издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Переправа, переправа...

  • Автор: Беседовал Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Реально ли открыть движение по новому иркутскому мосту в ноябре 2007 года? Шесть с половиной лет минуло с начала строительства мостового перехода через Ангару. Это будет грандиозное сооружение с шестиполосным красавцем-мостом длиной 1615 метров и комплексом двухуровневых развязок. Особенность новостройки в том, что одновременно сооружается не один, а два стоящих рядом моста (низовое и верховое направления). По одному будет три полосы движения в одном направлении и такое же количество - в противоположном.

На сегодня из проектных 1615 метров общая длина забетонированных пролетных
строений составляет по верховому направлению 1277 метров, по низовому — 1145.
Общий объем железобетонной кладки, уложенной в конструкции моста, составляет
84,9 тыс. куб. м, или 83,4% от полного объема. Осталось уложить по мосту 16,9
тыс. куб. м. С начала строительства на этом поистине уникальном сооружении
выполнено работ на 3,46 млрд. рублей, из которых почти 500 миллионов
профинансировано в нынешнем году.

О деталях сделанного в уходящем году, о том, как будут разворачиваться события в
наступающем 2006-м, — беседа нашего корреспондента с главным инженером дирекции
по строительству мостового перехода Сергеем КОЗЫНКИНЫМ.

— Сергей Григорьевич, какие эпизоды и события из жизни стройки уходящего года
вам особенно памятны?

— Основной и постоянной заботой дирекции было увеличение финансирования
строительства мостового перехода, в том числе из областного бюджета. Не секрет,
что в случае выделения на 2005 год 200 млн. руб. (было такое предложение) при
задолженности подрядчикам за выполненные объемы 160 млн. руб. стоял вопрос о
возможной консервации стройки. Все-таки победил здравый смысл, и депутаты
Законодательного собрания утвердили план финансирования в сумме 400 млн. руб.

Практически с апреля мы по заданию областной администрации начали работу по
увеличению финансирования за счет средств федерального бюджета. Был подготовлен
ряд обращений в Министерство транспорта, Минэкономразвития, председателю
правительства РФ.

Запомнилось посещение нашей стройки первым заместителем Минтранса Александром
Мишариным и руководителем Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым, а
также внимание к ней Министра экономического развития Германа Грефа. Наконец-то
в первый раз за последние четыре года правительство уделило внимание иркутскому
мосту. Думаю, наши хлопоты, июльское обращение губернатора к председателю
правительства даром не прошли. Решением сентябрьского совещания, проведенного в
Иркутске Александром Мишариным, из дополнительных доходов федерального бюджета
на строительство мостового перехода выделено в 2005 году 100 млн. рублей. Это
говорит о том, что наша стройка признана федерально-областной, и я надеюсь, что
в дальнейшем она вновь выйдет на совместное паритетное финансирование.

— Насколько удовлетворены вы темпами и объемами работ на новостройке?

— Важнейшим событием уходящего года считаю замыкание пролета 8-9 по верховому
направлению — стыковку крыльев «птичек», распростертых навстречу друг другу с
опор N8 и N9. Замыкание первого 105-метровой длины пролета явилось венцом, а по
существу четвертым этапом в освоении новой для России технологии по сооружению
монолитных предварительно напряженных железобетонных коробчатых пролетных
строений.

Это была первая подобного рода операция, требовавшая особой геометрической
точности. Достаточно сказать, что после бетонирования каждой из 24 захваток
«птичек» проводились замеры по их пространственному расположению (с учетом
погодных условий, дневных и ночных температур, солнечной радиации), вносились
корректировки и поправки. Чтобы сделать замыкание, требовалось последовательно
произвести 22 технологические операции, в месте стыковки установить и натянуть
10 пучков (15 тонн) стальных канатов, а еще разомкнуть жесткое крепление птички
на опоре N9, придав ей эксплуатационную подвижность.

В глубине души мы, конечно же, переживали, насколько точно сойдемся в нужной
точке. Но когда подвели крылья «птичек» друг к другу, убедились, что сделали все
верно — и технология, и все виды контроля оправдали себя. Отклонения в
пространстве не превысили 10 миллиметров. В этом немалая заслуга и специалистов
НИЦ «Мосты», и постоянного руководителя всех сложных операций, главного инженера
проекта ОАО «Союздорпроект» Федора Винокура.

— По графику замыкание «птички» планировалось завершить в сентябре…

— То был график энтузиазма, не подкрепленный финансированием, и жизнь внесла
свои коррективы. Прошлогодняя задолженность строителям (160 млн. руб),
погашенная лишь к концу мая, сказалась на их энтузиазме. Резкое сбрасывание
объемов финансирования в 2004-2005 гг. заставило подрядчиков искать работы на
стороне, и те обязательства, которые они дали по неподкрепленным финансированием
объемам, остались недовыполненными. Пришлось переносить и сроки завершения
навесного бетонирования «птичек», и работы по их замыканию.

Вторым из этапных моментов уходящего года явилось завершение всех фундаментных
работ на мосту. 22 сентября был сделан последний буровой столб на русловой опоре
N11. Всего же за время строительства пробурено 780 скважин (без малого 14 км)
диаметром 1,5 метра. На их бетонирование ушло 20 тыс. куб. м бетона, или 20%
кладки всего моста. Всего в тело моста в 2005 году уложено 7,0 тыс. куб. м
бетона, или 62% от прошлогодних объемов. И это неплохой результат по нынешнему
финансированию.

— И все-таки объемы падают, мостостроители жалуются на сбои в финансировании.
Много ли нынче задолжали своим подрядчикам?

— По состоянию на 1 декабря действительно накопилась задолженность в сумме 53
млн. руб. за выполненные в октябре-ноябре работы. Но благодаря федеральной
поддержке в 100 млн. руб., поступившей 22 декабря, в новый 2006 год входим без
долгов, что всех нас очень радует.

Выделенные федеральным центром средства позволили продолжить работы на мосту в
четвертом квартале. В счет них было возобновлено навесное бетонирование
четвертой «птички» на опоре N 9 по низовой стороне, произведено замыкание
пролета (8-9) по верховой стороне, забетонированы ростверки и цоколи на опоре
N11, а также стойка тела опоры N12 по низовой стороне.

— Правда ли, что со следующего года из-за недостаточного финансирования наш мост
будет строиться в одном направлении?

— Да, это так. В начале ноября вышло распоряжение зам. губернатора Сергея
Кыштымова о разделении строительства мостового перехода на два пусковых
комплекса. Согласно ему дирекция формирует объемы работ, проводит изменения в
рабочей документации, устраивает конкурсные торги и др. Теперь в наших графиках
и планах основное внимание сосредотачивается на верховой стороне моста. Хотя и
по низовой нельзя сразу прекратить работы. К апрелю необходимо закончить
четвертую «птичку» на опоре N9, на которой в настоящее время задействован второй
комплект агрегатов для навесного бетонирования, и сделать замыкание низового
пролета (8-9). К этому времени будет завершено сооружение надопорного блока на
опоре N12 по верховой стороне. Необходимо закончить сооружение двух оставшихся
пролетов пойменной части левобережной эстакады. К июлю планируем завершить
сооружение последней на мосту опоры N11. Только после этого, то есть со второй
половины будущего года, можно обозначить безусловную приоритетность сооружения
пролетных строений лишь по верховому направлению моста, оставив разрыв в 347
метров по низовой стороне на вторую очередь.

— Вариант деления стройки на очереди обсуждался на одном из совещаний в 2002
году и был отклонен всеми его участниками. Тогда посчитали такую идею безумной.
Значит, не настолько она безумна, если вернулись к ней снова? Кстати, а что
стоят относимые на вторую очередь эти 347 метров моста?

— Разделение на очереди — это результат сентябрьского совещания, на котором
Александр Мишарин заявил: «Вы строите мост в никуда. Зачем было возводить
пролеты по низовой стороне? Подвели бы на эти деньги насыпь и открыли движение
по одному направлению». Логика здесь есть. Мы жалуемся, что уже сейчас тяжело
ездить по Иркутску, а так как финансирования недостаточно, то предложение
разделить строительство на очереди с тем, чтобы открыть движение на год раньше,
— это хорошая идея. Уже через два года, если будет нормальное финансирование, мы
начнем ездить по верховому мосту.

А теперь что касается стоимости второго пускового комплекса моста. Три «птички»
на опорах N10, N12, N11 и неуравновешенная часть в пролете 13-12 — это 290 млн.
руб. На вторую очередь отойдет и устройство мостового полотна по всему низовому
направлению (1615 м) — еще 150 млн. руб.

— С мостом более-менее ясно, хотя вряд ли вы найдете единодушное одобрение
подобного разделения у строителей. А что с подходами?

— Администрация области приняла решение уделить им особое внимание. Прежде
такого не было. Более того, дирекцию постоянно предупреждали, чтобы мы не
занимались подходами. Денег не хватало. Впрочем, их не хватает и сейчас.

На окончание строительства мостового перехода необходимо 4,2 млрд. руб. Чтобы
задействовать одно направление с выполнением подходов и развязок, потребуется
как минимум 2 млрд. руб., или по 1 млрд. руб. в год. Лишь при таком
финансировании можно вести речь о вводе моста по первому пусковому комплексу в
ноябре 2007 года.

Готовность моста — 83,4%, подходов — 15%. На подходы левого берега, включая
пешеходный мост к ст. Академическая, потребуется 300 млн. руб. На подходы
правого — 700 млн. руб., в том числе на дороги и развязки — 340 млн. руб., на
путепровод через ул. Верхняя Набережная — 210 млн. руб., под снос жилья по ул.
Коммунистической для переселения — минимум 150 млн. руб.

Интереснейшим из указанных объектов считаю путепровод через ул. Верхняя
Набережная. 15 декабря по нему состоялись тендерные торги. Победил на них
мостоотряд N 125, отлично зарекомендовавший себя на строительстве моста. Новый
путепровод — это трехпролетное, длиной 83 метра, шестиполосное сооружение,
напоминающее собой криволинейный участок левобережной эстакады моста.
Разместится он на кривой радиусом 400 метров с косым расположением пролетных
строений. Конструкция сложная, с опорами на 64 буровых сваях — столбах диаметром
1,5 м. На сооружение его потребуется 4,6 тыс. куб. м железобетонной кладки и
полтора года работы. В 2006 году планируется выделить на него 50 млн. руб. На
площадку уже вышел буровой участок МО-125, забурено десяток столбов.

Объявлены тендерные торги и по левобережным подходам. В общем, появилась
реальная возможность сдвинуть с мертвой точки работы по подходам и развязкам, и
это уже вселяет надежду.

— Вы тут напланировали на добрый миллиард, а всего на стройку из областного
бюджета выделено 374 млн. руб.

— Рассчитываем еще на 100 млн. руб. (из выделямых 400 млн. руб. федеральным
центром на дорожное хозяйство области) субвенций, а также на поступления
дополнительных доходов в областной и федеральный бюджеты, дополнительные
средства по федеральным программам. Повторяюсь, чтобы поехать по нашему мосту в
ноябре 2007 года, нам необходимо, как минимум, по 1 млрд. руб в год. А лучше по
1,5 млрд. руб., чтобы не тормозить работы и по второму пусковому комплексу.
Иначе все планы так и останутся на бумаге.

— По силам ли освоить такие объемы?

— Нисколько в этом не сомневаюсь. Для этого имеется уникальная техника и
оборудование, есть неоценимый кадровый состав — настоящие профессионалы своего
дела: добросовестные, ответственные, инициативные, способные сделать вдвое-втрое
больше, чем сделано в уходящем году. Многие из этих людей трудятся на нашей
стройке с первых дней. Чего стоят руководители стройки Алевтин Рыжиков и Виктор
Ляшенко! Под стать им прорабы и мастера участков Евгений Фирсов, Владимир
Ландратов, Александр Полиенко, Олег Тарков, Матвей Юртайкин, Анатолий Токарев.
Отличными работниками зарекомендовали себя машинисты буровых машин Владимир
Гончаров и Дмитрий Бородин, монтажники Виктор Фрикен, Алексей Большаков, Юрий
Твердохлеб, Владимир Лемаев… Все они могут гордиться, что освоили мировую
технологию сооружения 105-метровых пролетных строений, пройдя путь от первой
буровой скважины до замыкания тысячетонных «птичек» над речным пространством
стремительной Ангары.

Хочу поздравить наших генподрядчиков, всех строителей, проектировщиков,
работников научно-технического сопровождения с этим замечательным достижением и
поблагодарить за их добросовестный труд. С наступающим Новым годом, друзья и
коллеги! Здоровья и благополучия вам и вашим семьям. Всего самого наилучшего в
2006 году!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное