издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не боги горшки обжигают…

К 50-летию Иркутской ГЭС

Время быстротечно, но благодарно. Об этом свидетельствуют даты, вескими вехами вписанные в его нескончаемый вектор. И каждая веха - словно глава замечательной повести, с героями которой нам ещё доведётся встретиться. Напомним, что конечная станция нашего нынешнего виртуального путешествия - декабрь 56-го, пускового года первых двух гидроагрегатов строящейся Иркутской ГЭС. Именно тогда, начиная от перекрытия могучей реки, газеты и радио страны во весь голос заговорили о первой на Ангаре и самой мощной (по тем временам) сибирской электростанции. Именно тогда Иркутск стал местом паломничества писателей, журналистов, художников, кинематографистов. Не говоря уже о персонах особо высокого ранга - от министров едва ли не всех отраслей до членов Президиума ЦК и его Первого секретаря, которому дважды довелось побывать на этой (всесоюзного значения и масштаба) строительной площадке.

Короткой строкой

Перелистаем подшивки центральных газет начала пятидесятых («Правда», «Известия», «Труд», «Комсомолка»), отсмотрим кадры хроники того же периода. Изредка упоминаются наша область и сам Иркутск. И главным образом потому, что всё Приангарье постепенно становилось гигантской строительной площадкой. Приведём несколько выдержек из тех, теперь уже далёких времён.

— Начат нулевой цикл строительства Иркутской ГЭС. В течение лета была перекрыта левобережная протока, и перемычка соединила берег с будущим районом основных сооружений.

— Иркутские гидростроители приступили к сооружению правобережной плотины. Эта работа будет значительно ускорена благодаря поступившим на ГЭС большегрузным самосвалам «МАЗ-525», которые переданы опытным водителям.

— Смонтирован и начал работать на котловане под здание ГЭС первый шагающий экскаватор «ЭШ-10/75»…

— Строители ГЭС начали выемку грунта для подводящего и отводящего каналов. Принят к эксплуатации большой бетонный завод, и скоро первые кубометры высокопрочного бетона будут направлены на основные сооружения строящегося гидроузла.

— Поблизости от Иркутска началось строительство алюминиевого завода, спроектированного под дешёвую гидроэнергию будущей станции.

— Начальником «Ангарагэсстроя» назначен А.Е. Бочкин, опытный гидростроитель, под руководством которого было построено несколько крупных гидротехнических сооружений, и в числе недавних — Северокрымский и Невинномысский каналы.

Трудные времена

Назначение пришлось на июль 1953 года, в не самые лучшие времена для стройки, на которой к этому времени сменилось уже несколько руководителей. Вот как свидетельствуют об этом периоде архивные материалы и воспоминания гидростроителей:

— План строительно-монтажных работ 1951 года выполнен всего на сорок процентов. Простои экскаваторного парка составили более половины рабочего времени. Стройку лихорадит хроническая текучесть кадров. Прогулы стали массовым явлением. Недостаточно внимания уделяется проблемам организации труда, вопросам бытового и культурного обслуживания строителей.

— Отрицательными были результаты 1952 года и первой половины 1953-го. Поэтому всё настойчивее и на разных уровнях поднимается вопрос: «Да будет ли вообще построена ГЭС в Иркутске? И если всё-таки будет, то когда?»…

«Нет такого вопроса»

Были заданы они и новому начальнику стройки на первой его встрече с руководством обкома партии. К началу этого разговора Андрей Ефимович Бочкин уже успел провести основательную рекогносцировку на территории будущей станции, прошагал по ней не один десяток километров, побывал на разных участках, осмотрел технику, поговорил с людьми. Иначе говоря, был готов к предстоящему разговору и ответил вполне конкретно: «Будет ли построена ГЭС? Для меня нет такого вопроса. Что касается сроков… от намеченных правительством отступать не намерен.

Вы говорите: нужно ковать кадры, воспитывать коллектив. Это верно. И в этой работе важно, чтобы каждый работающий на стройке проникся сознанием, что он — гидростроитель. Чтобы высоко нёс это звание, чтобы гордился своей профессией. Независимо от того, шофёр он или бетонщик, инженер или подсобный рабочий. Независимо от того, на каком участке, в какой бригаде он работает. Но осознание это придёт к нему только тогда, когда человек почувствует конкретную о себе заботу. Заботу, которая выражается не только в хорошей зарплате. Разворачивая строительство станции, мы должны позаботиться и о том, чтобы наши люди жили не в бараках. Чтобы жили в хороших домах, в квартирах с удобствами, чтобы могли организовать свой быт, свой досуг. Эта задача не менее важная, чем строительство самой станции».

Слова эти, как показала жизнь, были материализованы в конкретное дело. Поэтому, не однажды пересказанные в разных контекстах и ситуациях, они не потерялись во времени и дошли до наших дней.

Подумать и согласиться

В сентябре 53-го года на стройку, по рекомендации обкома партии, пришли Николай Францевич Салацкий и Пётр Фёдорович Московских, которые вскоре были избраны заместителями секретаря парткома. Оба фронтовики, оба имеют опыт работы с людьми. Рассказывает П.Ф. Московских, председатель совета ветеранов войны и труда (с ноября 1957 года до окончания строительства он был секретарём партийной организации ГЭС):

— Вызывает меня Хворостухин, первый секретарь обкома партии. Ставит перед фактом: поезжай, знакомься с новым местом работы. Пробовал отказаться, а в ответ: «Ну, ладно, подумай пока до утра и готовься к продолжению разговора». Продолжение «задушевной» беседы происходило уже с Погодаевым, вторым секретарём горкома, где на моё «не справлюсь, там ведь такие киты работают», последовало краткое напутствие: «Обкатаешься. Не боги горшки обжигают»…

Да, действительно, там киты работали, настоящие асы гидростроения: Михайлов, Горлов, Батенчук, Пресницкий, Малиновский, Лепендин, Тарасенко… Было отчего дрогнуть: а получится ли? Но начали работать… Секретарём парткома в ту пору был Шешуков Алексей Петрович. Комиссар по призванию и духу, гидростроитель по специальности (до Иркутска работал на строительстве Камской ГЭС), он дал полный простор нашей инициативе, не опекал в мелочах, не досаждал излишним контролем.

Высшая школа

Постигали азы гидростроения, очень много встречались с людьми, в бригадах и на участках находились больше, чем за своими рабочими столами. Равнялись на Бочкина. Свои ежедневные планёрки он проводил в семь утра, а рабочий день зачастую заканчивал за полночь.

Прошла неделя, за ней месяц, и постепенно работа вошла в нормальное русло. Эту стройку я считаю высшей школой, с развитием, с ростом которой мы вырастали сами… Помню, когда поступила очередная партия самосвалов-двадцатипятитонников, наши шофёры не только быстро освоили их, но в короткое время стали настоящими виртуозами вождения. Их работа на перекрытии Ангары — лучшее тому подтверждение.

То же самое могу сказать и об экипажах малых экскаваторов, которые перешли работать на шагающие. Взять хотя бы Саломатова. Владимир Александрович — коренной иркутянин, до начала строительства ГЭС работал на слюдяной фабрике, а его экипаж всегда был передовым, его у нас называли гвардейским. Вместе с А.Е. Бочкиным, водителем Н.П. Шеиным, арматурщиком А.А. Кузнецовым он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Незабываемое

— Пётр Фёдорович, что особенно запомнилось вам во время перекрытия Ангары?

— Вы, несомненно, помните кадры кинохроники. Огромные самосвалы разворачиваются на пятачке понтонного моста, пятятся к кромке. Дирижирует всем этим «оркестром» начальник управления строительства плотины и каналов Г.Н. Михайлов. Мост приседает, а когда кузов освобождается от многотонной глыбы, стальную громаду подбрасывает вверх. Так вот, моя память долгие годы хранит выражение лица одного из водителей. Напряжение, сосредоточенность и… белые волосы на голове. Мост этот мы потом разобрали, отправили на одну из переправ на Лене.

Что ещё запомнилось? (Мой собеседник задумался, улыбнулся). Запомнились хлопоты, которые выпали на нашу с Салацким долю, когда мы встречали писателей и ваших коллег-журналистов. Их тогда понаехало столько, сколько не было за все предыдущие годы стройки. Был Алексей Арбузов. Кажется, был (точно не помню) Борис Полевой; транзитом из Якутска прилетел Александр Твардовский… С ними больше общался Марк Сергеев, который параллельно работал со съёмочной группой нашей студии кинохроники.

Внепротокольная встреча

В разные времена, начиная с перекрытия Ангары, на строительстве Иркутской ГЭС побывали многие крупные деятели. Vip-персоны, как теперь принято говорить. Были Будённый и Ворошилов, Каганович и Фурцева, Джоу Эн Лай и Долорес Ибаррури. Хрущёва помню по двум приездам на ГЭС. Расскажу о первом его визите на станцию, который он сделал, возвращаясь из Китая. Уже смеркалось, когда машины (его и сопровождения) появились на плотине. Михайлов бросился им наперерез, остановил колонну в нескольких десятках метров от потока.

«Кто такой?», — спрашивает вышедший из машины Никита Сергеевич. «Михайлов, начальник этого строящегося сооружения». Задав ещё несколько вопросов гидростроителю, Хрущёв увлёк сопровождавших его Хворостухина и Бочкина к котловану. Спустя полчаса, уже подходя к «Чайке», он обернулся, велел найти Михайлова и, когда тот подошёл, пожал ему руку. Не попрощавшись с остальными, сел в машину и был таков.

Вот вы говорите, что мало освещалась наша стройка прессой в начале пятидесятых. И это верно. Но… в какой-то мере этот пробел компенсировала наша газета «Огни коммунизма». И, уверяю вас, ни одно событие, происходящее на стройке, ни одна серьёзная проблема не остались за пределами её внимания. И если было нужно, газета помещала и критические материалы, невзирая на лица, как тогда говорили. Большая заслуга в этом её редакторов — первым был Ф.Н. Таурин, в будущем автор книги «Первая на Ангаре»; его приемником стал А.М. Зверев, в 60-е годы работавший председателем Свердловского райисполкома. Вот, кстати, ксерокопия одного из номеров.

На оттиске — групповой снимок прославленных гидростроителей. Семеро из ста сорока, чьи имена занесены на мемориальную доску, закреплённую на здании ГЭС. В живых остался только один из них.

Время действительно быстротечно. Но при этом всё-таки благодарно… Посмотрите на разлившееся море и устремлённые к горизонту яхты, на Ангару, уже полвека вращающую могучие турбины, на саму гидростанцию и город, который вырос и похорошел благодаря ей…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры