издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы на лодочке катались»

«Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Старший сын», «Женитьба», «Выйти замуж за капитана», «Луной был полон сад», трилогия о России XVIII века «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел»... Кто не знает эти фильмы, созданные известным петербургским режиссёром Виталием Мельниковым?

За 40 лет работы на «Ленфильме» он выпустил в свободное киношное плавание многих талантливых актёров; у него начинали свою карьеру Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Николай Караченцов, Елена Соловей, Людмила Зайцева, Наталья Егорова, после «Бедного, бедного Павла» стал нарасхват молодой петербургский артист Алексей Барабаш, сыгравший Александра I. Недавно режиссёр издал книгу воспоминаний «Жизнь, кино», завершил работу над телеверсией своей трилогии — исторической фрески «Империя. Начало», а сейчас снимает новое кино — «Агитбригада «Бей врага!» (рабочее название).

— С трудом нашли подходящее место для съёмок, — рассказывает Виталий Мельников. — Много мест пересмотрели на Северо-Западе, на Онеге, под Новгородом, прежде чем остановиться под Выборгом, на берегу Финского залива. По-моему, где-то поблизости Рогожкин снимал свои «Особенности национальной охоты». Нам нужен такой необитаемый островок на большой «сибирской» реке, чтобы было достаточно выразительно.

— А почему не в Сибири снимаете?

— Невозможно возить большое количество артистов на большие расстояния. Это не только дорого, но и неудобно. Актёры — народ занятой, у них могут быть одновременно и спектакли, и репетиции в театре, и съёмки в Москве. Могу вас заверить, что у нас здесь получится не хуже, чем в Сибири.

— Много актёров у вас занято?

— В картине шесть главных героев, и всех мне надо постоянно держать вместе.

— Любите работать со старой, проверенной командой?

— Это бывает редко. С оператором Юрием Векслером, ныне покойным, мы прошли большой отрезок жизни, работали вместе, начиная с «Семи невест ефрейтора Збруева», включая «Царскую охоту»… Сейчас жизнь у кинематографистов насыщенная, одна за другой выходят новые картины, приходят новые группы. Трудно удерживать постоянную команду. Но какой-то «шлейф» от предыдущей картины — «Бедный, бедный Павел» — есть, кое-кто «переехал» сюда: оператор Сергей Астахов, профессионал высочайшего класса, актёры Виктор Сухоруков, Оксана Мысина. Людмила Зайцева снималась у меня в фильмах «Здравствуй и прощай», «Ксения, любимая жена Фёдора», «Царевич Алексей». Знакомлюсь с артистами, с которыми раньше не работал, — с Кириллом Пироговым, Алексеем Девотченко. Есть и дебютанты, они вообще впервые снимаются в кино.

— Сухорукова без проб пригласили?

— Я давно пишу сценарии сам, и «Агитбригада…» написана «на него». Он играет милиционера. Действие происходит в Сибири во время Великой Отечественной войны. Герою Виктора поручено руководить культбригадой, которая едет по реке из одного селения в другое, показывает людям фильмы, даёт концерты.

— Это автобиографическая история? В вашей книге есть рассказ об агитбригаде «Бей врага!», участником которой были вы…

— Нет, это не автобиографическая лента. Но в основу сценария легли действительно пережитые мною события, показаны люди, с которыми я встречался и хорошо помню их довольно любопытные жизненные истории.

— Сцены репетируете?

— А как же! Иногда часами, а порой и днями, пока все не смогут сделать то, что надо, и пока не сложится сцена.

— Себя в фильме запечатлеете?

— Никогда этого не делаю. Мне даже в голову не приходит…

— Уже есть какие-то интересные истории?

— Их ещё надо накопить. Слава богу, никаких ЧП не было — к огорчению журналистов. (Смеётся). Всё идёт как по маслу. И с погодой нам везёт, мы с ней в добром согласии и гармонии. За день она меняется несколько раз: то ветер и волны, то тишь, то солнце, то дождь. Мы получаем сразу всё, что нам нужно.

— По бюджету ваша картина недорогая?

— Для меня — дорогая. (Улыбается). Правда, это не «многоголовый» блокбастер, здесь всё сосредоточено на событиях, в которых участвует агитбригада, на человеческих характерах, взаимоотношениях между людьми и окружающим миром, мимо которого плывёт наш ковчег — лодка, в которой живут и работают герои. Лодку воздвигли питерские судостроители. Она будет переезжать из одного водоёма в другой, поскольку мы будем снимать и в других местах — на реке Свирь и в районе города Подпорожье, что на полпути между Питером и Карелией.

— Ваш фильм уже сравнивают с «Начальником Чукотки» — по духу, стилю, интонации, наивности в хорошем смысле слова.

— Здесь также будет много смешного и много грустного. Времена были такие, когда весёлое и печальное переплеталось. Жанр картины определить пока не могу. Скорее всего, трагикомедия, если получится. Хотя это настолько сложный, «высокий» жанр, что говорить заранее: «Я снимаю трагикомедию» — по меньшей мере, самонадеянно.

— Сейчас вдруг появилось много картин о войне…

— Так бывает. Но у нас не война, а глубокий тыл. Край ссыльных, спецпереселенцев со всего Советского Союза, работяг, людей разных национальностей. Когда сейчас, уже в преклонном возрасте, я слышу споры, связанные с национальными разногласиями, то вспоминаю, что в то время у нас этой проблемы просто не существовало. Мне хотелось, чтобы в нашей картине и об этом было сказано, потому что деление людей по национальностям — это самое отвратительное дело.

— На какого зрителя рассчитываете?

— На обыкновенного — на нас с вами. Если фильм посмотрит старушка — возражать не буду, если молодка — тоже. (Улыбается).

— Не боитесь, что название отпугнёт и уж точно не привлечёт молодых зрителей, основных посетителей кинотеатров?

— Название будет другим. У нас уже есть несколько вариантов. Я склоняюсь к такому — «Мы на лодочке катались…». По смыслу подходит, хотя здесь есть ирония: наша лодочка — скорее галера. Пусть думают, что лодочка развесёлая… Согласен, что название «Агитбригада «Бей врага!» несколько громоздкое. И потом, молодёжь вряд ли знает, что такое агит-бригада, а мы же рассчитываем на широкую аудиторию.

— Когда предполагаете завершить работу?

— К концу сентября намерены закончить съёмки. Потом ещё будет длительный монтажно-тонировочный период. В самом идеальном случае весной будущего года фильм увидят зрители. Экран будет таким же большим, как, скажем, в «9 роте». Для нас важно показать живописные сибирские просторы, чтобы было широко, привольно и «работало» на героев картины, ведь главная тема у нас — человек…

— Виталий Вячеславович, когда показывают ваши фильмы, вы их смотрите?

— Нет. Боюсь, что я знаю сюжет и мне будет неинтересно. (Улыбается). Смотрю только в том случае, если картину не видел или если надо что-то конкретно в ней посмотреть.

— Написание книги было для вас делом увлекательным, как создание фильма?

— Это была почти импровизация. Я вообще не собирался писать никаких мемуаров, меня втянула в это дело семья, которая знала много моих историй. Я взялся за работу, а потом, как часто бывает, вдруг вспомнились вещи, о которых вроде бы давно забыл. Собственно, вся книга — это эпизодики, которые запомнились как очень яркие. Воспоминания в свободном изложении. Писал, как мне казалось, легко, весело, без претензий на поучения.

— А когда увидим вашу «Империю»?

— Проект практически завершён. От меня уже мало что зависит. Я отредактировал, смонтировал всю трилогию, объединил в сериал (будет шесть серий). Это телеверсия, которая возникла из разных картин на одну тему: становление российской государственности.

На снимке: Виталий Мельников (слева) и Виктор Сухоруков

P.S. В одном из ближайших номеров читайте интервью Светланы Мазуровой с актёром Виктором Сухоруковым.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры