издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Водочный передел

Иркутские законодатели собираются предложить региональной администрации взять под контроль ситуацию на ОАО "Ликёроводочный завод "Кедр", где 27 марта начата процедура банкротства. Эксперты полагают, что простаивающий полгода крупнейший в Приангарье ЛВЗ пал жертвой передела водочного рынка. Они оставляют мало шансов для сохранения за иркутским заводом самостоятельности.

Крепкий депутатский интерес

Включить ОАО ЛВЗ «Кедр» в список объектов, судьбу которых должна отслеживать региональная администрация, предлагает председатель комитета по собственности Законодательного собрания Иркутской области Максим Сурнин. «Мы хотим, чтобы администрация Иркутской области каким-то образом отслеживала процесс банкротств и у нас всех было представление о судьбе этих предприятий, — заявил на днях депутат нашему корреспонденту. — Я имею в виду не только те предприятия, где есть доля государственной собственности, но и предприятия, значимые для области в целом. ОАО «Кедр», на мой взгляд, относится к их числу. И уже потом следует принимать решения: нужен нам такой налогоплательщик и мы будем его сохранять, либо он нам не нужен и сохранять его мы не будем, потому что его долю акцизов мы будем замещать и доходная база бюджета не уменьшится».

Депутат Законодательного собрания от Иркутска вице-спикер Геннадий Истомин не сомневается в необходимости сохранения ОАО «Кедр» как регионального налогоплательщика. «В своё время предприятие обеспечивало уплату акцизов в сумме 300 млн. рублей», — отметил он. Ситуация на ЛВЗ была включена в программу работы «круглого стола», организованного в апреле Законодательным собранием. Рекомендации, выработанные в ходе его работы, будут озвучены на майской сессии. По мнению Максима Сурнина, ситуация на «Кедре» не является уникальной: 51% акций предприятия, доведённого до банкротства, принадлежит государству. Глава комитета по собственности ставит «Кедр» в ряду с такими компаниями, как Мамский ГОК, Киренская РЭБ. «Хотелось бы понимать, с чем это связано, — заметил он. — Либо это власть так работает, либо это естественные бизнес-процессы».

Депутат Геннадий Нестерович считает, что вместе с потерей «Кедра», включавшего в свою структуру три завода по производству спирта, область потеряла рынок сбыта зерна. Ежегодно на производство спирта закупалось порядка 40 тысяч тонн. Наш собеседник связывает процессы, происходящие на предприятии, с переделом собственности в отрасли. «Пока этот передел не завершится, нам не стоит ждать позитивных изменений в сфере производства алкоголя, — считает наш собеседник. — Власти области этот процесс могут контролировать и ускорять в рамках правового поля, например, через судебные иски. Безусловно, в этом вопросе должна быть политическая воля администрации области».

За чем присмотрит наблюдающий

Однако сегодня у властей вряд ли имеется шанс чётко представить то, что происходит на предприятии. По словам Максима Сурнина, даже руководство «Кедра» никакой информации о финансовом состоянии завода не даёт. Исполняющий обязанности генерального директора комбината Сергей Шишкин заявляет, что не видел никаких документов о банкротстве, рассказал депутат.

Между тем процедура банкротства ОАО «Кедр» была начата ещё 27 марта. Временное наблюдение было введено Иркутским арбитражным судом сроком на полгода. Временным наблюдающим предприятия назначен Владимир Попов из московского некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Заявление на банкротство ОАО «Кедр» было подано межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам 3. В соответствии с заявлением задолженность ОАО «Кедр» перед налоговиками составляет 128, 436 млн. рублей.

Попытки разыскать Владимира Попова не дали результатов. В приёмной ОАО «Кедр» нашему корреспонденту сообщили, что временный наблюдающий на заводе не появлялся. А исполнительный директор НП «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» сообщил, что НП не отслеживает передвижения своих членов. «Для нас важна юридическая чистота их работы», — сказал он.

Как пояснил старший партнёр АБ «Легат» Вячеслав Плахотнюк, после введения процедуры временного наблюдения на деятельность предприятия накладываются некоторые ограничения, например, нельзя совершать ряд крупных сделок без согласия временного управляющего, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Он обязан опубликовать в средствах массовой информации извещение о введении временного наблюдения на предприятии и не позднее чем в 14-дневный срок после публикации извещения уведомить всех кредиторов о введении наблюдения на предприятии. Первое собрание кредиторов, где будет избрана форма банкротства, должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения. Как считает Вячеслав Плахотнюк, временный наблюдающий может и не появляться на заводе, лишь бы вовремя отчёты предоставил о своей деятельности в суд.

По информации «Конкурента», к началу процедуры банкротства в собственности предприятия практически не осталось ликвидного имущества. Значительная часть недвижимости «Кедра» была арестована и продана в ноябре-декабре 2005 года на двух аукционах, организованных Восточно-Сибирским управлением Сибирского межрегионального отделения Российского фонда федерального имущества. На аукционы были выставлены, в частности, склады и примыкающие административно-бытовые здания и сооружения по улице Падь Топка, которые выкупило ООО «Еврогруппа». Кроме того, на аукцион была выставлена большая часть зданий по улице Рабочего штаба. По неофициальной информации, они были выкуплены по цене, близкой к стартовой (13,88 миллионов рублей), ООО «ПромКонтакт».

Руководитель регионального управления РФФИ Сергей Ларионов в телефонной беседе не захотел подтвердить информацию о покупателях. Но сказал нашему корреспонденту, что аукционы состоялись и арестованное имущество «Кедра» было продано за долги. А в следующем разговоре от своих слов отказался, мотивируя это тем, что «не вправе давать информацию, которая может нанести вред финансовой деятельности предприятия».

Кто держит байкальскую марку

В то же время в налоговой службе по Иркутской области рассказали, что в качестве региональных производителей водки зарегистрированы только две компании — ОАО «Агротранс» и ООО «Байкальский кедр». Но в пресс-службе УМНС нашему корреспонденту сообщили, что сегодня лишь «Агротранс» может заниматься реализацией произведённой продукции. Пока это единственная компания, получившая специальные акцизные марки. Недавно УМНС выдало ей 90 тыс. марок. Всего к концу прошлого года региональными производителями алкоголя было подано заявок на получение 3 млн. акцизных марок, но большая их часть так и остаётся не выкупленной, поскольку основная заявка была сформирована ОАО «Кедр».

«Конкурент» в номере за 11 февраля уже писал о том, что часть производственных мощностей этого завода передана ООО «Байкальский кедр». Предприятию, учреждённому физическим лицом и москов-ским ООО «Флэш», зарегистрированному 11 января по юридическому адресу «Кедра» — Иркутск, ул. Рабочего штаба, 27. Однако руководство ОАО «Кедр» до сих пор отказывается давать какие-либо комментарии на этот счёт.

Наши эксперты предполагают, что создание ООО «Байкальский Кедр» может стать первым шагом по консолидации предприятия (вероятно, не без согласия менеджмента) в более крупную компанию. Вероятным покупателем этого завода называется компания «Кристалл-Гросс». В прошлом году «Кедр» заключил с ней соглашение о сотрудничестве. В результате был создан Торговый дом «Кристалл-Гросс-Иркутск», который получил права на продажу иркутской водки. А после остановки ЛВЗ в октябре 2005 года ульяновский завод, принадлежащий компании «Кристалл Гросс», начал разливать водку с иркутскими брендами на своих мощностях.

В московском офисе «Кристалл-Гросс» пока не комментируют предположения аналитиков. В свою очередь, Сергей Харченко, эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ», считает, что «Кристалл-Гросс» вполне может быть удовлетворён ситуацией, разливая водку с иркутскими брендами на собственных производственных мощностях, а затем реализуя её на традиционных рынках «Кедра», поскольку большинство российских заводов сегодня не загружены на полную мощность. Хотя, по его мнению, у сибирских заводов есть шансы сохранить свою долю на рынке, поскольку у местной водки могло быть преимущество в виде низких по сравнению с завозимой из других регионов логистических издержек.

СПРАВКА

ОАО «Кедр» — крупнейший ликёроводочный завод в Иркутской области. Производственная мощность компании по выпуску спирта составляет 1,5 млн. дкл, ликёроводочных изделий — 5 млн. дкл. В структуру ОАО «Кедр» входят два пред-приятия по производству спирта — Троицкий и Тельминский спиртзаводы и Тулунский ликёроводочный завод. 51% акций предприятия принадлежат ФГУП «Росспиртпром», 7,8% — зарегистрированной на Гибралтаре компании «Verbox Limited», 23, 23% акций владеет менеджмент предприятия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры