издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Год для губернатора не срок

  • Автор: Димитрий ЕЛОВСКИЙ

На этой неделе в пятницу, 8 сентября, исполнился ровно год со дня вступления в должность губернатора Александра Тишанина. За это время он смог успешно провести референдум, уволить нескольких чиновников с ключевых должностей, которых сам когда-то назначал, и так и не нашёл общего языка с региональной элитой.

Весь этот год «Конкурент» подробно описывал перипетии взаимоотношений Александра Тишанина с региональной элитой и федеральным центром, его попытки собрать дееспособную команду.

Неразговорчивый

За год новый губернатор сильно изменился внешне. Вместо «железнодорожного» синего костюма и коричневых ботинок, в которых он поднимался на сцену для инаугурации, теперь на нём безупречный, по оценкам знатоков, костюм серо-стального или чёрного цвета. Естественно, чёрные ботинки. Если раньше губернатор с трудом говорил при телекамерах, то теперь его голос дрожит только когда он устаёт долго говорить с журналистами или слышит каверзный вопрос. С журналистами у Тишанина отношения не складываются. С теми, кто не имеет договорных отношений с обладминистрацией, он старается не общаться либо ограничивается короткими, ничего не значащими фразами. Как рассказывают (неофициально, конечно) в обладминистрации, когда на одной из пресс-конференций журналистка федерального издания долго добивалась от главы региона внятного ответа по поводу Ковыктинского проекта, раздражённый Тишанин, выходя, бросил руководителю пресс-службы: «Этих (был и ещё один корреспондент, задававший неприятные вопросы) больше не пускать!». Не пускать её было невозможно, но задавать вопросы ей, как правило, впоследствии не давали. Возможно, поэтому итоговую, посвящённую году собственной работы, пресс-конференцию Александр Тишанин провёл в Москве, общаясь с мало что понимающими в региональной специфике корреспондентами федеральных СМИ. В Иркутске за него «отдувались» первый заместитель Юрий Параничев и руководитель администрации губернатора Дмитрий Авдеев. Параничев на вопрос о том, почему Тишанин отказывается общаться с журналистами по итогам года своей работы, ответил: «Но сегодня будет «прямая линия» на телевидении. Этого разве недостаточно?».

Нарушитель обычаев

Не сложились отношения у губернатора и с региональной элитой. Александр Тишанин весь год совершал ошибки, скорее связанные с деловым этикетом и вызывающие раздражение у многих бизнесменов и политиков. Он не приехал на встречу бизнеса и власти под патронажем Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, хотя его ждали до последнего момента. Ещё со времён первого неудачного голосования по кандидатуре Юрия Параничева глава региона взял привычку не общаться предварительно и лично с депутатами даже по самым важным вопросам, предпочитая обнародовать свою позицию публично уже в ходе сессии.

Однако постепенно часть депутатов Заксобрания пошла на «конструктивное» сотрудничество с главой региона. Ещё в июне на его сторону перешли Алексей Козьмин, фракция «Родина», часть фракции Аграрной партии России, большая часть группы «Региональное развитие» и даже два единоросса: Юрий Фалейчик и Игорь Хафизов. Сейчас за «рабочие» отношения с главой региона выступает председатель комитета по собственности и экономической политике Максим Сурнин. Он говорит, что между Законодательным собранием и обладминистрацией нет конфликта и даже принципиальных разногласий. «Здесь площадка для обсуждения законопроектов, — убеждал корреспондента «Конкурента» Сурнин. — Собрание преодолевает уже четвёртое вето не потому, что находится в конфликте с губернатором, а потому, что не менее тридцати депутатов имеют другую точку зрения — все тридцать человек не могут же быть не правы?!».

Везучий

За год губернатор стал партийным человеком. Партбилет «Единой России» Александр Тишанин получал в Москве. Теперь региональный политбомонд вправе ожидать начала стремительной партийной карьеры главы областной администрации. И она не за горами. По информации «Конкурента», на предстоящей конференции в политсовет партии могут войти Александр Тишанин, Юрий Параничев и близкий губернатору и.о. руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) Олег Каньков.

Бескомандный

Больше всего претензий даже не к самому губернатору, а к его команде. Мало того, что новый глава области практически полностью очистил администрацию от чиновников высшего и среднего звена «команды Говорина». Он уже пошёл по второму кругу, уволив зама по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Дениса Петушинского, отправив в отставку начальника главного управления здравоохранения Олега Приходько. Надо понимать, что заместитель по леспрому в области, где сосредоточено более 20% запасов древесины всей страны, — это не последняя должность. Как и руководитель комитета здравоохранения, которое является одной из основных статей бюджетных расходов областной администрации. Председатели комитетов Заксобрания и бизнесмены жалуются на то, что не успевают уследить за частыми кадровыми ротациями на уровне начальников отделов и председателей комитетов. «Я был в отпуске всего месяц, — рассказывает Максим Сурнин, — пишу список приглашённых на заседание комитета, а мне говорят, что они уже не работают!». Губернатору, считает председатель комитета по бюджету, налогам и ценообразованию Геннадий Истомин, необходимо более внимательно относиться к кадровой политике: не всегда лично проверенные люди являются хорошими специалистами и, наоборот, не каждому специалисту можно доверять.

Именно «кадровая чехарда» вызвала, по признанию спикера Виктора Круглова, к жизни поправки в Устав, которыми вводится норма о согласовании с Заксобранием кандидатур шести руководителей подразделений обладминистрации (см. материал на 03 cтр.). Примечательно, что, похоже, и сам Александр Тишанин не доволен многими своими подчинёнными. Например, в эпопее с Сергеем Мутовиным в конце концов под сомнением оказались профессиональные качества начальника ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Николая Карнышева и руководителя главного финуправления (ГФУ) Ирины Бондаревой. Последняя до сих пор является и.о. начальника ГФУ — по неофициальным данным, Минфин уже больше полугода принципиально не хочет согласовывать её кандидатуру.

Обещающий

В заслугу губернатору ставят в первую очередь проведённый в апреле референдум, с которого «начался реальный процесс объединения двух регионов», как выразился руководитель администрации Тишанина Дмитрий Авдеев. Председатель комиссии по контрольной деятельности Сергей Левченко также говорит, что высокий результат голосования и явки позволяет надеяться на благосклонное отношение к региону со стороны федерального центра. «Правда, пока мы ещё не видели последствий этого отношения: федеральный трансферт заметно не увеличился в 2006 году, а нам уже обещают увеличение в 2007-м… Но обещания мы уже слышали в прошлом году», — говорит Левченко. Действительно, с самого начала главной надеждой депутатов и региональной элиты, связанной с новым губернатором, было установление «позитивных» отношений с федеральным центром. Александр Тишанин обещал дополнительно привлечь 5 — 5,8 млрд. В этом году регион из федерального фонда финансовой поддержки получил порядка 3,7 млрд. рублей, включая почти 2 млрд. рублей для Усть-Орды, которые и так были запланированы в бюджете РФ. Например, из обещанных на строительство моста через Ангару дополнительных 400 миллионов рублей область не получила ни копейки. Не предусмотрены в бюджете 2006 года до сих пор средства и на повышение зарплаты бюджетникам на 11%, которое должно было произойти с 1 сентября. В следующем году, обещает Александр Тишанин, регион получит только из фонда финансовой поддержки регионов в полтора раза больше, чем в этом, — 5,5 млрд., однако пока это результат нулевого чтения бюджета РФ на 2007 год, и в ходе последующей работы над главным финансовым документом сумма может как увеличиться, так и стать меньше.

В то же время ничего радостного в росте финансовой помощи из федерального бюджета нет — регион постепенно садится на дотационную иглу. Хотя доходная часть бюджета и растёт, но, главным образом, как выразилась на одном из совещаний Ирина Бондарева, за счёт «эффекта ЮКОСа»: испуганные судьбой олигарха Михаила Ходорковского предприниматели стали больше платить налогов. С ростом экономики это не связано. Но надо сказать, что поиск дополнительных источников дохода подвигает обладминистрацию к активным действиям по повышению инвестиционной привлекательности региона, правда, пока только в виде программ и концепций.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры