издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Знать, чтобы действовать"

  • Автор: Борис КРАИНСКИЙ

Пожалуй, такого ещё в депутатской практике не было. По крайней мере, в последние десять лет. Две недели областные законодатели колесили по Приангарью. Они побывали в самых разных местах - от Бодайбо и Усть-Кута до Качуга и Заларей, от Усть-Илимска и Саянска до Ангарска и Братска. В опустевших кабинетах надрывались телефоны, а их хозяева в это время вдали от Иркутска, в глубинке встречались с коллегами из низовых Дум, вникали в местные нужды.

Поводом к столь масштабному депутатскому десанту послужили зональные и кустовые семинары, организованные областным Законодательным собранием для депутатов низового звена. Ведь с нынешнего года благодаря муниципальной реформе местное самоуправление пустило у нас, в Приангарье, глубокие корни. К 37 муниципалитетам районного уровня добавилось ещё 354 новых муниципальных образований из числа сельских и городских поселений. Возникла двухуровневая система местного самоуправления, объединившая почти четыре сотни муниципальных образований. И в каждом из них созданы собственные представительные органы власти. На выборах в октябре прошлого года депутатские мандаты получили свыше четырёх тысяч человек, а с нынешнего января они приступили к исполнению своих полномочий.

Чтобы действовать, надо многое знать и уметь, а большинство выборного актива пока не имеет опыта депутатской работы. К тому же более половины глав сельских поселений впервые оказались на выборной должности. Вот почему в Законодательном собрании было решено оказать помощь коллегам из местного самоуправления, организовав серию выездных семинаров. Преследовались не только учебные цели — познакомить с областным законодательством, методологией применения законов, но и ставились практические задачи — завязать рабочие контакты, наладить координацию будущих действий, оценить обстановку на местах, собрать предложения для корректировки законотворческой деятельности. Одним словом, в живом диалоге предполагалось сверить позиции и определиться в совместном движении на всех основных направлениях.

Сейчас даже по горячим следам депутатских встреч можно уверенно говорить о том, что поставленных целей удалось достичь. Всего состоялось 13 зональных и кустовых семинаров. На них побывали 1832 депутата из самых разных муниципальных образований. Особый интерес проявили депутаты с периферии, из сельской глубинки, испытывающие потребность в квалифицированном толковании законов. Ни 40-градусные морозы, как это было в Усть-Куте и Усть-Илимске, ни дальние расстояния — будь то Бодайбо или Тайшет — не помешали депутатам, жаждавшим общения с областными законодателями, принять участие в семинарах. Для их проведения в Законодательном собрании было создано четыре группы из числа депутатов, специалистов правового управления и представителей Контрольно-счётной палаты. Возглавили группы председатель собрания В. Круглов и его заместители — Д. Баймашев, Л. Берлина и Г. Истомин. Как правило, на местах к ним присоединялись коллеги-депутаты, представляющие в областном парламенте избирателей данного города или района. Самое деятельное участие в семинарах приняли депутаты В. Долгов, П. Зорин, Е. Рульков, В. Курочкин, В. Потапов, Г. Нестерович, А. Бондаренко, И. Сумароков и другие. Нашли возможность оказаться среди участников встреч член Совета Федерации В. Межевич и депутаты Государственной Думы В. Шуба и С. Колесников.

В центре обсуждения всякий раз оказывались проблемы становления в новых условиях местного самоуправления. Всестороннему анализу подвергся, прежде всего, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», открывший «зелёную улицу» муниципальной реформе. На этот счёт специалистами правового управления Законодательного собрания были представлены доклады, касавшиеся всех важнейших граней закона. Им предшествовали выступления руководителей выездных групп. Они вели речь о том, что сделано по созданию правового фундамента для нормального функционирования местного самоуправления. Это был один из важнейших приоритетов 2005 года. В сжатые сроки удалось принять свыше 50 законов. Они касались всех граней местной власти: от определения административных границ до порядка избрания представительных органов и их численности.

Приходилось вести речь — на то и учёба! — о причинах, вызвавших муниципальную реформу. Оказалось, что до сих пор не все депутаты по-настоящему задумывались о том, в чём смысл нынешних новшеств. Важно, что при этом в докладах звучали живые слова и доводы. Запомнились аргументы Л. Берлиной на усть-кутской встрече: «Местное самоуправление, — говорила она, — призвано решать вопросы местного значения так, как считает нужным само население, под его ответственность». Что такое вопросы местного значения? На собственный вопрос Л. Берлина дала такой вот ответ: «Это вода, тепло, детские учреждения, торговля, культура, услуги — то, без чего не проживёшь».

«Чувствуете ли вы себя властью?» — с таким вопросом к участникам семинара в Заларях, Саянске и Братске обращался В. Круглов. Г. Истомин на нижнеудинской встрече убеждал её участников в том, что «люди не делят власть на представительную и исполнительную, а знают одно: депутаты — это власть». Дмитрий Баймашев в Тайшете не раз повторял: «Сила власти — в умении слушать людей и действовать в их интересах».

И это были вовсе не декларативные оценки. Выводы опирались на факты из реальной действительности. В большинстве случаев позиции участников депутатского диалога совпадали. Коллективная дискуссия убеждала: от становления местного самоуправления напрямую зависит и качество жизни, и степень ответственности власти перед народом, и результативность других реформ. Именно по ситуации на местах и будут в конечном счёте оцениваться итоги всех нынешних преобразований.

Особенно горячая полемика возникала всякий раз, когда в центре обсуждения оказывались проблемы формирования местных бюджетов, разделения собственности и управления имуществом. Директор школы из посёлка Верхне-Марково Усть-Кутского района О. Толстова и глава Тайшета К. Коваленко между собой не знакомы, но их волнуют одни и те же проблемы. «Почему нефтедобытчики, осевшие в нашем посёлке, ничего не оставляют в местной казне?» — спрашивала учительница из северного посёлка. Главу Тайшета мучает вопрос: почему при рас-пределении бюджетных средств в расчёт не принимается число жителей, а учитываются малопонятные и запутанные коэффициенты. Депутаты Киренской районной Думы В. Тарасов и В. Окрутин ищут ясности в вопросах оценки муниципального имущества.

Приватизация жилья застопорилась не только в Киренске. Для переоценки имущества нужны деньги, а местные власти их не имеют. Можно, конечно, пополнить казну за счёт земельного налога, но собирать его приходится по старым кадастровым оценкам, а для их пересмотра опять же нужны деньги. «Кто подскажет, где взять для этого средства?» — спрашивал старейший бодайбинский депутат Е. Рогожинский. Действительно, проблема острейшая. Например, Тайшету новый кадастр муниципальных земель обойдётся в два миллиона рублей. Затраты, конечно, окупятся, но кто покроет первоначальные расходы?

С дефицитом средств связана и проблема полномочий. В законе зафиксировано их распределение по уровням местного самоуправления, а вот ясность в том, «кто платит по счёту», отсутствует и порождает дополнительные проблемы. В Алзамае, например, все полномочия оставили за собой, а в соседнем Шумском сельском поселении оставили только 13 полномочий. Вот только финансовая нужда в каждом поселении осталась прежней. В соседнем Тайшетском районе, чтобы как-то ослабить финансовые тяготы, пошли на создание централизованной бухгалтерии при райадминистрации. Мера вынужденная и, конечно, временная. Ведь реформа-то предполагает, чтобы житейские проблемы решались там, где живут люди. Выясняется, что делить надо не только имущество и полномочия, но ещё и старые долги. Этот вопрос на семинаре в Черемхове подняли депутаты из Свирска. Ещё недавно этот городок подчинялся Черемхову, но реформа наделила их равным статусом. Вот и встал вопрос: как поделить долговые обязательства? Возникают и другие вопросы. Например, с обнародованием принятых решений. Большинство районных газет захирело, а вывесить для ознакомления тот же бюджет на стенде в райадминистрации — не выход, поскольку за три или четыре сотни километров те же бодайбинцы вряд ли поспешат знакомиться с жизненной директивой.

И таких проблем, как показали депутатские встречи, набирается очень много. От них просто так не отмахнёшься. Сама жизнь заставляет искать решения. Вот почему общую поддержку нашло предложение о проведении областного съезда депутатов всех уровней. Впервые оно прозвучало в Саянске, а затем получило повсеместное одобрение. В том числе и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, представители которого также намерены принять в нём участие. Депутатский съезд по решению сессии Законодательного собрания намечен на 31 марта. В центре коллективного обсуждения окажутся именно проблемы муниципальных образований и становления местного самоуправления.

Надо полагать, что серьёзной и срочной корректировке подвергнутся планы законотворческой работы. Уже начата подготовка закона о разграничении имущества между муниципальными районами, городскими округами и поселениями. Нельзя затягивать с кадастровой оценкой муниципальных земель, описанием границ муниципалитетов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Назрела необходимость уточнения действующего закона о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты. Одновременно следует заняться и материально-техническим обеспечением низовой власти. На местах пока чаще всего в ходу ручка да листок бумаги. Но как с такой «электронной базой» оперативно проводить сбор и обработку статистических данных, вести учёт налогов? Предметом особой заботы остаётся подготовка кадров, и прежде всего учеба выборного актива.

Важный вывод прозвучал на депутатских семинарах: реорганизация местного самоуправления проводится не ради самой реформы. Она впрямую связана с процессами, которые происходят в стране и обществе. Конечно, цель муниципальной реформы — создание ответственных и дееспособных органов местного самоуправления, которые смогут привлечь самих жителей к решению повседневно важных вопросов. В результате реформы власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу. И это обязательно произойдёт, если депутаты всех уровней, объединившись, вспомнят о том, что они слуги народа, и окажутся в гуще жизни.

Ещё одна сквозная тема депутатских семинаров — предстоящие референдумы в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе по созданию единого субъекта федерации. Сомнений в том, что вместе мы сильнее, ни у кого не было. Все понимают, что жить одной семьёй, под одной крышей намного лучше, чем порознь. И поэтому разговор шёл только о том, как организованно, в полном соответствии с законодательством провести апрельские референдумы и обеспечить заинтересованное участие в голосовании жителей Приангарья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры