издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уйти, чтобы вернуться

  • Автор: Г. БОГДАНОВ, вице-президент Всебурятской ассоциации развития культуры, пос. Усть-Ордынский

Известный фильм режиссёра Ивана Пудовкина «Потомок Чингисхана» вышел на экраны в 1928 году. Первоначально картина называлась «Буря над Азией», и была она по силе психологического воздействия на зрителя, по новизне выдвинутых проблем вехой в развитии отечественного кинематографа. Главная роль в ней была исполнена Валерием Инкижиновым, уроженцем Бохана. Конечно, решающую роль в успехе фильма сыграл режиссёрский талант Пудовкина. Но и киноактёр Инкижинов воплотил образ национального героя необычайно ярко и эмоционально.

К сожалению, в родной стране долгое время имя этого артиста было окружено молчанием. Ходили лишь неясные слухи, будто он «убежал за границу». И только в середине девяностых годов прошлого века о Валерии Инкижинове заговорили. Появились публикации А. Семёнова (Иркутск), Ц. Жимбиева, И. Тугутова (Улан-Удэ), М. Бадмаева (Москва), рассказывающие правду о человеке, объявленном в тридцатых годах чуть ли не «врагом народа». В 1994 году была даже проведена международная научная конференция, посвящённая двум датам: 100-летию мирового и российского кинематографа и 100-летию со дня рождения актёра, сыгравшего главную роль в «Потомке Чингисхана». Был образован общественный фонд его имени. А учредителями фонда выступили известные деятели культуры и науки: народная артистка СССР Л. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Абашеев, доцент Улан-Удэнского технологического института Е. Голубев, редактор журнала «Ласточка» Ц. Жимбиев. Благодаря этому фонду мы узнали многое о жизни и деятельности нашего выдающегося земляка. В частности, руководители фонда вступили в переписку с комитетом кинематографии Франции, откуда им сообщили о том, что «имя широкоизвестного киноартиста Валерия Инкижинова занесено в Национальную энциклопедию выдающихся деятелей мирового кино; что он снимался в фильмах вместе с Бриджит Бардо, Клаудио Кардинале, Жаном-Полем Бельмондо». Очень интересная информация была получена от директора Улан-Баторского полиграфического комбината господина Борхондоя, который, работая в архивах кино в Берлине, обнаружил сведения о том, что в довоенной Германии Инкижинов снялся в одиннадцати фильмах, и в некоторых из них играл вместе с Верой Чеховой, родственницей Антона Павловича Чехова.

Наш соотечественник, как написал известный литературовед Э. Уланов, «проявлял беспокойство о развитии театрального искусства в родной Бурятии и сумел найти возможность в перерывах между съёмками «Потомка Чингисхана» даже выступить с докладом в Верхнеудинске по этой теме».

Валерий Инкижинов не был, как объявила его официальная пропаганда в тридцатых годах, «врагом народа». Он преданно любил народ, и где бы он ни жил, с кем бы ни работал, оставался его верным сыном. Ну а талантом Валерия Инкижинова наделили, конечно же, родители. Люди неординарные, интеллигентные. Его мать, Александра Васильевна, учительствовала в Оёкской сельской школе, затем была переведена в Боханскую инородческую школу, где и встретила своего мужа, Ивана Николаевича Инкижинова. Коренного жителя Юлхана и тоже учителя. Точной даты переезда семьи Инкижиновых из Бохана в Иркутск установить не удалось. Зато точно известно, что Александра Васильевна Инкижинова преподавала сначала в Глазковском училище, а затем была переведена в Иркутское городское начальное училища. Что касается отца актёра, то Иван Николаевич Инкижинов, находясь в Иркутске, играл значительную роль в бурятском национальном движении, в распространении знаний и сведений об особенностях культуры своего родного народа.

Родители актёра были людьми передовых взглядов, можно сказать, интеллектуальной элитой общества своего времени. Мы не располагаем данными о том, как после окончания школы в Иркутске их сын поступил в Петербургский политехнический институт. Но ясно одно: он, иркутянин, имел основательную психологическую и теоретическую подготовку, что позволило ему учиться в столичном вузе. И эта же солидная подготовка, ну и, конечно, талант позволили ему войти в круг выдающихся деятелей русской литературы и культуры начала двадцатого века. Переехав в Москву, Валерий Инкижинов сблизился с Эйзенштейном и Мейерхольдом — их связывало единодушие во взглядах на новое советское кино.

Стремление совершенствоваться в избранной им актёрской профессии руководило Валерием Инкижиновым, когда он получил официальное разрешение выехать с творческой задачей за рубеж. Кроме того, он надеялся заняться лечением дочери. Предложений на участие в фильмах было предостаточно. Однако конец тридцатых годов — мрачная пора как для Германии, где установился фашистский режим, так и для Советского Союза, где развернулись массовые репрессии. Возвращаться на Родину стало бессмысленным. Но нет ни одного свидетельства о его неприязненном отношении к Родине. Он просто разделил судьбу многих русских, таких как Рахманинов или Бунин, всегда считавших себя частью великого народа.

Валерий Инкижинов умер в 1973 году. Он похоронен на кладбище неподалёку от Парижа, где покоятся многие выдающиеся сыны России. Увы, могила его находится в запустении. И, по сведениям, полученным от наших соотечественников из Парижа, в 2010 году истекает срок аренды земли, занятой его могилой. Думается, общественности Приангарья, Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа нужно задуматься об этом факте. Сейчас наступила новая пора для нашей страны. Останки многих выдающихся деятелей, некогда покинувших Россию, погребены в родной земле. Почему бы не войти в федеральное правительство с идеей вернуть останки актёра Валерия Инкижинова в его отчизну? В Бохане есть улица, носящая его имя. Но мне кажется, этого недостаточно. По-разному складывались судьбы незаурядных людей России, вынужденных жить за пределами Родины. Если они не запятнали себя ничем и всегда считали себя гражданами России, их прах должен покоиться в России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры