелаг водах — до четверти всего объема
рыбодобычи в Баренцевом море. При этом наши рыболовы, мягко говоря, не всегда
придерживались правил и квот на вылов рыбы.

Норвегия, со своей стороны, договор как бы не нарушала, но тоже выполняла его со
своим интересом. Так на Шпицбергене появился ракетный полигон со взлетно-посадочной
полосой для тяжелых самолетов, центром космической связи, РЛС, помещениями для
сборки и хранения ракет, мобильной платформой для запуска геодезических ракет
различных типов и РЛС «Ескейт». Официально все это предназначалось для исследования
атмосферных явлений аномального характера. Вот только норвежцы к явлениям
аномального характера относили заодно и пуски межконтинентальных баллистических
ракет с ракетных подводных крейсеров Северного флота.

Сегодня активность норвежских сторожевиков связана с очередным заседанием
российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая сейчас работает в
Калининграде, но не только. Ураган в российской прессе поднялся потому, что архипелаг
по-прежнему является одним из ключевых звеньев в системе влияния на север Европы.
Обострение рыбного скандала произошло как раз в тот момент, когда министр энергетики
США Сэмюэл Бодман объявил после переговоров с главой Минпромэнерго РФ Виктором
Христенко, что американцы заинтересованы в строительстве Россией нефтепровода с
выходом к Баренцевому морю. «Нам бы хотелось видеть Северный маршрут, который
позволит экспортировать нефть России в США и другие страны и существенно удешевит
стоимость транспортировки российской сырой нефти», — сказал американский министр.
Проект строительства «Северного маршрута», нефтепровода из Западной Сибири к
Баренцовому морю и далее в США, был сокровенной мечтой Михаила Ходорковского.
Теперь процессом руководят совсем другие люди, как принято сейчас говорить,
обладающие государственным мышлением. При этом совершенно не понятно, как это
государственное мышление сочетается с идеей разменять стабильность в перспективном
регионе на сомнительные рыбные миллионы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры