издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Программный метод

  • Автор: Димитрий ЕЛОВСКИЙ

Мало кому интересная раньше программа социально-экономического развития Иркутской области начала разыгрываться в большой политической игре. Камнем преткновения при обсуждении документа стал раздел о нефтегазовом комплексе, будущем Ковыктинского месторождения и газификации региона. Областная администрация открыто не называет, на кого делает ставку в качестве оператора газового проекта — на «Газпром» или на ТНК-ВР. А председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Максим Сурнин в среду потребовал от региональных чиновников в программе ответить на этот вопрос.

В программе социально-экономического развития (ПСЭР) региона должны быть предусмотрены основные стратегические приоритеты в работе областной администрации и необходимые для их достижения мероприятия. Закон о прогнозировании в Иркутской области был принят ещё в конце 90-х годов, но уже тогда обладминистрации удалось, несмотря на жёсткое сопротивление депутатов Заксобрания, сделать требования к содержательной части программы настолько неконкретными, что в принципе документ может иметь любой вид и любое содержание. Реакция на него со стороны депутатского корпуса и экспертов в этом случае зависит не столько от качества подготовки и выбора стратегических приоритетов, сколько от текущей политической ситуации: находится ли большая часть законодателей в оппозиции к главе региона или нет.

Концептуальное непонимание

Об истории внесения концепции программы и обсуждения самой ПСЭР «Конкурент» писал уже неоднократно. За это время наметились сразу три области противоречий между депутатами и областной администрацией.

Первая — технические ошибки и неточности, содержащиеся в программе, которая версталась явно второпях. Например, на стр. 5 указано, что предполагаемый объём инвестиций в основной капитал должен увеличиться к 2010 году в четыре раза по отношению к 2005 году, а на стр. 40 — уже к 2000. Такие же разночтения в оценке увеличения валового регионального продукта, который, если область пойдёт по стратегическому пути развития, как указано в тексте на стр. 39, должен вырасти к 2010 году на 114% по отношению к существующему уровню, а уже на стр. 40 — к 2000. «Над подобным серьёзным документом должны работать институты, и не месяцы, а год», — считает руководитель фракции «Единая Россия» в ЗС Сергей Мутовин, но разработчикам — команде учёных и чиновников обладминистрации под руководством БГУЭП — дали на работу около четырёх месяцев.

Противоречие второе — концептуальное, и касается оно приоритетов для областной администрации. Как пояснил председатель комитета экономического анализа и прогнозирования Александр Анчугин, важнейшим стратегическим приоритетом представленной программы является повышение уровня жизни населения области. На втором месте — создание условий для роста инвестиционной привлекательности региона и его экономика, «потому что экономический рост невозможен без роста человеческого капитала». Причём ещё в мае замгубернатора Владимир Третьяк уточнил, что повышение инвестиционной привлекательности будет заключаться в создании благоприятных институциональных условий для всех без исключения инвесторов, приходящих в область: совершенствование законодательства, снижение чиновничьих барьеров, формирование логистического центра в Иркутске и т.д. В то же время члены комитета по собственности и экономической политике высказывались за совершенно противоположные приоритеты. Юрий Фалейчик и Алексей Козьмин считают, что на первое место необходимо ставить ускоренное развитие экономики, которое и обеспечит качественный рост уровня жизни населения. Председатель комитета Максим Сурнин предлагает выделить ряд крупнейших инвестиционных проектов крупных корпораций и сосредоточить на них максимальное внимание: «Нельзя реализовать сразу все инвестиционные проекты, записанные в программе».

И, наконец, третье — политическое противоречие. С самого начала работы губернатора Александра Тишанина между ним и Законодательным собранием идёт тихое противостояние по вопросу газификации области и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Если глава обладминистрации и его первый заместитель Юрий Параничев склоняются в пользу варианта «Газпрома», то нынешний руководитель регионального парламента Виктор Круглов и Максим Сурнин лоббируют ТНК-ВР и ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания». Один из разделов ПСЭР посвящён развитию нефтегазового производства. Но в документе чётко обозначено лишь то, что газ будет поставляться с Ковыкты на «Саянскхимпласт». Не указаны ни поставщики сырья (будет ли это ВСГК или структуры «Газпрома»), ни компания, которая займётся газификацией территорий области. Это также вызвало резкую критику со стороны Сурнина на майском комитете.

Игры вокруг программы

В результате в мае проект ПСЭР был отправлен на доработку. В нагрузку к нему замгубернатора Владимир Третьяк получил 21 замечание от депутатов. Депутатам было непонятно, почему в программе не учтено объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, нет разграничения полномочий по реализации её мероприятий между различными субъектами деятельности. Не устраивал законодателей общеописательный характер ПСЭР — они требовали конкретизировать, какими средствами будут достигаться заявленные цели, и т.д.

В течение месяца вокруг программы раскручивалась интрига. Изначально Максим Сурнин передал список замечаний Владимиру Третьяку. Но учтены были лишь шесть замечаний из 21, 10 отклонены, а по пяти «даны разъяснения». Таким образом, у законодателей появилась возможность быть «неудовлетворёнными» и вновь отклонить ПСЭР.

В среду на заседании комитета по собственности и экономической политике ПСЭР представлял уже не Владимир Третьяк, а Александр Анчугин. Он вновь поведал о стратегических приоритетах ПСЭР, которые с прошлого раза не изменились. На вопрос депутатов, учтено ли объединение с УОБАО, чиновник ответил, что пока — до формального слияния двух субъектов — правовых оснований для учёта вклада Усть-Орды в экономику единого региона нет. «Программа каждый год конкретизируется, и необходимые изменения можно внести в 2008 году, после завершения процесса объединения», — отметил Анчугин. По поводу общеописательного характера ПСЭР он заявил, что основные мероприятия будут расписаны в специальных отраслевых программах, которые уже готовятся в недрах обладминистрации. Депутаты всё равно остались недовольны программой. Сергей Мутовин, в частности, заметил, что если она требует уточнения документами отраслевых ведомств, то это уже не программа, а концепция, а ПСЭР должна охватывать все стороны деятельности обладминистрации. Максим Сурнин заявил, что региональным властям уже необходимо решить, как именно будет проходить газификация области. «Если это будет «Газпром», то в программе нужно прописать его планы», — заявил Сурнин.

Несмотря на претензии, после непродолжительного обсуждения депутаты и представители обладминистрации договорились, что оставшиеся вопросы можно разрешить перед вторым чтением. В связи с чем эксперты высказывают недоумение: почему к такому соглашению нельзя было прийти ещё в мае?

Большой куш

Но на этом интриги вокруг ПСЭР вряд ли закончатся. Как пояснил один из депутатов, есть очень большая разница между первым и вторым чтением. В первом чтении депутаты рассматривают проект, представленный обладминистрацией, они могут потребовать его доработать с учётом своих замечаний, но затормозить процесс голосования не в состоянии, что даёт региональному руководству право учитывать не все поправки. Во втором — всё наоборот: уже депутаты могут внести изменения в программу, а региональная администрация может попытаться их опротестовать при голосовании, но на его результаты повлиять не в состоянии. Таким образом, перед вторым чтением депутаты могут внести необходимые им поправки в программу. В частности, например, Максим Сурнин получит значительно больше возможностей закрепить в ПСЭР вопрос о том, кто будет разрабатывать Ковыктинское ГКМ. Более того, по информации «Конкурента», депутат инициировал на прошедшем вчера президиуме Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» обсуждение ПСЭР и предложил создать при партии некий экспертный совет, который займётся разработкой поправок к программе. Очевидно, что таким образом Сурнин страхуется от возможных в будущем обвинений в лоббировании интересов ТНК-ВР по вопросу освоения Ковыкты.

В то же время обладминистрация официально пока старается не ввязываться в конфликт двух компаний и тем самым лишить оппонентов возможности использовать ПСЭР как площадку для критики. Замглавы обладминистрации Павел Вибе заявил иркутским СМИ, что «хотя руководство региона и подписало с «Газпромом» программу совместных действий, ВСГК также продолжает свою работу». Однако, как пояснил источник «Конкурента» в администрации области, в действительности губернатор и его команда занимают выжидательную позицию. Через год ОАО «РУСИА Петролеум» (62% акций принадлежит ОАО ТНК-ВР) может лишиться лицензии на Ковыктинское месторождение по причине невыполнения его условий. В 2006 году газ должны получить региональные потребители, в противном случае проект отойдёт «Газпрому», считает он.

***

Депутаты всё равно остались недовольны программой. Сергей Мутовин, в частности, заметил, что если она требует уточнения документами отраслевых ведомств, то это уже не программа, а концепция, а ПСЭР должна охватывать все стороны деятельности обладминистрации. Максим Сурнин заявил, что региональным властям уже необходимо решить, как именно будет проходить газификация области. «Если это будет «Газпром», то в программе нужно прописать его планы», — заявил Сурнин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры