издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Частный случай государственного партнёрства

  • Автор: Игорь ДАНИЛОВ

В государстве российском сегодня много говорят о частно- государственном партнёрстве. Идея о широком внедрении механизмов партнёрства государства и бизнеса была запущена в широкий оборот премьер-министром Михаилом Фрадковым в экономической программе правительства ещё в середине 2004 г. Но по-настоящему актуальной эта тема стала после выступления президента Владимира Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.

Если говорить вкратце, то частно-государственное партнёрство, как его понимает российское правительство, это вид сотрудничества государственного и частного секторов в целях реализации долгосрочных инвестиционных проектов. То есть государство определяет некую цель: разработку месторождения, строительство объекта, управление промышленным комплексом – и устанавливает некие параметры и показатели, в рамках которых должен развернуться бизнес. Если частный сектор согласен, то он принимает эти правила игры. Взамен бизнес получает от государства некую компенсацию – например, право получать доходы от коммерческой эксплуатации объекта. Если же не принимает – ну, что бывает в России с бизнесменами, которые не принимают предложенные правила, известно.

Сегодня частно-государственное партнёрство внедряется повсеместно. Есть оно и в Иркутской области. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин, руководствуясь правилами, предписанными президентом, по мере сил пытается эти принципы внедрить в регионе. Начало было положено открытием лесной биржи и терминалов. Администрация области попыталась продиктовать правила лесоэкспортёрам, обязав их вести прозрачную торговлю и отказаться от нелегальных варварских вырубок. Ещё одним шагом стало требование к алюминщикам отказаться от толлинга. Суть предложения при этом не изменилась: хочешь заниматься бизнесом – стань партнёром, не прячь деньги в оффшорках и пополняй бюджет региона, где ты работаешь.

Увы, на такие предложения бизнес в России реагирует в зависимости от того, какой ресурс ему противостоит. Иначе говоря, бизнесмены всегда знают, когда государство в состоянии выкрутить им руки. И если силёнок не хватает, «партнёрство» не сложится. Яркий пример такого неудачного «партнёрства» – ситуация, сложившаяся вокруг Байкальского ЦБК.

В 2005 году компания «Континенталь Менеджмент», владеющая 51% акций комбината, под угрозой перепрофилирования ЦБК на иные виды продукции предложила программу создания системы замкнутого водопользования. Программа предусматривала разделение промышленных стоков комбината и городских канализационных стоков со строительством отдельных городских очистных сооружений. Но ни городской, ни областной бюджет нести нагрузку по строительству сложного и дорогостоящего комплекса (именно такую планку задавали высокие экологические требования, действующие в отношении водоохранной зоны озера Байкал) оказались не в состоянии.

И тут очень кстати пришёлся новый опыт внедрения частно-государственного партнёрства. Компании «Континенталь Менеджмент» было предложено долевое финансирование строительства канализационно-очистных сооружений города Байкальска. Предполагалось, что на эти цели в программу создания системы замкнутого водопользования будут включены 30 млн. 870 тыс. рублей. Что было закреплено специальным документом, на котором были поставлены визы председателя совета директоров КМ Николая Макарова и генерального директора Андрея Волошина. Государство в этом программном протоколе представляли заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков и собственно губернатор Иркутской области Александр Тишанин.

Однако пуск очистных в июле 2007 года был сорван по очень простой причине – нехватке финансирования. «Континенталь Менеджмент» заявила, что с компании взятки гладки: на комбинате система водооборота смонтирована, и, если сейчас же отрубить от новых очистных город, комбинат готов начать работу в новом режиме. А уж за то, что не были сданы в срок муниципальные очистные – за то спрос с государства, и в первую голову – с администрации региона. Получается, что за всё должен ответить губернатор Тишанин, который и сроки сорвал, и деньги в бюджет вовремя не заложил…

При этом о существовании протокола о долевом строительстве очистных «Континенталь Менеджмент» распространяться как-то не любит. А когда правда об обязательствах компании всплыла, немедленно была представлена «веская» причина – бизнес готов выполнить свои обязательства, но только после того, как муниципалитет ли, областная администрация ли погасят БЦБК накопленные долги за очистку канализационных стоков.

В правовом отношении администрация Иркутской области к БЦБК не имеет никакого отношения: 49% акций находится в федеральной собственности. Решение о прекращении сбросов в озеро принято правительством. Сроки также установлены федеральным центром. Прибыль от деятельности БЦБК получает «Континенталь Менеджмент». Проект, в котором очистные города и комбината выполнены в одной технологической схеме, вообще остался от СССР – правопреемником которого, кстати, является Российская Федерация. А финансировать строительство очистных будет Иркутская область в одиночку…

При этом область-то о своей социальной нагрузке помнит. Именно губернатор Александр Тишанин инициировал подписание того самого протокола о долевом строительстве, именно его подчинённые во главе с заместителем губернатора Юрием Параничевым давили и давят на «Континенталь Менеджмент», чтобы заставить платить. Именно в результате этого давления, а не по доброте душевной бизнесмены сегодня вынуждены искать дополнительные источники финансирования канализационных очистных сооружений. Усилия же КМ как «партнёра» области нацелены несколько в ином направлении. Через Законодательное собрание региона удалось протолкнуть поправки в бюджет, которые бремя расходов на покупку оборудования для очистных в г. Байкальске полностью переносят на областную казну.

А сейчас «Континенталь Менеджмент» подталкивает администрацию региона к тому, чтобы она обратилась с письмом в Министерство природных ресурсов с ходатайством о переносе сроков запуска очистных в Байкальске, тем самым сваливая всю ответственность на область.

Вот такое получается «партнёрство»: один партнёр извлекает прибыли, продавая целлюлозу, сделанную на хрустальной байкальской воде, а другой тащит воз проблем – канализационные стоки, расходы на социальную сферу, а теперь ещё и долги муниципалитета. Может, пора партнёру – того – ручки-то выкрутить?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры