издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Объединительная арифметика

Устьордынцы просчитались с мандатами

В истории объединения регионов Иркутская область может создать прецедент. Это первый из объединяемых субъектов, где стороны, договорившись «на берегу» о составе будущего парламента, стали снова делить мандаты уже на столе у президента. Чем может завершиться пересчёт депутатов Заксобрания нового региона — в материале ЮЛИИ СЕРГЕЕВОЙ.

На прошлой неделе Законодательное собрание Иркутской области не признало депутатским запросом обращение Аполлона Иванова об изменении представительства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в объединённом парламенте. Депутат выступил в поддержку шести мэров УОБАО, которые разослали обращения в региональные и федеральные органы власти о необходимости повышения представительства округа в новом парламенте с четырёх до шести человек. Мэры ссылались на опыт Корякского автономного округа, который сумел получить 10 мест в будущем парламенте Камчатского края.

На Камчатке предлагается избрать 50 депутатов, 27 — по единому краевому округу по пропорциональной системе на основе партсписков, 13 — по одномандатным округам, образованным на территории края за вычетом Корякского автономного округа (КАО). 10 мандатов действительно гарантируются КАО. Мэры УОБАО считают, что и Усть-Орда могла бы рассчитывать на столь значимое представительство.

По проекту ФКЗ, на одного представителя УОБАО приходится в среднем около 18 тыс. избирателей, на областного депутата — 70 тыс. На Камчатке каждый из 13 мандатов области в среднем представляет по 22 тыс. избирателей. В Корякском АО примерно 4,5 тыс. избирателей. Соотношение при таких цифрах следующее. Средняя численная «нагрузка» на депутатов Иркутской области в 3,8 выше, чем в УОБАО. Если пойти по пути Камчатки и увеличить число депутатов от УОБАО до шести, то представительская нагрузка на депутата Иркутской области станет в 6,4 раза выше, чем в округе.

В общем, УОБАО есть на что обижаться. В основном — на себя. Коряки и депутаты Камчатки договорились о соотношении ещё в январе 2006 года, ФКЗ «ушёл» в Администрацию президента уже с готовыми наработками. Надо отметить, что ранее коряки предлагали создать в объединённом субъекте двухпалатный парламент, распределив 24 одномандатных места по 12 в каждой палате от области и округа. Таким образом, в конечном варианте ФКЗ Корякии пришлось пойти на уступки. Напомним, что Корякский АО — единственный не «матрёшечный» субъект в числе объединяемых.

В Иркутской области более полугода длился вялый конфликт законодателей, устьордынцы несколько раз отказывались участвовать в работе Совета законодателей, разрабатывавшего проект ФКЗ. Тем не менее вместо двух депутатов от УОБАО в конечном варианте появилась цифра 4, и руководство УОБАО и окружной Думы подписали эту версию ФКЗ. По сути, для УОБАО было сделано исключение. Коми-Пермяцкий АО получил 2 мандата из 30 одномандатных мест в парламенте из 60 депутатов. Таймырский и Эвенкийский АО также получили по 2 мандата из 52 мест в парламенте Красноярского края.

Коряки, безусловно, оказались смелее. УОБАО хотелось бы повторить их успех, но «отыграть» ситуацию назад будет сложно. И здесь не поможет опыт пермяков, которые внесли в ФКЗ положения по составу будущего парламента через два года после принятия закона Госдумой. В этом случае федеральные законодатели столкнулись с первым опытом принятия ФКЗ, и такое решение было возможно. «Я считаю, что нынешний выход мэров —УОБАО — не что иное, как провокация, — заявил источник, близкий к руководству ЗС Иркутской области. — При подготовке ФКЗ квоты были оговорены, и документ подписан обеими сторонами. Иначе как политический шантаж, я это назвать не могу».

Спикер ЗС Виктор Круглов считает, что на сегодняшнем этапе «рушить скелет» ФКЗ уже поздно, и это может скомпрометировать успех апрельского референдума. Спикер отметил: «Меня радует, что Администрация президента держится той договорённости, что у нас есть». Источник в ЗС считает, что предположения о том, что президент намеренно задерживает внесение ФКЗ в Госдуму из-за предложений мэров УОБАО, беспочвенны. По информации «Конкурента», в проекте ФКЗ, направленном в администрацию Иркутской области, оставлено прежнее число представителей.

Впрочем, у администрации УОБАО есть возможность внести поправки в ФКЗ до 14 октября. По мнению источника в ЗС, вряд ли стоит ждать согласованных поправок от иркутских и усть-ордынских властей.

Если в Госдуму поступит неизменный вариант ФКЗ, у УОБАО всё равно остаются шансы на внесение изменений. В комитете Госдумы по делам федерации и региональной политики «Конкуренту» сообщили, что после того, как будут заложены концептуальные основы законопроекта в первом чтении, с поправками во втором чтении может выступить парламент одного из субъектов, член Совета Федерации или депутат Госдумы, сообщили в комитете. Депутат Госдумы Сергей Колесников пояснил: количество депутатов в объединённом парламенте — предмет второго чтения, и поправки могут появиться в тот момент, когда законопроект будет направлен на обсуждение в регионы.

Между тем мэры УОБАО пока сражаются за увеличенное представительство в парламенте в одиночку. Глава окружной Думы УОБАО Ирина Морохоева на вопросы «Конкурента» отвечать отказалась, сославшись на занятость. Вице-спикер ЗС Людмила Берлина заявила, что официального документа в поддержку мэров от Думы УОБАО «не видела». Источник в ЗС полагает, что окружной парламент не будет выступать с инициативой о внесении изменений, так как «руководство Думы связано обязательствами по прежнему варианту».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры