издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Золотое кольцо

Стоимость Маратовской развязки – от 3 до 5 млрд. рублей

К концу этого года Иркутск должен подойти с рабочим проектом Маратовской транспортной развязки. Однако пока идёт дискуссия, какая развязка предпочтительнее городу — с кольцевым движением или без. Стоимость кольца — 5,2 млрд. рублей, без него — 3,9 млрд. рублей. Дешёвый вариант меняет схему движения в городе. На что пойдёт Иркутск — на лишний миллиард расходов или «шанхайскую развязку», — предстоит решить на градсовете в середине мая.

Постоянные пробки и ДТП – визитная карточка этого кольца на стыке улиц Ангарская, Рабочая, Рабочего Штаба, Радищева и Баррикад. В сутки по Маратовской развязке проходит около 90 тыс. автомобилей. Развязка принимает и транзитные легковые машины, идущие с Качугского тракта (грузовые авто обычно уходят через Ново-Ленино). Власти несколько лет говорили о необходимости реконструкции развязки, но вплотную к рабочему проекту подошли только сейчас. 6 мая вопрос обсуждался на Высшем административном комитете Иркутска. Новая развязка уже есть в генеральном плане Иркутска. Но при детальной проработке оказалось, что придётся выбирать между классическим кольцом и более дешёвой «шанхайской развязкой» (тип бескольцевой развязки).

Авторы проекта – инженеры ОАО «Иркутскгипродорнии» – предложили соединить напрямую улицу Ангарскую и Баррикад. Реконструировать придётся участок дороги длиной около 1,5 км, начиная с района улицы Николаева и заканчивая районом переулка Пивзаводского. Ось трассы станет шестиполосной, а пересекающие улицы – четырёхполосными. Магистральная трасса, вписываясь в улицу Баррикад, может уйти по перспективному направлению вдоль реки Ушаковки в сторону улицы Ширямова. Для удобства пешеходов должны появиться двухуровневые переходы в районах улиц Рабочего штаба, Ангарской, Радищева и Баррикад. Территория Знаменского монастыря остаётся нетронутой.

Дорогая игрушка

Было создано три основных варианта. Два первых – на основе кольцевого движения (один с тоннелем, второй – с эстакадой). Третий – без кольца, на базе изменения схемы движения по пересекающим улицам и пробивки Карла Маркса в сторону Радищева. Первый вариант – это пятиполосное кольцо, которое пересекает магистральную трассу сверху над тоннелем. Сам тоннель длиной 128 м завершает 900-метровый участок основной трассы, соединяющей улицу Ангарскую и Баррикад. Под развязку отводится 17 га, придётся снести или перенести в другое место 63 жилых строения, в том числе и памятники. Ориентировочная стоимость проекта – 5,4 млрд. рублей в ценах 2007 года. Как заявила инженер проекта дорожного департамента ОАО «Иркутскгипродорнии» Татьяна Ушакова, проект был исключён из дальнейшей разработки, поскольку требовал переноса около 42 км сетей.

Второй вариант – почти точная копия первого. Но вместо тоннеля предполагается эстакада над кольцом. Максимальная её высота – 10 м, длина – 424 м. Цена проекта чуть ниже – 5,2 млрд. рублей (нужно перенести только 23 км коммуникаций). Однако эстакада частично перекрывает вид на Знаменский монастырь. При «перегретых» настроениях вокруг сохранения культурно-исторического наследия Иркутска этот аргумент не последний. «Когда эстакада проходит сверху, фактически визуальная связь между центральной частью города – собором Богоявления и Знаменским монастырём – прерывается, – заявила начальник научно-исследовательской проектной мастерской «Иркутскгражданпроекта» Надежда Красная. – Сам монастырь получается за прозрачной, или полупрозрачной, стеной. Транспортная схема генплана была согласована органами охраны только в тоннельном прохождении». Впрочем, Татьяна Ушакова считает, что видимость монастыря ухудшается незначительно. Ведь его можно осмотреть и с путепроводов, есть ещё один вид с Ангары.

В одну сторону

Однако решающим аргументом, похоже, стала стоимость. Третий вариант, развязка без кольца, оценивается дешевле – в 3,9 млрд. рублей. Но при этом она нарушает генплан — ось основной трассы примерно на 50 м отодвинута в сторону реки Ушаковки от нормы (иначе плюсом придётся сносить 24 строения, в том числе и новые дома). Трасса идёт в выемке около трёх метров, что позволяет построить насыпь в 6,5 м и два путепровода по направлениям улиц Рабочая – Рабочего Штаба и Карла Маркса – Радищева (улица Карла Маркса пробивается в направлении Радищева). По генплану торгового центра «Фортуна» в продолжение Карла Маркса будет построена эстакада длиной 379 м (от торгового центра «Электрон» в сторону улицы Баррикад). В плане развязки предусмотрен второй четырёхполосный мост через Ушаковку. Путепровод над основной трассой продолжит линию, после чего она уйдёт на Радищева. В целом под развязку предлагается отвести 20 га. Снести придётся всего 44 строения.

Но при такой схеме улицы, пересекающие основную трассу, станут односторонними. В сторону центра односторонний проезд придётся организовать по улицам Рабочей и Рабочего Штаба. Из центра — по Карла Маркса, Радищева, Петрова и переулку Трубецкого. Три последних придётся реконструировать. Движение по улице Декабрьских событий на участке от улицы Рабочей до Карла Маркса планируется повернуть в сторону Карла Маркса. Франк-Каменецкого становится односторонней от Карла Маркса до Рабочей. Разработчики попытались увязать развязку с планами строительства пятого моста через Ангару и даже скоростного трамвая. Последний должен идти по мосту и уходить в сторону территории ТЦ «Фортуна» к вокзалу, пересекая улицу Рабочую.

По мнению депутата Гордумы Юрия Коренева, схема усложнит жизнь автомобилистам. К примеру, из-за одностороннего движения по улице Рабочей выехать в сторону развязки со сквера Кирова можно, сделав большой круг по Декабрьских событий и Карла Маркса. А вернуться в центр – обогнув «по крюку» Петрова, переулок Трубецкого и улицу Рабочего штаба. В результате фактический размер «кольца» для автомобилиста значительно увеличивается. А вот в ГИБДД города уверены: с точки зрения управления движением, односторонние улицы безопаснее. В прошлое уйдут «стоящие» перекрёстки Декабрьских событий с Рабочей и Карла Маркса. Пробка исчезнет с перекрёстка Октябрьской революции – Франк-Каменецкого. Строительство не станет для Иркутска очередной долгоиграющей проблемой, поскольку пропускная способность развязки при реализации третьего варианта практически не уменьшится, заявили сотрудники автоинспекции.

Ряд экспертов считают, что вариант бескольцевой развязки сомнителен в городе, где проектируемая численность населения к 2027 году должна достигнуть 600-700 тыс. человек. А вот сторонники проекта как раз в этом и видят плюс – развязку без кольца не надо будет в будущем перестраивать под выросший поток. Ежегодный перспективный прирост движения на развязке — 4%, заявила Татьяна Ушакова. Это означает, что кольцо через 20 лет придётся регулировать не менее чем 12 светофорами, а по нормам кольцевых развязок это – минус.

Третий вариант имеет ряд отступлений от норм генплана. Поэтому стоит просчитать, как это может сказаться на движении по магистральным кольцам города, отметили эксперты. Схема нуждается в более точной увязке с транспортной схемой центра Иркутска, уверен главный архитектор предприятия «Фортуна», заслуженный архитектор РФ Владимир Стегайло. Юрий Коренев предложил обсчитать в проекте все «смежные» риски (к примеру, обустройство улиц, которые напрямую не входят в зону развязки). По мнению депутата, в этом случае стоимость проекта может превысить 3,9 млрд. рублей. Однако сторонники проекта считают, что сверхнормативные траты возможны и во втором варианте, а город не может не учитывать экономию в 1,3 млрд. рублей.

Строительство разбито на шесть этапов, точные привязки к годам не даются. Татьяна Ушакова уточнила, правда, что проект создан на 20-летнюю перспективу. Первые работы, согласно представленной на ВАК презентации, должны начаться по правому берегу с пробивки Карла Маркса и постройки эстакады. Оценочная стоимость этого этапа – 1,8 млрд. рублей. Впрочем, пока руководство предприятия «Фортуна» довольно осторожно комментирует собственное участие в проекте. Владелица предприятия Нина Чекотова заявила, что финансовая сторона вопроса не обсуждалась, «Фортуна» просит «дать какой-то промежуток времени» и готова озвучить свои предложения после утверждения одной из схем. По информации «ВСП», финансирование строительства эстакады планируется долевым.

Мэр Иркутска Владимир Якубовский заявил, что в ближайшее время «нужно определиться» по собственности на земли, которые отходят в зону развязки (в створе улицы Карла Маркса земли были отведены предприятиям «Фортуна» и «Сибатом»). Градоначальник считает, что выпадающие земли в связи со строительством эстакады должны быть «максимально использованы» под многоуровневые и открытые стоянки. «Фортуне» рекомендовано сделать местный съезд с улицы Карла Маркса для доступа к стоянкам. Какой из двух проектов развязки получит воплощение, решит градсовет, который состоится 20 мая.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры