издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Комплекс лидера

Иркутску предлагают побороться за статус столицы макрорегиона

Иркутская область может побороться за статус столицы Восточной Сибири. Озвученная Минрегионразвития схема деления страны на макрорегионы относит наш субъект к Восточно-Сибирской группе, в которую входит Красноярский край, известный своими столичными амбициями. Мнения экспертов разделились. Часть считает, что такое объединение лишит регион всех шансов на развитие. А вот в «связке» с Дальним Востоком Иркутск может стать лидером. Другие уверены — при любом «раскладе» макрорегионов статус столицы Иркутск себе уже не вернёт. А поэтому нужно держаться сильного лидера — Красноярского края.

Впервые идея макрорегионов прозвучала из уст Президента РФ Владимира Путина в декабре 2007 года. А уже в январе министр регионального развития Дмитрий Козак заявил, что готова предварительная схема разбивки на макротерритории, согласованная с правительством. До конца года схема должна быть утверждена, считает Козак. Если брать за основу предварительную «карту», то восток России делится на три макрорегиона — Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Республики Бурятия, Тыва, Хакассия, Забайкальский край и Иркутская область отнесены к Восточно-Сибирскому региону, сюда же — Красноярский край. С точки зрения федеральной управленческой логики деление верно. Если Красноярск относят к Западно-Сибирскому региону, то он вступает в конкуренцию с явным лидером — Новосибирском, который закрепил за собой функции сибирской столицы. Дальневосточный макрорегион ориентирован на Владивосток. Таким образом, Красноярску выгодно позиционировать себя как столицу Восточной Сибири, поскольку другие субъекты, входящие в группу, явных лидерских амбиций не обнаружили.

Интересно, что в недрах Минрегионразвития вызрела ещё одна, параллельная схема. Около года назад по указу Президента РФ была создана государственная комиссия по развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Тогда же была презентована концепция развития этой территории, в которой «целесообразным» называлось «формирование макрорегиона в Сибирско-Дальневосточной части» России. В него должны были войти Дальневосточный округ, Читинская и Иркутская области и Республика Бурятия. Макрорегион должен был иметь три опорных центра — Иркутск, Хабаровск и Владивосток. Поскольку Иркутская область имеет самую высокую долю промышленного потенциала (33,3%), в этой схеме ей отводится роль центра управления индустриальными ресурсами. Приморье оперирует новыми типами ресурсов, а Хабаровск берёт на себя роль «суперпозиции» управленческих воздействий двух центров и становится политической столицей. Как заявил в январе 2008 года замминистра регионального развития Камиль Исхаков, стратегия развития макрорегиона до 2025 года должна появиться в июле.

Депутат Заксобрания Алексей Козьмин считает, что схема, где Иркутская область включена в один регион с Красноярском, дублирует «сетку» советского времени, не учитывая современных экономических связей между субъектами федерации. Парламентарий уверен, что Красноярский край ориентирован экономически и социально на Западную Сибирь, а не на Восточную. Вместе с тем Республика Бурятия, Читинская область и Якутия (в предварительной схеме отнесённая к Дальнему Востоку), напротив, нацелены на Иркутск.

По мнению кандидата исторических наук Артёма Ермакова (Москва), Иркутск может сделать попытку вернуть себе статус столицы. «Проблема региональной столицы — это проблема развития по-хорошему агрессивной подвижности границ и амбиций региональной элиты, — заявил он на «круглом столе» «Чужие мифы о русской истории». — Если элита региона сосредотачивается на решении проблем местного устройства, она проигрывает не только в общей динамике развития, но и в удержании контроля над ещё вчера, казалось бы, послушной провинцией. Граница должна двигаться. Либо от центра, либо к центру. Оставаться неподвижной она не может — рядом возникают центры силы, которые начинают старых лидеров расталкивать локтями».

— Наш город находится в очень неудобном положении, — считает доктор исторических наук Марк Меерович. — Если раньше формально он был административной столицей Восточной Сибири, то теперь с двух сторон на периферии. Он оказался на границе между бурно развивающимся Красноярско-Новосибирским регионом и Дальним Востоком. Нет Восточной Сибири как отдельно спозиционированного субъекта, у которого было бы чем себя зафиксировать на фоне страны. Красноярску и Новосибирску удалось стянуть на себя действительно мощные программы регионального развития. Или мы встраиваемся в новую концепцию макрорегионов со столь же необычной идеей, или остановимся в развитии.

«В Красноярске работают хорошие лоббисты, но дело не заканчивается лоббизмом, — считает депутат Госдумы Сергей Колесников. — Это реальный лидер сразу в нескольких направлениях, к которому можно «подцепить» другие регионы. Иркутск точно локомотивом не смотрится». По мнению парламентария, крупный проект типа комплексного развития Верхнего Приангарья по примеру Красноярского края, где реализуется проект Нижнего Приангарья, мог бы дать Иркутску шанс на лидерство в связке с Читой, Бурятией и Якутией. «Но агломерация — не тот уровень, который выводит в лидеры», — считает Колесников.

Политолог Алексей Мазур считает, что «рациональное зерно» в идее макрорегионов есть. «Но, скорее всего, затея либо умрёт, либо кончится появлением новых дублирующих бюрократических структур без повышения эффективности управления», — прогнозирует он. Однако если схема будет реализована, то для Иркутской области предпочтительнее включение в один макрорегион с Красноярским краем, полагает политолог. «У двух регионов примерно один уровень инфраструктуры, количество населения, структура промышленности и полезных ископаемых, — говорит он. — А Дальний Восток — огромная малонаселённая территория, для которой характерны деградация инфраструктуры и большие проблемы в управлении. С Красноярским краем больше шансов на успешное развитие». Однако в этом варианте Иркутску стоит забыть о столичности, поскольку уже сейчас Красноярск формально позиционирует себя как вторая столица СФО. Иркутску же, по мнению политолога, чтобы преодолеть отставание в развитии от других сибирских городов, нужно двигаться быстрее остальных.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры