издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Николаев: Для нас потребитель - святое

Одной из стратегических задач ОАО "Иркутскэнерго" является повышение эффективности энергосбытовой деятельности. В свете реформирования электроэнергетики России и согласно принятому акционерами решению не выделять сбыт в отдельную структуру это направление для фирмы "Энергосбыт" компании становится ещё более актуальным. Повышение уровня платежей, снижение коммерческих потерь, ликвидация просроченной и недопущение роста текущей дебиторской задолженности, совершенствование форм оплаты, воспитание ответственности у потребителей - всё это задачи не новые. Но совершенствовать подходы к их решению, оперативно реагировать на изменения законодательства, уметь разговаривать на равных с должниками (будь то бюджетная организация или рядовой гражданин), осознавать ответственность за регион и эффективно выполнять поставленные бизнес-задачи вне конфликта интересов - это уже требования современности. Об этом и о многом другом беседа с директором фирмы "Энергосбыт" Виктором Николаевым.

— Виктор Владимирович, как вы оцениваете деятельность «Энергосбыта» по итогам работы 2005 года?

— Прежде всего, не только «Энергосбыта». Это показатели дирекции по работе с дебиторской задолженностью, управлению по работе на внешнем рынке, результат совместной деятельности с электросетевыми филиалами и тепловыми сетями, работниками службы безопасности. Только при таком взаимодействии нам удалось в полном объёме выполнить программу по доходам, утверждённую акционерами и руководством компании. При условии неизменности тарифов в течение последних двух лет доход 2005 года превзошёл 2004-й и составил — 22,2 млрд. рублей, что на 680 млн. рублей больше. В части выработки, потребления и структуры продажи, итоги прошлого года выглядят следующим образом: полезный отпуск электроэнергии составил 47,9 млрд. кВт/часов (что на 2,6 млрд. кВт/часов больше, чем в 2004 году — или на 5,8%). На внешнем рынке поставки увеличились до 5 млрд. кВт/часов (на 1,86 млрд. кВт/часов). На внутреннем рынке рост потребления электроэнергии составил 0,77 млрд. кВт/часов — 1,8 процента. При этом полезный отпуск тепловой энергии составил 24,5 млн. Гкал, что на 740 тыс. Гкал, или 2,9% меньше, чем в 2004 году. Но это объективный фактор, связанный с сезонностью и энергосбережением предприятий.

— Если говорить о «больной теме» — платёжной дисциплине, какие категории потребителей вам хотелось бы выделить?

— В целом уровень оплаты за всю товарную продукцию (тепло- и электроэнергию) составил 100%, при этом на внешнем рынке — 102,9%, а на внутреннем — 99,7 процента. Хотелось бы отметить стабильную и динамичную оплату за энергоресурсы потребителей крупной промышленности Иркутской области, хотя в этой категории есть свои исключения («Усольехимпром», в частности, допускает срывы платежей сроком от одного до двух месяцев). В 2005 году стабилизировались и улучшились платежи по потребителям, которые относятся к категориям «прочие», — это средние и мелкие коммерческие предприятия. Здесь уровень оплаты составил 100,5%. Но остаются наиболее проблемными оптовые перепродавцы тепловой и электрической энергии, и особенно предприятия жилищно-коммунального хозяйства. По тепловой энергии это жилищно-коммунальные хозяйства Черемхова (долг 386,7 млн. рублей), Иркутского района (1,6 млн. рублей), Усолья-Сибирского (253,3 млн. рублей) и Усольского района (26,2 млн. рублей), Саянское теплоэнергетическое предприятие (11,1 млн. рублей). По электрической энергии — ГУЭП «Облкоммунэнерго» (долг 40 млн. рублей), ЖКХ Усть-Илимского района (долг 8,6 млн. рублей). Средний уровень оплаты вышеперечисленными предприятиями-должниками составил в 2005 году достаточно низкий процент, в связи с чем не удалось существенно снизить дебиторскую задолженность.

— Полагаю, схожая картина и с бюджетными организациями, оплатой льгот и субсидий?

— При всех наших успехах работать, конечно, есть над чем. На фоне уровня оплат потребителей федерального и областного бюджета местный бюджет существенно отстаёт. Если в 2004 году уровень оплаты местного бюджета составлял более 100%, то по итогам 2005 года он снизился до 95,5%. Соответственно прирост дебиторской задолженности за год составил 13,4 млн. рублей. Здесь «лидируют» гг. Черемхово, Иркутск, Усть-Илимск. По группе потребителей «областной бюджет» уровень оплаты энергоресурсов повысился на 5,76% и составил 103,36%. При этом в течение 2005 года здесь произошло и погашение дебиторской задолженности в размере 1,76 млн. рублей. А вот что касается текущего года, то уже в первые месяцы проявилась крайне низкая платёжная дисциплина бюджетных учреждений — как местных, так и областного бюджетов. Уровень оплаты по категории «местный бюджет» за январь-февраль 2006 года составил всего 74,64% (прирост дебиторской задолженности 28,4 млн. рублей). По группе «областной бюджет» уровень оплаты и того ниже — 50,96% (дебиторка 11,5 млн. рублей).

Ситуация с возмещением льгот и субсидий за прошедший год изменилась к лучшему и вселяет определённый оптимизм. Уровень возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот за 2005 год составил 96,82%, что значительно превышает показатель 2004 года (73,6%). Но и здесь есть «ложка дёгтя». Прирост задолженности главного управления социальной защиты населения в I квартале 2006 года составил 18,64 млн. рублей. В целом задолженность органов социальной защиты по предоставленным населению субсидиям по состоянию на 27.03.06. составляет 32,7 млн. рублей (включая прошлогодние долги).

— Совсем недавно «Иркутскэнерго» в обеспечение сбытовой деятельности создало две дочерних структуры, одна из которых уже успела «прогреметь» в Иркутске. Поясните, пожалуйста, зачем «Энергосбыту» его собственные клоны?

— Да нет, это далеко не клоны, хоть и устали мы уже это объяснять вашим коллегам. Первоочередной целью ООО «Электросбыт» и ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» является повышение уровня собираемости платежей за счёт создания более комфортных условий для наших потребителей. Ведь сегодня вы уже не стоите в длинных очередях за сахаром и колбасой, почему не должна быть цивилизация в коммунальном сервисе? Перед ООО «Электросбыт» поставлена очень серьёзная задача — к декабрю 2006 года выйти на уровень платежей 95 процентов. И для того, чтобы это выполнить, мы планируем с 1 апреля перейти на форму выставления счетов, в которых будет содержаться максимальная информация для удобства потребителя (расходы в кВт/ч, период и сумма оплаты, льготы и т.д.).

При этом планируется открыть дополнительные офисы по приёму платежей от населения, терминалы в кассах и ряде супермаркетов, что значительно упростит процедуру оплаты. Достаточно лишь знать номер своего лицевого счёта, и оплата займёт не больше минуты. Судя по активному распространению терминалов, к примеру, по оплате за мобильную связь, эта форма достаточно удобна для населения. В дальнейшем с помощью этой системы можно будет оперативно оплачивать все коммунальные услуги.

Несколько иные мотивы были при создании «Иркутской городской теплосбытовой компании». И «прогремела» она, надо сказать, лишь для тех, кто не хотел или намеренно не желал понять, какой катастрофой для города могло обернуться любое другое решение. С 1 января 2006 года, согласно Жилищному кодексу, иркутяне должны были платить по тарифам тех теплоисточников, от которых непосредственно запитаны. А так как в нашем городе их более 40 и цены кардинально отличаются — в разы, с разбегом от 269,1 руб. до 1500 рублей за одну Гкал., то проживающие на одной улице или в одном доме платили бы по разным тарифам.

Для того чтобы этого не произошло, а также, чтобы уровень тарифов не превышал предельно допустимые значения, утверждённые на федеральном уровне, городская администрация и ОАО «Иркутскэнерго» приняли решение о создании Иркутской городской теплосбытовой компании. Это позволило установить единый усреднённый тариф на тепловую энергию, который ежегодно будет контролироваться и утверждаться Региональной энергетической комиссией. Решение, на мой взгляд, единственно верное. Не будь его, в областном центре произошёл бы социальный взрыв. Но этот пример достаточно ярко высветил проблему энергосбережения: для того чтобы меньше платить, надо уметь целесообразно расходовать теплоресурсы, бережно к ним относиться. Время бесхозяйственности прошло, пора уже принять это как должное.

— Раз уж мы затронули эту тему, как вы считаете, существуют ли в Иркутской области реальные программы по энергосбережению?

— К сожалению, сегодня в Иркутской области нет цельной и развёрнутой программы по энергосбережению. Хотя несколько лет назад и был разработан вариант «Концепции по энергосбережению», но дальше дело не продвинулось. Более узкие (частные) задачи по энергосбережению решаются в рамках целевых областных программ: «Программа развития коммунальной энергетики» и «Программа реформирования ЖКХ». В рамках первой реализуются некоторые мероприятия по повышению эффективности коммунальных теплоисточников, а в рамках второй — предпринимаются попытки увязать вопросы экономии потребления энергоресурсов населением с управлением жилым фондом.

Поэтому следует признать, что на территории Иркутской области фактически не действует Федеральный закон 28 от 1996 года «Об энергосбережении». Более того, с реформированием Госэнергонадзора теперь даже отсутствует специализированная федеральная структура, которая должна контролировать исполнение этого закона. Мы же, в свою очередь, как никто другой заинтересованы в полномасштабном развертывании программы энергосбережения. Мы не можем себе позволить сжигать дорогой уголь, чтобы отапливать улицу или землю из-за плохого состояния распределительных и внутридомовых сетей структур ЖКХ. Мы заинтересованы в развитии приборного учёта тепловой энергии у всех потребителей, а также заинтересованы в оптимальном сочетании централизованного теплоснабжения и теплоснабжения от локальных (коммунальных) теплоисточников. Решение этих вопросов в рамках целевой программы позволило бы создать не только высокоэффективную энергетику, но и существенно улучшило бы всю социально-экономическую ситуацию в Иркутской области.

— Вы за этим пошли в ЖКХ? Я говорю о другой дочке «Иркутскэнерго» — ООО «Ангарская теплосбытовая компания», которая вошла в жилищно-коммунальный сектор в качестве управляющей компании. Чем объясняется подобный интерес?

— Как раз тем, о чём мы говорили выше, — желанием сократить издержки: и свои, и потребителей. АТСК уже зарекомендовала себя как эффективная сбытовая компания — сбор платежей в 2005 году превысил 100%. Почему не пойти дальше? В городе Ангарске остаются точки, где можно ещё в значительной мере экономить тепловую энергию путём налаживания как внешних, так и внутренних систем теплопотребления. А это и есть комплексное управление жилищно-коммунальным хозяйством. Мы готовы дать гарантию надёжного и стабильного теплоснабжения, включая устранение аварий и приведение в порядок тепловых сетей. И при этом мы готовы взять на себя и холодное водоснабжение, и вывоз мусора, и ремонт квартир. Этот проект сейчас находится в стадии реализации, есть понимание со стороны города и области.

Причём АТСК начала с далеко не самых лучших коммунальных хозяйств. Речь идёт о пилотных проектах по управлению жилищно-коммунальным сектором в посёлках Северный и Байкальск. На сегодняшний день идёт динамичное заключение договоров на управление с жителями посёлков, проводится инвентаризация жилого и нежилого фонда, обследуются внутридомовые сети для определения объёмов работ по текущему ремонту по окончании отопительного сезона. Проблем достаточно, поэтому и ожидать быстрого эффекта не стоит. Тепловые сети и водопровод бесхозные, внутридомовые сети монтировались «на глазок», а ремонтами и подготовкой к отопительному сезону вообще никто не занимался. Но есть уверенность, что АТСК справится с поставленной задачей, а жители вышеуказанных жилых массивов в ближайшее время ощутят реальные изменения жилищно-коммунальных условий к лучшему.

— Чем объясняется активная политика «Иркутскэнерго» по приёму тепловых и электрических сетей в городах и районах области? Вы хотите окончательно замкнуть цепочку «производитель — потребитель»?

— Необходимость единого технологического процесса от выработки энергии до её поставки конечному потребителю продиктована рынком для бизнеса и жизнью для потребителя. Это и дополнительное сокращение затрат на обслуживание, и оптимизация кадровой политики, и повышение эффективности эксплуатации сетей, включая снижение потерь тепло- и электроэнергии. Сегодня в тех городах, где мы приняли тепловые сети в аренду, уже можно говорить о существенных плюсах, которые непосредственно взаимосвязаны со сдерживанием роста тарифов. Сейчас это немаловажно, поскольку появилось понятие предельного роста тарифа, который устанавливается ФСТ, его превышать нельзя. А по большому счёту, система теплоснабжения и качество обслуживания улучшаются из года в год. Вновь принятые сети мы тщательно диагностируем, составляем программу по их модернизации. В таких городах, как Братск, Ангарск, Черемхово, Усть-Илимск, где мы взяли в эксплуатацию сети, есть неплохие показатели, которые в конечном итоге позволили сократить тепловые потери и существенно уменьшить риск аварийных ситуаций.

— Сегодня к вам и в администрацию области поступают обращения от мэров муниципальных образований с просьбой забрать в эксплуатацию сети ГУЭП «Облкоммунэнерго». Что намерена предпринять энергокомпания?

— Данную проблему можно рассматривать с разных аспектов. С точки зрения сбытовой деятельности, посредники вызывают немало нареканий, и в составе дебиторской задолженности они фигурируют достаточно явно, особенно это касается «Облкоммунэнерго». Кроме того, на протяжении последних лет с данным перепродавцом у нас возникали разногласия в договорных отношениях. Вообще же идеология «Иркутскэнерго» заключается в упрощении всего технологического цикла, т.е. в сосредоточении в единых руках выработки и доставки электроэнергии до потребителя. Поэтому, на мой взгляд, ликвидация перепродавца, который занимается исключительно посреднической деятельностью и не заинтересован в развитии, вполне обоснована. А «Иркутскэнерго» может обеспечить большую надёжность электрических сетей, гарантии энергоснабжения, потому имеет наиболее привлекательные инвестиционные возможности. Это, в свою очередь, скажется на замедлении темпов роста тарифов для конечного потребителя. С этим согласилась и администрация Иркутской области, предложив нам проработать на примере отдельных проектов возможность ликвидации перепродавца. Думаю, с этой задачей мы справимся.

— Заканчивается очередной отопительный сезон… При всех достижениях работы с потребителями какие остаются проблемы?

— Проблема со стороны потребителей по-прежнему существует одна: несоблюдение режимов теплопотребления, неквалифицированная эксплуатация внутридомовых систем. Такая разрегулированость приводит к ухудшению работы самих теплоисточников, что негативно сказывается на теплоснабжении уже всех остальных потребителей. Плюс к этому «мелочи»: не выполняются предписания по подготовке к предстоящему отопительному сезону, не проводится промывка внутренних систем, оборудование на тепловых пунктах, необходимое для нормальной работы, устанавливается не в полном объёме или находится в нерабочем состоянии.

Подобное отношение потребителя наносит прямой ущерб компании в виде перерасхода топлива, расхода электроэнергии на тепло, завышения тепловых потерь в сетях. А учитывая, что расходная и доходная части бюджета определяются на основании корпоративных удельных показателей, то перерасход затрат, тем более по вине контрагентов, — это убытки любой коммерческой структуры. Поэтому в настоящее время изучается правовая основа для предъявления исков по возмещению убытков. «Энергосбыт» проводит рейды по выявлению потребителей, осуществляющих бездоговорное пользование тепловой энергией или не выполняющих режимы теплопотребления в соответствии с договором.

— В этой связи насколько сегодня актуальна проблема учёта тепловой энергии и какова ситуация по учёту энергоресурсов в «Иркутскэнерго» и у потребителей?

— Безусловно, на сегодняшний день приборы учёта необходимы, так как благодаря им энергокомпания может контролировать отпуск тепловой энергии, а потребитель — своё фактическое потребление. Для достоверности информации по отпуску тепловой энергии в 2004 году согласно «Программе развития коммерческого учёта тепловой энергии в ОАО «Иркутскэнерго» в 2003 — 2005 гг.» была проведена модернизация существующих и установка новых узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя, а также внедрена автоматизированная система контроля и учёта тепловой энергии (АСКУТЭ) на филиалах. Были установлены современные датчики, расходомеры, тепловычислители.

Что касается установки приборов учёта со стороны потребителей, то за последние три года можно отметить определённую заинтересованность и даже активность, особенно в таких городах, как Братск, Ангарск, Иркутск. В прошлом году мы поставили перед муниципалитетами вопрос не только об общедомовом учёте тепловой энергии и теплоносителя в жилищно-коммунальной сфере, но и о внедрении поквартирного учёта. Но, к сожалению, на общем положительном фоне у многих потребителей просматривается скептическое отношение к установке приборов. Неужели сложно понять, что системы учёта способствуют экономии при расходе тепловой энергии, так как оплата по нормативу, как показывает практика, выше оплаты по фактическому потреблению? Простая математика.

— С какими проблемами сегодня сталкивается «Энергосбыт» из-за недостаточности нормативной базы?

— Как я уже говорил, в прошлом году было существенное улучшение ситуации по субсидиям, но тем не менее задолженность органов социальной защиты продолжает расти (так как в первом квартале 2006 года возмещение выпадающих доходов по субсидиям, в том числе за период IV квартала 2005 года, не производилось). Для того чтобы эта проблема была решена, необходим определённый порядок предоставления субсидий, который на сегодняшний день в Иркутской области не действует.

Ещё одной из проблем я бы назвал следствие отсутствия у многих потребителей электросчётчиков — это остро ставит вопрос об утверждении нормативов потребления из расчёта фактического среднего расхода электроэнергии бытовыми потребителями. Из-за отсутствия распоряжения об оформлении договорных отношений по энергоснабжению между «Иркутскэнерго» и переданными в государственную собственность предприятиями, учреждениями по-прежнему не урегулирован вопрос о погашении их задолженности, затягивается процесс оформления договорных отношений с этими организациями. В общем, правовых проблем хватает, и на федеральном уровне — тоже. Но… «и Москва не сразу строилась», а сколько лет Россия в рынке? То-то… Для нас потребитель — святое, а с остальным как-нибудь справимся.

Беседовал Сергей ШАСТИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное