издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если учитель на коленях…

  • Автор: Евгений ПРОСЕКИН, доцент

Заставила взяться за перо публикация, появившаяся в «Восточке» 24 января нынешнего года под заголовком «Если педагог ставит двойку, то лишь самому себе». Конфликт между учительницей физики одной из иркутских школ и её учеником, закончившийся столь плачевно (учительница с несколькими ножевыми ранениями, а ученик – в колонии) на памяти многих. Не потому, что он сенсационен сам по себе: ученик поднял руку с ножом на преподавателя. А потому, что, как раз наоборот, подобные драматические ситуации возникают в школах и вузах всё чаще, становятся абсолютно типичными.

Мнение подписавшихся под публикацией преподавателей Иркут-ского педагогического университета однозначно на стороне ученика и его родителей. Что ж, это их точка зрения, правда, показавшаяся мне несколько странной: как-никак педагогический университет – та самая кузница кадров, которая профессионально готовит школьных учителей, и лично мне хотелось бы большей объективности в оценке случившегося. Но если отвлечься от частного происшествия и проанализировать само явление, явившееся его истоком? Наши реалии таковы, что, начиная с перестроечных реформ, престиж учителя резко упал. В финансовом и социально-психологическом плане педагоги – самые униженные люди. Грехи школьного образования пытаются все кому не лень свалить на их головы. В современной общеобразовательной школе почти нет учителей-мужчин. Чтобы они появились в школьном классе, нужно, чтобы зарплата давала им возможность нормально содержать семью.

Сейчас много говорится о национальном проекте «Образование», и не только говорится, но многое делается. Цифровая техника, компьютеры приходят в обычные школы. Но если статус учителя останется по-прежнему низким, если школа в её педагогическом составе останется «женской», вряд ли удастся в воспитании подрастающего поколения добиться коренных сдвигов. Нынешние учащиеся в большей части – качественно другие молодые люди, чьи взгляды и характер формируются в среде рыночной экономики. У них совершенно иные нравственные ценности. И если не все, то многие из них смотрят на школьного (да и вузовского учителя) свысока. Учителям приходится прилагать немало физических и душевных сил, чтобы «держаться на плаву», доводить «до ума» своих питомцев.

А вот теперь задумайтесь, из кого формируется современное студенчество – разве мало среди тех, кто приходит сегодня в вузы, молодых людей, схожих по взглядам с учеником, поднявшим нож на учителя? Сейчас у большинства студентов нет желания получать знания по избранной специальности. У многих поступивших в высшее учебное заведение на коммерческой основе нет вообще никакой мотивации к учению. Они уверены: раз заплачены деньги, преподаватель обязан ставить в зачётках только положительные отметки. Я сам вузовский преподаватель и знаю, в какую унизительную ситуацию попал российский вуз – в зависимость именно от денег, которые платят родители «коммерческих» студентов. Их ведь нельзя отчислить за неуспеваемость: вуз тогда лишится немалого дохода. Тем более когда речь вообще идёт не о государственном, а о коммерческом вузе.

Возвращаясь к публикации, заставившей меня взяться за перо, скажу, что ее заголовок («Если педагог ставит двойку, то лишь самому себе») не выдерживает критики. Подобный тезис удобен лишь тем, кто пытается чернить учителя, кто ставит его на колени перед толстосумами, заставляя изменять прямому профессиональному долгу – учить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры